Место Плеханова в истории марксистской философии

Марксистские философские работы Плеханова помогали защите материалистического мировоззрения и способствовали его распространению в условиях предреволюционной эпохи. Но Плеха­нов не мог поднять и не поднял марксизм и его фило­софии» на новую, высшую ступень, соответствующую требованиям революционного рабочего движения новой исторической эпохи империализма и пролетарских ре­волюций, новейшей революции в науке. Новый, высший этап развития марксизма, его философии связан с тео­ретическими трудами и деятельностью В. И. Ленина.

В XX в., в условиях новой революционной эпохи, характера и особенностей которой не смог понять Пле­ханов, его работам, написанным в меньшевистский пе­риод деятельности (1903—-1917), присущи серьезные ошибки и отступления от революционного марксизма. В этих работах сказывался отрыв теории от практики революционного рабочего движения. Плеханов, не по­няв руководящей роли пролетариата в буржуазно-де­мократической революции и значения союза рабочего класса с крестьянством, выступил против вооруженного восстания 1905 г. в Москве. Усугубляя разрыв между марксистской теорией и практикой социал-демократиче­ских партий, присущий II Интернационалу, и следуя его догме, согласно которой социалистическая револю­ция может начаться только в высокоразвитых в про­мышленном отношении странах, Плеханов отрицательно относился к Великой Октябрьской социалистической Эволюции, считая ее «нарушением всех исторических «законов».

Правда, и в 1904—1913 гг. Плеханов стремился про­филировать философские идеи марксизма в рабочем движении, выступал против различных течений буржуазной философии и философского ревизионизма. Но и стороной его деятельности в то время было неумение творчески развить марксизм применительно к историческим условиям. Эту задачу могла решить и решила созданная Лениным марксистская партия нового типа, непримиримая к оппортунизму, соединившая теорию с практикой революционного рабочего движения.

Лучшее, что сделано Плехановым,— это его марк­систские философские труды, написанные главным об­разом в период до 1903 г., когда Плеханов был во II Интернационале одним из представителей революци­онного марксизма, диалектико-материалистической фи­лософии. После смерти Плеханова Ленин писал в 1921 г., что «нельзя стать сознательным, настоящим коммунистом без того, чтобы изучать — именно изу­чать— все, написанное Плехановым по философии, ибо это лучшее во всей международной литературе марксизма» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 42, стр. 290).