В системе отношений, регулируемых этикой, особое место в последнее время стало занимать отношение человека к природе. В связи с этим и перед педагогической этикой встала задача расширения традиционного предметного поля за счет включения в него моральной регуляции отношения к природе как равноправному субъекту. Речь идет о формировании такого рода отношения у подрастающих поколений, на плечи которых в скором будущем ляжет вся тяжесть решения нынешних и грядущих экологических проблем и, следовательно, ответственность за судьбу человечества.
Необходимость формирования в системе «Человек – Общество – Природа» этих отношений вызвала к жизни становление новой отрасли этического, знания – экологической этики, которая расширяет диапазон господствующих моральных принципов до отношения человека к природе; вырабатывает нравственные нормы его поведения как в «человеческих», так и в «нечеловеческих» ситуациях; делает человека Человеком, в полной мере реализующим свою родовую сущность, способным, отрешившись от собственного антропоэгоизма, проявлять Любовь и Уважение к Иному, Ответственность перед Иным.
Процесс становления экологической этики — экоэтики — предполагает формирование нового типа морального сознания —энвайронментального, синтезирующего глобальное видение мира с подлинно гуманистическими ценностями. В основе формирования экоэтики лежит переход от прежнего принципа регуляции отношений человека и природы — антропоцентризма к новому, не-антропоцентристскому подходу.
Подобный переход — не одномоментный акт, а трудоемкий. долговременный процесс, требующий целенаправленных усилий, предполагающий экологическую компетентность и. этическую готовность тех, кто призван ему способствовать, - педагогов и воспитателей. И поэтому их экологическая культура органично включается сегодня в структуру педагогической этики.
123
7.1. экологическая этика: