Просвещение на территории средневековых государств Закавказья.

Существовавшие в начале средних веков школы на территории Западной Грузии (Колхиды) и Армении во многом напоминали школы античного мира.

В Колхиде школы открывались обычно при церквях или монастырях, в них обучали литературе, астрономии, математике, музыке, теологии. Знание греческого языка было обязательным уже при поступлении в школу. Следовательно, чтобы посту­пить в возрасте 6—7 лет в школу, ребенок должен был полу­чить предварительную подготовку. Такую подготовительную «школу» ребенок проходил в любой семье, которая могла при­гласить учителей для обучения не только своих, но и посто­ронних детей, как это было распространено в Западной Евро­пе в системе рыцарского воспитания. В колхидских школах в процессе обучения использовались рукописные книги по тео­логии, истории Грузии, о повадках животных, толкования древ­них и новых книг, псалмы Давида, книги об иудейских, персидских, римских и византийских императорах.

В конце X — начале XI в. Грузия стала централизованным государством, что способствовало развитию городов, ремесел, торговли, культуры. В частности, гениальный поэт Шота Руставели написал в то время своего «Витязя в тигровой шку­ре». Эта поэма вошла в сокровищницу мировой литературы. Шота Руставели предвосхищал идеи гуманистов раннего Воз­рождения, отстаивая право личности на свободу, идеи това­рищества и сотрудничества людей, патриотизм и др.

Развитие культуры отразилось в первую очередь на школе. Для преподавания приглашались образованные наставники. Наиболее способные дети продолжали обучение в Византии, Гелатской академии, называвшейся «вторыми Афинами», или в Икалтойской академии, включавшей в свою программу по­мимо «семи свободных искусств» и медицинское образование.

Среди деятелей просвещения Грузии той эпохи был широ­ко известен Георгий Мтацминдели. Собрав свыше 80 сирот, он организовал для них воспитательно-образовательное учрежде­ние с целью подготовки к поступлению в Иверскую монас­тырскую школу. Поскольку дети были разных возрастов, Мтац­миндели разделил их на возрастные группы, разработав для каждой соответствующую программу обучения. Обучение он организовал таким образом, чтобы оно соответствовало при­роде ребенка: в процессе обучения использовались физические упражнения и подвижные игры, которые чередовались с ум­ственными занятиями.

Оригинальное нововведение в начальное обучение было предложено крупнейшим философом, историком, грамматиком, астрономом Иоанном Петрици (XI—XII вв.). В частности, в обучении родному языку он опирался на такие не сформулирован­ные еще тогда дидактические принципы, как сознательность, переход от простого к сложному.

Появление в литературе поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» оказало большое влияние на концепцию воспитания того времени, поскольку здесь не только были прекрасно описаны возможности светско-рыцарского обра­зования, приобретавшего популярность в обществе, но и содержалась глубокая философская идея о зависимости доб­родетели от уровня человеческих знаний и разума.

К XII в., хотя церковь и продолжала сохранять контроль за учебными заведениями, наблюдалась постепенная секуляриза­ция школы. Желающих получить образование становилось зна­чительно больше, чем могли вместить существовавшие церков­ные школы. Состоятельные семьи отправляли своих детей в Рим, менее обеспеченные горожане использовали практику учениче­ства по западноевропейскому образцу, отдавая своих детей на обучение какому-либо ремеслу к мастеру-наставнику. При этом мастер должен был быть в достаточной степени грамотным.

Влияние западноевропейской системы образования и Ви­зантии на школу средневековой Грузии было весьма силь­ным. Вместе с тем в традиционных школах использовались учебные пособия, в которых находили отражение лучшие на­циональные традиции, особенности родной истории, языка и культуры в целом.

Армения, в течение долгого времени, находясь в зависимос­ти от Персии и Византии, лишь к середине VI в. получила от­носительно независимое положение. Благодаря созданию еще в V в. армянским просветителем Месропом Маштоцем (361—440) национального алфавита после получения независимости в Армении стали открываться школы с обучением на родном языке. Но уже в VIII в., в связи с нашествием арабов, успешные начи­нания в области просвещения приостанавливаются, и только в XI в. происходит истинное возрождение государственной и куль­турной независимости Армении. Снова открываются школы на родном языке, и центром образования становится столица — Вагаршапат, откуда лучшие ученики направлялись для просве­тительской деятельности и распространения армянской грамо­ты и христианства по всей стране.

В столичных учебных заведениях изучались армянский, греческий и сирийский языки, история, музыка, теология, естественнонаучные предметы. Учащиеся старшего возраста получали также некоторую подготовку в области методики преподавания, с тем, чтобы они могли работать учителями.

Учебные заведения в Армении того времени были государ­ственными, церковными, общественными и частными, под­разделяясь на элементарные школы, повышенные училища, семинарии и церковно-монастырские школы, готовившие проповедников. Обучение длилось: от 2 до 5 лет - в элементар­ных школах; от 4 до 6 лет — в церковных; 7—8 лет — в школах повышенного типа.

На содержание образования в этих школах сильное влияние оказывало возрождение сложившегося еще в V в. светского грекофильского направления культуры. Именно благодаря этому направлению система образования принимала все более светс­кий характер: познание внешнего мира приводилось в соответ­ствие с развитием и совершенствованием самого человека.

Крупнейший просветитель Мовсес Хоренаци (V — начало VI в.) рекомендовал воспитывать молодое поколение на примерах героического прошлого своего народа. Для выра­ботки умения формировать ум и душу детей необходимо, по его мнению, создавать специальные учебные заведения для подготовки высокообразованных и нравственно безуп­речных учителей и наставников.

Наивысший экономический подъем и восстановление науки и культуры приходится в Армянском государстве на XII—XIV вв. В то время получили развитие такие отрасли зна­ния, как химия, медицина, математика, астрономия, кото­рые, в свою очередь, способствовали развитию экономики и культуры в целом. Центром подготовки специалистов в этих областях знания стали учебные заведения типа западноевро­пейских университетов. Курс обучения здесь длился 7—8 лет и включал в себя изучение философских, экономических, математических, политических, гуманитарных наук, а так­же Ветхого и Нового заветов. Оканчивающие сдавали пись­менные экзамены и держали выпускную речь, после чего им присваивался титул вардапета, приближавшийся к званию профессора в средневековой Европе.

По общему образцу средневекового Востока отдельные армянские просветители открывали свои высшие школы, где сами и преподавали. Так, философ Ованес Саркаваг Имастасер (ок.1055—1129) организовал школу в городе Ани, которая стала одной из лучших в стране. Преподавательс­кую деятельность он сочетал с научной работой, перево­дил и комментировал труды античных мыслителей. Касаясь вопросов обучения, он придерживался мнения, что каждо­му виду ремесла, искусства или науки должны соответство­вать свои методы и способы обучения. Сам он разработал новый подход для первоначального обучения детей — ме­тод одновременного овладения чтением и письмом.

Одним из самых крупных в Армении XIV в. центров на­уки считался Татевский университет, основателем которо­го был общественный деятель и философ Ованес Воротнеци (1315—1386). Его философско-педагогическое наследие считается наивысшим достижением средневековой армянс­кой теоретической мысли. Оно получило развитие в трудах его знаменитого ученика Григора Татеваци (1346—1409), которого уже при жизни называли «трижды великим ар­мянским философом и учителем». Музыкант, живописец, мыслитель, он возглавлял высшую школу Апракунис, чи­тал лекции по различным наукам в других учебных заведе­ниях. Учебные пособия и методические рекомендации Та­теваци пользовались широкой популярностью.

В конце XIV в. Армения была оккупирована полчищами Тимура. С 1555 г. Западная Армения перешла к Турции, а Восточная — к Персии. Если до середины XV в. Армения еще сохраняла свои национальные традиции, то, начиная с его середины, армянская национальная культура приходит в упадок.