ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в

Во второй половине XIX в. упадок буржуазной фи­лософской мысли продолжается: будучи неравномер­ным, по-разному проявляясь в различных странах и в различные периоды, он повсеместно обнаруживает тен­денцию к усилению. Буржуазная философия в своих наиболее общих, существенных чертах отражает даль­нейшее обострение социальных противоречий и клас­совой борьбы. Идеи марксизма, особенно после выхода в свет первого тома «Капитала», завоевывают широкие массы пролетариата и постепенно вытесняют из его сознания мелкобуржуазные социалистические учения. Отныне политическое и духовное развитие буржуазии отмечено неустанными попытками отвести угрозу суще­ствованию капитализма, защитить его экономические, политические и идеологические устои.

Развитие буржуазной философской мысли проходит этот период под знаком борьбы против материализ­ма, рационализма и в особенности против марксизма. Это общее ретроградное движение буржуазной фило­софии оказывается весьма сложным, противоречивым. Нo происходит в условиях быстрого прогресса естествознания, с чем не может не считаться реакционная Дуалистическая философия. Но буржуазные философы, отвергая диалектико-материалистические выводы, вытекающие из открытий естествознания, становятся гонами давно превзойденных идеалистических систем, которые они пытаются оживить и модернизировать.

Развитие буржуазной философии во второй половине XIX в. в основном продолжается в тех же двух главных форма, в которых оно проходило с начала ее упадка – в первой половин века. С одной стороны, в ней встречаются наукообразные течения, претендующие на философское истолкование научного познания, на деле же внедряющие агностицизм иидеализм в на­уку о природе и обществе. С другой стороны, получают все большее распространение иррационалистические те­чения, более или менее откровенно враждебные науке общественному прогрессу.