Идеология крепостнической реакции

Идеологами крепостнического лаге­ря были С. С. Уваров, М. П. Пого­дин, С. П. Шевырев и др. Они про­поведовали откровенно реакцион­ные политические и религиозно-мистические идеи, на­правленные на оправдание и укрепление крепостниче­ских порядков в России.

В начале 30-х годов министром просвещения Уваро­вым были выдвинуты реакционные принципы «право­славия, самодержавия, народности», преследовавшие цель доказать, что русский народ по природе своей на­род религиозно-мистический, покорный, преданный ца­рю, православной церкви и помещикам. Вслед за Ува­ровым эти идеи усиленно пропагандировали Погодин, Шевырев, Булгарин, Греч и др. Идеологи крепостниче­ского лагеря объявили самодержавие наилучшей фор­мой государственной власти в России, выдвинули рет­роградную концепцию самобытности исторического пу­ти русского народа, согласно которой России чужды классовые противоречия и революционные преобразова­ния, а русскому народу присущи смирение и беспре­дельная преданность самодержавию.

Философы этого лагеря Карпов, Новицкий, Юркевич и другие пропагандировали отсталые идеалистические и богословско-мистические теории, выступали против ма­териализма и атеизма, ставили философию на службу теологии, проповедовали учение о бессмертии души, о свободе человеческой воли, о божественной премудро­сти и неисповедимости путей творца. Они стремились подчинить науку религиозным догматам, посеять неверие в человеческий разум.