ЭТИКЕТ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Существует много определений этикета, но все они выражают примерно одно и то же. Этикет обычно понимается как правила поведения (от «веды» — знание);

• правила вежливости (от «ведать», знать);

• правила приличия (от «лик», «образ», лицо человека);

196 .

культура поступков и манер («культурный» в отличие от «природный, дикий» означает «созданный человеком, органи­зованный, упорядоченный»).

Этикету присущ ряд особенностей.

• Этикет есть, внешнее отражение внутренней культуры чело­века, его моральных качеств. Это особая форма проявления его нравственной культуры, в которой выражаются внимание, ува­жение к другим людям, способность заботиться о них. Правда, у малообразованного человека его высокая нравственная куль­тура — внутренняя духовность, доброта, порядочность — из-за незнания правил этикета может внешне и не проявляться. И наоборот, изысканные манеры обходительного «пижона» не обязательно свидетельствуют о его нравственной культуре.

• Этикет — это принятая в обществе эстетическая форма про­явления нравственной культуры человека, поскольку все виды своего общения и поведения — речь, обращение к другому при встрече и прощании,манеру двигаться, есть, носить одежду и украшения, отмечать важные события, принимать гостей — че­ловек старается строить «по законам красоты», придавая им не только нравственный, но и эстетический характер. Не случайно мы говорим: «красивые манеры», «красивое поведение», «кра­сивые жесты».

• Этикет носит всеобщий характер, так как он распространя­ется на все сферы жизни: конкретные правила предписывают, как следует разговаривать, одеваться, вести себя за столом, в коллективе, семье, общественных местах, театре, на улице и т.д. Без соблюдения норм этикета невозможны межличностные, культурные, деловые и даже политические отношения, ибо нель­зя существовать, не налагая на свое поведение определенных

ограничений.

• Нормы этикета носят условно-согласительный характер, ха­рактер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Эта условность объясняется тем, что задача этикета - предложить людям такие формы — стереотипы поведения, которые смогут облегчить им общение и взаимопонимание.

• Этикет несет в себе общечеловеческие нормы общения, сохра­нявшиеся столетиями и свойственные многим народам. Поэто­му они соблюдаются (или должны соблюдаться) представителя­ми не только какого-то определенного общества, но и всеми людьми (например, простые правила вежливости, приветствия, выражение благодарности).

• Этикет отражает также специфические национальные особен­ности, поскольку различные народы вносили в этикет свои правила.

Особенностью этикетной культуры античности становится чет­кое разделение правил поведения людей в зависимости от их поло­жения. Рабство стало не только проявлением социального неравенства, но и нравственнойпроблемой. Соблюдение норм и правил касалось свободных людей; рабы, по существу, стояли «вне правил»: по отношению к ним не действовали требования справедливости, уважения, вежливости. Неравенство начало рассматриваться, как естественная норма человеческих отношений. Наиболее яркоэто проявилось в этикетной культуре Древней Греции и Рима.

Вообще нравы этой эпохи представляют собой пеструю картину. С одной стороны, уважение к мудрости, поиски смысла жизни, тяга к красоте, с другой — свобода нравов, культ наслаждения, вседозволенность в любви. Например, таким прекрасным качествам Одиссея, как мужество, жажда подвига и отвага, или верность Пенелопы противостоят скаредность, коварство, подлость, стремление к власти и славе Нерона и Герострата. Нравы были крайне жестокими (вспомните бои гладиаторов и решение толпы - добить или помиловать побежденного, Спарту, в которой безжалостно сбрасывали в пропасть «неполноценных» младенцев), но пленных уже не убивали; а сохраняли им жизнь, хоть и превращали в рабов.

Древние греки, поклонявшиеся разуму, силе и красоте, во внешнем поведении наиболее ценили сдержанность в будни, раскрепощённость в праздники и мужество в бою.

Об этом можно прочесть в «Одиссее» Гомера, в стихах античных поэтов. Пифагор воспитывал у своих учеников следование обычаям, повиновение старшим, самообладание, выдержку. Чтобы быть добродетельным, проповедовал Сократ, надо знать, как поступать. И уметь владеть собой, считал Демокрит. И то и другое непременно должно привести к необходимости умеренности, полагали многие греческие философы; в том числе и Фалес, который говорил: «Умеренность во всем есть жизни меч и щит, невоздержание болезнь и зло родит».

Древние римляне также считали, что «мера — важнее всего».

Древнеримский поэт Овидий, предостерегал молодых людей: Не слдует излишне жадно поглощать пищу и чрезмерно увлекаться напитками, однако вполне пристойно поклоннику красавицы обмакнуть пальцы в вино и написать «пламенной жидкостью» на столе объяснение в любви. Древний Рим вообще был вопиюще дисгармоничен в своих нравственных и эстетических нормах, что находило отражение в этикете. Невоздержанность в поведении и проявлении чувств, стремление покорить роскошью. Поэтому на фоне мягких и деликатных греков, римляне выглядели необузданными, не знающими чувства меры ни в чем.

В эпоху средневековья, прежде всего, обращает на себя; внимание этикет Византии: пышный, и каноничный, впитавший в себя культуру Запада и Востока.

Здесь этикет обрел необычайную значимость, ибо он придавал власти блеск и величие. Вокруг императорского трона вводятся специальныё должности для точного соблюдения правил этикета: царедворцы, одевавшие императора, подававшие воду для омовения рук; хранитель царской чернильницы; человек, ответственный за чистоту двора, и множество других придворных, последовательно выполнявших все предписанные при даоре ритуалы.

Один из интереснейший моментов в развитии этикета — появление в эпоху средневековья светского этикета, фундаменом которого служила та же иерархическая лестница — строгое соблюдение норм соподчинения и привил поведения для отдельных сословий. В его рамках, в свою очередь, выделялись ры­царский и придворный этикет.

В основе рыцарского этикета лежал Кодекс рыцарской чести - свод особых моральных норм и ценностей, позволявший рыцарям отделять себя от «неблагородных» простолюдинов. Благородство было главным достоинством рыцаря.

Одним из признаков благородства была длинная родословная, что требовало от рыцаря прославлять действительные, а. нередко и выдуманные доблести, подвиги и моральные достоинства своих предков и преумножать их. Ядром рыцарского кодекса чести была также верность своему сеньору и своим обязательствам; поэтому рыцарский этикет предусматривал многочисленные обеты, клятвы, ритуалы. Предательство и вероломство считались тягчайшим грехом и влекли за собой исключение из рыцарской военно-аристократической корпорации. Кроме того, этикет требовал от рыцаря, чтобы он постоянно озаботился о своей славе, подтверждая, свое место в военнр-феодальной иерархии, которое, зависело от количества и качества одержанных им побед. Непременным проявлением благородства выступала также щедрость, поэтому, «приличней» было разориться, чем прослыть скупцом: скупость вела к потере звания, положений, исключению из общества.

Особенностью рыцарского этикета была его ориентация на внешние проявления: в качестве рыцарских добродетелей специально отмечались красота и привлекательность. Отсюда внешний блеск и внимание к ритуалам, атрибутике, манерам, символике.

Красоту рыцаря должны были подчеркивать дорогие одежды, указывавшиё на его социальное положение. Особое внимаиие уделялось аксессуарам — головным уборам и перчаткам, по которым точно определялся ранг рыцаря.

От рыцаря также требовались учтивость, умение сочинять или хотя бы читать стихи, играть на музыкальном инструменте и петь. Он должен был быть развит физически (поскольку его доспехи весили

60 - 80 кг).

Важными составляющими рыцарского кодекса чести было отношение к Врагу и Прекрасной Даме. Отношение к Врагу определялось безусловным требованием мужества. Боязнь быть за­подозренным в трусости, в недостатке мужества, диктовала и соответствующие этикетные формы поведения рыцаря в сраже­нии, в основе которых лежали уважение к противнику и чувство собственного достринства. Главным для.рыцаря была не победа, поведение в бою.

Так, рыцарь в доспехах не имел права отступать; нельзя было напа­дать на противника сзади; убийство безоружного врага покрывало ры­царя позором. Следовало предоставлять противнику по возможности равные шансы. Интересно, что многие нормы боевого рыцарского этикета оказали в последствии значительное влияние на формирование современного воинского этикета.

Своего рода религией рыцаря было любовное служение, культ Прекрасной Дамы. Любовь вдохновляла рыцаря на подвиги, облагораживала его. Чтобы завоевать благосклонность своей возлюбленной, рыцарь, согласно этикету, должен был демонстрировать преданность, самоотверженность, готовность к самоотречению, умение владеть собой, укрощать свои порывы. Такой тип любовных отношений к Даме предполагал заботливость и обожание, изыканное ухаживание и оказание всевозможных знаков внимания. Утонченный и любезно-галантный, он, по существу, представлял собой форму игры, в которой участникам надлежало строго следовать правилам этикета и отведенной роли. Но красота этикетных, предписаний сделала свое дело, и до сегодняшнего дня сохраняется романтичное представление о рыцарском отношении к женщине, которое может послужить учителю основой для формирования более красивых отношений мальчиков и девочек.

Правда, не следует и идеализировать рыцарское служение женщине. Рыцарю, который мог бесстрашно войти в клетку со львом, чтобы доказать свою любовь Даме сердца, который мог всю жизнь хранить в качестве залога любви ее платок, этикет не отказывал в то же время в «праве первой брачной ночи» с молодой крестьянкой, выходящей замуж. Отправляясь на Столетнюю войну, он имел право надеть на собственную жену «пояс верности». Этикет предписывал ему петь серенады под балконом своей Даме, но не только из романтических побуждеиий, а потому, что рыцари, как правило, были попросту неграмотны и не могли написать любовного письма.

Краеугольным камнем Кодекса рыцарской чести выступает само понятие Честь, которое как бы объемлет весь моральный кодекс, гласивший, что Душа рыцаря принадлежит Богу, жизнь — Королю, сердце — Прекрасной Даме, но Честь свою он не отдаст никому. Именно честь становится отличительным при­знаком и главной опорой в жизни человека благородного знания, закрепившись в этикете на века.

Законам чести следовали неукоснительно. Существовала только одна клятва, которую нельзя было нарушить дворянину — «клянусь честью». Был только один долг, который должен быть обязательно уплачен, называемый долгом чести, - карточный долг (остальные долги можно было и не платить). Даже при совершении казни принималась во вни­мание честь, которую следовало воздать рангу и званию осужденного.

Чувство чести было настолько обостренным, что покушение на нее считалось смертельным оскорблением. Правда, задетую честь можно было, восстановить. Во-первых, публично нанесенное оскорбление могло быть публичноже взято назад, и после принесенного извинения оскорбление считалось как бы не нанесенным, а честь дворянина не страдала. Во-вторых, быстро и эффектно восстановить оскорбленную честь мож­но было с помощью дуэли. В-третьих, если дуэль была затруднительна или не желательна, то оскорбленный имел полное право поступить по отношению к оскорбителю так же или еще грубее.

Параллельно с рыцарским этикетом (проникавшим, кстати и в другие слои общества) формировался придворный этикет,

еще более явственно служивший обособлению высших слоев общества. Чрезвычайно суров был придворный этикет, средневе­ковой Испании и Англии. Он сковывал человека, словно металли­ческий корсет, — и в прямом, и в переносном смысле. Появля­ются специальные книги и трактаты, поучающие, чего требует от каждого воспитанного человека учтивость. Эти требования превращают простые правила поведения в стандарт как необ­ходимую ритуализированную форму общения. Причем требования этикета были столь сложны, что со временем появились специальные люди - церемониймейстеры, знающие все тонко­сти придворных ритуалов, которые не имели права нарушать даже монархи.

Европейские монархи специально не требовали унижения от под­данных, но при этом посетители, удостоенные аудиенции, должны были становиться на колени. Этот способ выражения почтения родился в Испании, позже стал применяться при австрийском и английском дво­рах. Императоры любили созерцать такую демонстрацию униженной по­корности и изыскивали все новые поводы требовать от своих поддан­ных преклонять колени. В Англии придворные так часто падали на коле­ни, что панталоны у них были изношены до крайности.

Во имя этикета порою жертвовали жизнью. Так, чуть не погибла ис­панская королева, которая, запутавшись в стременах, упала с коня. Ви­девшие это гранды не смели помочь ей, поскольку этикет запрещал ка­саться королевы. Правда, нашлось двое смельчаков, которые спасли коро­леву, после чего сразу же подкинули Мадрид, чтобы избежать наказания. Придворный этикет Италии и Франции был много свободнее. И если во времена средневековья тон задавал испанский эти­кет, то с XVII—XVIII вв. пальма первенства переходит к Фран­ции. Само слово этикет употребляется со времен Людовика XIV, на приемах которого гостям вручали карточки с перечислением требуемых от них правил поведения. Эти карточки — «этикетки» и дали имя этикету. Во французском языке это слово имеет два значения: ярлык и свод правил, условный порядок поведения. Этикет и был как раз тем самым поведенческим ярлыком, кото­рый указывал на принадлежность человека к определенному слою общества. Умение вести себя помогало определить «кто есть кто». Этикет, строго регламентирующий каждый шаг, был важным атрибутом высокого происхождения, богатства и власти, так что долгое время вообще считалось, что этикет — чисто светское, придворное достояние.

Жизнь французского (а впоследствии и не только) двора напоми­нала театрализованное представление, где поступки могли быть ковар­ными и жестокими, но манеры должны были отличаться изяществом и грацией, где больше всего ценилась не искренность, а умение быть предупредительным в обхождении. При этом этикет пронизывал все сферы жизни высшего сословия, буквально до мелочей регламентируя жизнь двора. Члены семьи монарха должны были в определенный час вставать, точно указывалось, кто должен присутствовать при одевании

монарха, кто должен держать и подавать одежду, туалетные принадлежности и т.д. Этикет точно регламентировал, на какую высоту, переступая порог, могли поднимать юбки придворные дамы того или иного ранга. Этикет предписывал, количество, конфигурацию линий, которые должны были вычерчивать при реверансе придворные особы.

Этикет носил характер законаи имел очень сильное воздейдствие на высшее общество. Нарушение норм этикета рассматривалось как преступление. Строгость этикета того времени может быть во многом объяснена и тем, что он служил специфическим способом самосохранения немногочисленного высшего сословия. Сословная иерархия расставляла людей по различным ступеням социальной лестницы, соответственно предъявляя разные моральные требования к ним.

Так, труд считался уделом черни, «погрязшей во грехе»: ведь именно труд был главным наказанием для Адама, совершившего первородтный грех («в поте лица своего будешь добывать хлеб свой насущный»). Люди высокородные, приближенные к Богу (монарх — «наместник Бога на.земле», «Помазанник Божий»),были не только «освобождены» от труда, но, более того, «пачкать» себя трудом считалось неприличным (вспомним длинные рукава боярских кафтанов на Руси или тщательно отращиваемые ногти китайских мандаринов).

Этикет являлся особой знаковой системой, с помощью которой происходило обособление дворянства от более «низких» культур — крестьян и горожан. Этикет призван был давать представителю дворянства ощущение собственной исключительности, воспитывать сознание социального превосходства, тем самым позволяя отличать людей «своего круга» от всех прочих. Представители высших сословий наделялись лишь «благородными» обязанностями, в свете которых проявление презрения труду, простолюдинам, стремление выделиться «среди своих» рассматривались как соблюдение норм этикета, допускавших - если не предписывавших феодальным верхам в быту не ограничивать себя ни в чем, щеголять друг перед другом роскошью одежд и украшений, с вассалами вести себя высокомерно, крестьянами — грубо и жестоко. И в этом смысле этикет действительно был «этикеткой», «ярлыком».

В то же время в среде, далекой от двора, также были свои формы общения. Правда, их не называли этикетом, манеры не отшлифовывались, но передавались из поколения в поколение, в результате чего в каждом слое общества строго соблюдались свои правила поведения. Только в «простой» среде они обычно носили более естественный, а в светской — рафинированно-изысканный, искусственный характер.

Таким образом, этикет представлял собой сложную, детализировайную и разветвленную систему норм и правил, часто многозначную и запутанную, усвоить которую без специального обучения было невозможно. Внешняя воспитанность, аристократизм, учтивость, манерность, умение вести себя в обществе — этому специально учили (не только поклонам и реверан-

сам, но даже искусству строить глазкй» и «клеить мушки», однако учили далеко не всех, а только избранных и хорошие манеры становятся признаком превосходства, просвещенности дворянства.

Сложность обучения обусловила необходимость в специальных пособиях и руководствахи. И такие источники появились.

Первый известный трактат о поведении – «Дисциплииа клерика-лис» был написан испанским бвященнйком, Педро Альфонсо еще в 1204 г. Позднее на основе этой книги стали выходить пособия по этикету в Англии, Голландии, Франций. Одна из самых популярных зарубежных книг прошлого, посвящённых дворянскому этйкету, — «Письма к сыну» Ф. Честерфилда. В этих письмах, которые чуть ли не ежедневно на протяжении многих лет писал заботливый отец, пытавшийся передать сыну свой богатый опыт, обрисована тончайшая и детальнейшая тактика поведения в обществе. Эта книга еще раз подтверждает, что этикет — детище своей эпохи и среды.

Просветители XVIII в. рассматривали придворный этикет, как средство власти, расслоения, еще большего отдаления от народа. Ж.-Ж. Руссо осуждал не только придворный этикет и салонные манеры, но и светские формы учтивости вообще. Не удивительно, что во времена Великой французской революции дворянский этикет был публично отвергнут как лицемерный, ненатуральный и преувеличенный. Робеспьер, выражая общие строения, призывал заменить хороший тон хорошими людьми, честь - честностью, приличия – обязанностями, а тиранию моды - властью разума. Прекрасное пожелание, но этот радикализм, к сожалению, стал отправной точкой для отмены, этикета вообще.

Например, почтительное обращение «Вы» было заменено обращением «гражданин» и «ты», при.= приветствии не надо было снимать головного убора и т д. Вошло в историю знаменитое обращение офицера стражи, ведущего на эшафот короля Людовика XVI: «Пожалуй на казнь, гражданин король!».

Как ни странно, но эпоха директории и воцареиие на императорском престоле простолюдина Наполеона не только вновь, вызвали обращение к великосветскому этикету, но и способст­вовали его дальнейшему усложнению. Причем, известно, что Наполеон, например, самолично занимался разработкой нового церемониала коронации для своей жены Жозефины.

Буржуазный этикет, по сравнению с аристократическим, был внешне естественнее, практичнее и проще. В особенности это относится к американскому этикету.

В одном из первых американских наставлений по этикету - «Стодесять правил приличногб поведения» Д; Вашингтона были и такие: «не чешись за столом, не ковыряй вилкой в зубах, не дави блох на людях, в противном случае донельзя опрохвостишься в домах сильных мира сего». Видный писатель и политический деятель XVIII в. Б. Франклин, развивавший философию успеха, провозгяасил: «Время — деньги!», «Богатый стол оставляет скудное завещание!» и другие значимые для аме­риканского этикета принципы.

И сегодня большинство современных американских книг по этикету носит четко выраженный практичный характер: они учат тем приемам в общении, которые должны помочь сделать карьеру, обрести нужных друзей, мужа и т.д.

Правда, и в американском этикете так было не всегда и не везде. Описанные выше нормы были характерны в основном для янки — «северян»- простолюдинов и лишь постепенно были восприняты всеми американцами как нормы прагматического этикета. Аристократы- «южане» поначалу презирали грубость нравов северных соотечественников и страшно гордились своими изысканными манерами. Помните, как в «Унесенных ветром» Мамушка наставляла молоденькую Скарлетт: «Настоящая леди»... И потребовалась война между Севером и Югом, чтобы манеры поведения американцев обрели современный демократический вид.

Этикет как одно из явлений культуры далеко не однозначен. И сегодня прогрессивно настроенные люди стремятся к тому, чтобы их поведение не противоречило гуманистическим нормам и идеалам, люди бизнеса используют хорошие манеры как дополнительное (и немаловажное!) средство в искусстве делать карьеру, деньги, немало не беспокоясь о нравственной стороне своего поведения.

Изменяясь исторически, этикет продолжает нести в себе социально-разграничителъный характер. Вместе с тем всегда выделялись и до сих пор остаются существенными его национальные особенности.