Разработка проблем эстетики

В трудах, посвященных проблемам эстетики («Письма без адреса», «Искусство и общественная жизнь» и др.), Плеханов применял Марксову теорию историче­ского материализма к эстетике, ярко и убедительно кри­тиковал идеалистические теории и реакционные течения современного буржуазного искусства. В «Письмах без адреса» он доказывал, что «отныне критика (точнее, на­учная теория эстетики) в состоянии будет продвигаться вперед, лишь опираясь на материалистическое понимание истории. Я думаю также,— говорил Плеханов, имея в виду русскую революционно-демократическую крику,— что и в прошлом своем развитии критика при­обретала тем более прочную основу, чем более прибли­жались ее представители к отстаиваемому мною истори­ческому взгляду» (Г. В. Плеханов. Избранные философские произведения в пяти томах, т. V. М., 1958, стр. 312).

Плеханов отстаивал точку зрения марксизма на искусство как на специфическую форму общественного сознания, развитие которой в конечном счете обусловлено трудовой деятельностью людей, зависит от эконо­мики общества. «Искусство всякого данного народа всегда стоит в теснейшей причинной связи с его эконо­микой,— писал он. — Поэтому, приступая к изучению искусства у первобытных народов, я должен сначала указать главнейшие отличительные черты первобытной экономики» (Г. В. Плеханов. Избранные философские произведения в томах, т. V, стр. 318.). С возникновением классов искусство зави­сит от хода классовой борьбы, которая воздействует на психологию борющихся классов. Искусство, по Пле­ханову, не обособленная сфера индивидуального твор­чества, а явление общественное. Объективным мерилом совершенства произведений искусства служит соответст­вие художественной формы произведения его содер­жанию, замыслу; единство формы и содержания — за­кон развития искусства. В противоположность идеали­стическим взглядам, согласно которым в искусстве вы­ражаются только чувства и нет места мысли, Плеханов подчеркивает познавательную роль искусства, считает его «мышлением в образах». «...Искусство,— писал Пле­ханов,— начинается тогда, когда человек снова вызыва­ет в себе чувства и мысли, испытанные им под влияни­ем окружающей его действительности, и придает им из­вестное образное выражение» (Там же, стр. 285). Своеобразие искусства как формы общественного сознания состоит в том, что оно выражает чувства и мысли людей не отвлеченно, а в живых образах.

В своих работах Плеханов дал критический анализ формалистических течений искусства, проследил их идей­ный распад в современном буржуазном обществе, дока­зывал, что капитализм обесцвечивает искусство, зара­жает его буржуазным индивидуализмом, который закрывает от художников источники истинного вдохновения. Разлагающему искусству реакционной буржуазии Плеханов противопоставлял ростки передового реа­листического искусства, выражающего интересы рабе чего класса, народных масс.