Плеханов о законах развития общества о роли народных масс и личности в истории

Вслед за Марксом и Энгельсом,Плеханов показывает в своих сочинениях, что изменения в производительных силах и вызванные ими изменения в производственных отношениях людей влекут за собой перемены в «состоянии умов», в идеях, чувствах, верованиях людей. Но что же заставляет раз­виваться производительные силы и изменяет их уро­вень? Отвечая на этот вопрос, Плеханов в основном верно решал вопрос о роли географической среды, счи­тая ее одним из условий развития производительных сил, хотя иногда допускал неточные формулировки, со­гласно которым географическая среда рассматривалась как первооснова общественной жизни, от которой за­висит, удастся ли человеку употребить в дело свою «способность изобретать». В общем же Плеханов пра­вильно считает, что причины развития производитель­ных сил заключаются в том способе материального производства, который господствует в данную историческую эпоху.

Общественные отношения, в основе которых лежит способ материального производства, и законы, по ко­торым они развиваются, объективны, независимы от знания и воли людей. Материальные, производ­ные отношения, существующие вне сознания людей, социальных групп и классов в обществе. «...Обществен­ные отношения людей,— писал Плеханов,— не пред­ставляют собой плода их сознательной деятельности. Люди сознательно преследуют свои частные, личные цели. Каждый из них сознательно стремится, поло­жим, к округлению своего состояния, а из совокупно­сти их отдельных действий выходят известные общест­венные результаты, которых они, может быть, совсем не желали и, наверное, не предвидели» (Г. В. Плеханов. Избранные философские произведения в томах, т. I, стр. 594.). Речь шла у Плеханова о досоциалистических, антагонистических формациях.

В произведении «К вопросу о роли личности в ис­тории» Плеханов раскрыл диалектику общего, особен­ного и единичного в закономерном развитии общест­венной жизни. Считая всеобщей, конечной причиной исторического движения человечества развитие произ­водительных сил, вызывающее последовательные изме­нения в общественных отношениях людей, Плеханов требовал, чтобы в социологических исследованиях вы­яснялись также особенные причины исторического движения различных народов, т. е. та специфическая историческая обстановка, при которой совершается раз­витие производительных сил у данного народа. Вместе с тем необходимо учитывать единичные проявления этих причин, т. е. специфические особенности действую­щих в истории лиц и различные исторические случай­ности, «благодаря которым события получают, наконец, свою индивидуальную физиономию» (Г. В. Плеханов. Избранные философские произведения в пяти томах, т. II, стр. 332).

Творцами истории общества Плеханов считал народ­ные массы; он доказывал, что ни один великий шаг в историческом движении человечества не может совер­шаться без участия великого множества людей, т. е. масс. «Кто разрушил Бастилию?— спрашивал Плеха­нов.— Кто сражался на баррикадах в июле 1830 и в феврале 1848 г.? Чье оружие поразило абсолютизм в Берлине? Кто сверг Меттерниха в Вене? Народ, народ, народ, т. е. бедный трудящийся класс, т. е. преимущественно рабочие... Никакими софизмами нельзя вычеркнуть из истории тот факт, что решающая роль в борьбе за­падноевропейских стран за свое политическое освобож­дение принадлежала народу и только народу» (В. Плеханов. Соч., т. Ш. М. – Пг., 1923, стр. 402).

Критикуя субъективно-идеалистические теории об «инертной толпе» и «всесильном герое», Плеханов дока­зывал, что выдающиеся личности благодаря особенно­стям своего ума и характера могут изменить лишь ин­дивидуальную физиономию событий инекоторые част­ные их последствия, но они не могут изменить их общее направление, которое определяется в последнем счете развитием производительных сил общества. Роль под­линно великих людей, по Плеханову, состоит в том, что они раньше всех осознают новые общественные потреб­ности и хотят сильнее других изменений общественных отношений. «Великий человек является... начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее дру­гих. Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные пре­дыдущим развитием общественных отношений; он берет на себя почин удовлетворения этих нужд» (Г.В.Плеханов. Избранные философские произведения в пяти томах, т.II, С.333). Передовые общественные деятели раньше и лучше других предвидят те перемены, которые должны совершиться в обще­ственных отношениях. Сознание безусловной необходимости данного явления, утверждает Плеханов, усиливает энергию человека и делает его одной из сил, способствующих наступлению этого явления.