Механистический эволюционизм Спенсера

Краеугольным принципом всего научного познания Спенсер считает положение о неуничтожимости вещества, имея в виду при этом неуничтожимость силы. Понятие силы первоначально истолковывалось Спенсером так, что в него, по существу, включалось и представление о бо­жественной силе. В дальнейшем физический аспект по­нятия силы выступает у Спенсера на первый план. Од­нако Спенсер ошибочно считает, что тезис о постоянст­ве силы или о неуничтожимости вещества, будучи осно­вополагающим принципом всего научного знания, не может быть доказан опытом, а вытекает из природы нашего мышления и есть лишь его необходимый посту­лат. На самом же деле положение о неуничтожимости и несотворимости материи представляет собой теорети­ческий вывод из фактических данных, вывод, получив­ший экспериментальное подтверждение.

Из постулата о постоянстве силы, согласно Спенсе­ру, вытекает принцип постоянства движения. Исходя из этих принципов, Спенсер определяет свой основной закон — закон эволюции. Эволюция, согласно Спенсеру,— это тот всеобщий элемент опыта, который обеспечивает требуемое философией единство знания и дает возможность понять любые явления и природы, и общества. Такая постановка вопроса представляет собой определенную заслугу Спенсера. Однако развитие Спенсер понимает сугубо метафизически и механистически.

В эволюции Спенсер различает три момента: 1) переход от простого к сложному (интеграция или концентрация) 2) переход от однородного к разнородному (дифференциация); 3) переход от неопределенного к определенному (возрастание порядка). С учетом тех изменений которые в ходе эволюции претерпевает движение вещей, Спенсер дает следующую формулу закона «эволюция есть интеграция вещества, которая сопровождается рассеянием движения и в течение которой вещество переходит из состояния неопределен­ной, бессвязной однородности в состояние определен­ной, связной разнородности, а сохраненное веществом движение претерпевает аналогичное превращение» (Г. Спенсер. Основные начала, стр. 237).

Хотя Спенсер и уловил отдельные черты некоторых форм развития, попытка представить данную формулу как универсальную неосновательна. Эта формула ис­ключает возникновение качественно нового, изображая развитие лишь как постепенную перегруппировку имею­щегося в наличии материала. В ней ничего не сказано об источнике и движущих силах развития, она есть лишь описание некоторых внешних признаков процесса развития. Механистический и метафизический характер концепции Спенсера сказывается и в том, что эволюция, по его утверждению, «имеет предел, за который пере­ступить она не может» (Там же, стр. 291). Этим пределом, по Спенсеру, является равновесие системы или эволюционирующего агрегата, когда все противодействующие силы уравнове­шиваются. Правда, за состоянием равновесия раньше или позже наступает разложение (дезинтеграция). Не оно не является окончательным, за ним наступает новый цикл интеграции вещества и движения. В конечном итоге Спенсер приходит к теории круговорота, преодолеть ко­торую ему мешал метафизический характер его учении.