Особенности современного этикета

Знакомство с историей этикетной культуры Европы, Амери­ки и России позволяет сделать некоторые общие выводы, ка­сающиеся и современного этикета. История подтверждает, что этикет действительно заключает в себе те особенности, которые ранее отмечались нами как неотъемлемые.

• Наглядно проявляется культурно-исторический характер эти­кета: он явственно меняется со временем и с развитием культу­ры. Так, грубость нравов английского дворянства времен Робин Гуда сменяется утонченностью манер французского двора Лю­довика XIV; на смену аскетическому монашескому облику и поведению испанских дам приходят фривольность и легкомыс­лие парижской моды и т.д.

• Прослеживается сословно-разграничителъный характер эти­кета: для различных групп людей и по отношению к разным сословиям предусмотрены разные правила поведения. Так, в свет­ском этикете в зависимости от знатности приветствуемой лич­ности регламентировались даже глубина поклона для дам и ко­личество взмахов шляпой для кавалеров.

• На всех этапах развития этикет демонстрирует свой условно-договорной, согласительный характер. Он далеко не всегда выглядит (и является) естественно-целесообразным, а его нормы, иногда вычурные и надуманные, есть результат условных «дого­воренностей», негласных соглашений.

Эти черты этикета сохраняются и по сей день, опять-таки, соответствуя своему времени, уровню цивилизации и культуры и будучи дополнены особенностями, связанными с современ­ным состоянием этикетной культуры. На наш взгляд, главными характеристиками сегодняшнего состояния этикета являются его демократичность и гуманистичность. В чем это проявляется?

Во-первых, в поле действия этикета вовлекается все большее число людей, из свода предписаний для избранных он превра­щается в демократичный всеобщий регулятор поведения, незави­симо от происхождения, сословной, классовой, национальной принадлежности человека.

Во-вторых, это означает, что этикет теряет свою «ярлыковость»: отныне он не разделяет людей, а, напротив, объединяет их, предъявляя ко всем одинаковые требования. Его «этикеточ­ная» функция сохраняется лишь в плане культурно-образователь­ных различий — он остается показателем уровня воспитанности

человека, позволяющим сразу же увидеть и узнать «своего» — как сигнал Маугли: «Мы с тобой одной крови, ты и я».

В-третьих, этикет становится все менее авторитарным и все более гуманистичным: он отказывается от жестких однозначных предписаний поведения в пользу рекомендаций и предложений, которые каждый индивид, реализуя свою сущность, со своих субъективных позиций волен (свободен) соблюдать или не со­блюдать.

Конечно, здесь имеются свои, сложности. С одной стороны, идя до конца, мы должны были бы провозгласить право каждой личности не только выбирать, но и «создавать» собственные этикетные правила. С другой стороны, возникает опасность, связанная с забвением истины: «Свобода каждого кончается там, где начинается свобода другого». Можем ли мы быть уверены, что отказ от однозначной регуляции не при­ведет к произволу одних, причем с достаточно спорной моральной ориентацией, и их «покушению» на свободу других?

В-четвертых, вместе с тем этикет все больше начинает обре­тать «инструментально-прагматичный» характер: из условно-со­гласительного каприза он проявляет склонность превращаться в некое средство, инструмент для достижения цели (личных сим­патий, делового успеха, социального взаимопонимания) и тем самым становится объективно необходимым.

В-пятых, все перечисленные тенденции постепенно ведут к упрощению требований этикета, делая их человечнее: многие из предписаний теряют свою вычурность и искусственность, ста­новятся более естественными и целесообразными, а значит, более доступными для усвоения и соблюдения.

Правда, эти изменения всфере этикета имеют свои издержки. Про­исходит не только упрощение, но и общее опрощение нравов и отноше­ний. Теряютря формы уважительного обращения людей друг к другу (нельзя же считать таковыми пресловутые «мужчина» и «женщина»); забываются простейшие формы вежливости и предупредительности, утрачиваются элементарные знания о правилах поведения в общественных местах, транспорте, за столом.

Вместе с тем демократичность означает не низведение правил этикета до уровня невежества и хамства, а, напротив, возможность поднять всех и каждого до уровня требований современной этикетной культуры, которая способствует достижению взаимопонимания между людьми, создает доброжелательные, устойчивые взаимоотношения. На современном уровне этикет начинает все более носить не разъединяющий, а объединяющий характер, выступая одновременно актуальным средством достижеиия целей и успеха. Поэтому в интересах каждого человека, знать, понимать необходимость и соблюдать основные нормы этикета, что и составляет смысл и содержание этикетной культу­ры. И педагог может и должен помочь новому поколению при­общиться к ней.

 

 

9.3. ОСНОВНЫЕ НОРМЫ И ПРИНЦИПЫ ЭТИКЕТА

Этикетная культура — это выражение общей нравственной культуры, воспитанности человека, его внутреннего отношения к окружающим в определенных принципах \ нормах этикета. К основным принципам этикета относятся-прежде всего внимание и уважение к другим людям, требующие от нас соблюдения та­ких норм, как вежливость, тактичность, чуткость, чувство меры, деликатность, умение слушать, скромность.

1. Вежливость проявляется во многих конкретных правилах поведения: приветствии, обращении к человеку, умении п'омнить его имя и отчество,.важнейшие даты его жизни. Известно пре­красное высказывание Сервантеса: «Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого,, как вежливость» — эта «сумма малень­ких жертв», приносимых нами людям, с которыми мы вступаем в те или иные отношения. Истинная.вежливость непременно доброжелательна, и искренна. Она — одно из проявлений беско­рыстного отношения к людям, с которыми мы общаемся. С кем-то из них эти отношения могут перейти в дружбу, с кем-то ос­таться просто товарищескими или деловыми. Но наша искренняя доброжелательность ко всем — обязательная дань вежливости.

2. Тактичность и чуткость — это внимание к тем, с кем мы общаемся, желание и умение их понять, почувствовать, чем мы можем доставить им удовольствие, радость или наоборот, вы­звать раздражение, досаду, обиду. Тактичность — это умение все­гда учитывать конкретные обстоятельства общения: разницу воз­раста, пола, общественного положения, место разговора, нали­чие или отсутствие посторонних.

Тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нор­мами этикета не только в официальной обстановке, но и дома. Такт и чувство меры подсказывают ему, что можно, а чего нельзя делать при тех ил.и иных обстоятельствах. Такой человек никогда ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства. К сожале­нию, встречаются люди с «двойным стандартом» поведения: один — на людях; другой — дома. В школе, со знакомыми и друзьями они вежли­вы, предупредительны, а дома, с близкими, не церемонятся, грубы и бестактны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспи­тании.

Разнообразны формы проявления бестактности. Считается, что:

бестактно в разговоре'.

без причины отказываться от обсуждения предложенной темы';

— вести разговоры, которые могут вызвать у присутствующих тяже­лые воспоминания, неприятно задеть их;

— позволять неуместные.шутки, подтрунивать над присутствующи­ми, сплетничать об отсутствующих;

— громко распространяться в общественных местах и транспорте о ч сугубо личных, интимных делах;

— шептать на ухо и т.д.; бестактно в поведении:

войдя в транспорт, останавливаться в дверях, не думая о других пассажирах;

— занять собой или своим багажом сразу несколько мест в транс­порте;

— сидеть в транспорте, «не замечая» стоящих перед собой женщин и пожилых людей;

— не оставлять на эскалаторе метро прохода тем, кто торопится (следует стоять справа);

— быть всегда всем недовольным, ворчать, все осуждать, постоянно предъявлять претензии;

— бесконтрольно вести себя в собственной квартире, доставляя бес-* покойство соседям: хлопать дверями, шуметь в позднее время и т.д.;

, бестактно проявлять праздное любопытство:

пристально разглядывать человека, показывать на него или шеп­таться о нем;

— читать чужие письма, подслушивать чужие разговоры;

— заглядывать в окна чужих квартир;

— разглашать чужие тайны;

бестактно неумение владеть собой, в частности'.

действовать и говорить в состоянии гнева или страсти — впослед­ствии вы можете об этом горько пожалеть;

— слишком откровенно проявлять свои симпатии и антипатии;

— слишком далеко заходить в выражении своей любезности и при­ветливости, чтобы они не превратились в назойливость.

Приведенный перечень «бестактностей» носит, конечно же, условный характер. Это, скорее, «информация к размышлению», нежели сборник жестких требований. Многое здесь зависит от обстоятельств, многое — от индивидуальных особенностей са­мого человека.

Так, молодой человек, не уступающий место в транспорте, может быть болен, плохо чувствовать себя или ехать с ночной смены. «Неуме­ние владеть собой», квалифицируемое как бестактность, для кого-то явится проявлением искренности и внезапности чувств, а для кого-то и вовсе будет не «неумением», а принципиальным «нежеланием», от­стаиванием права на не регламентируемую естественность поведения, Таким образом, просто «научиться такту» нельзя (а возмож-; но, и не нужно) — он приобретается под влиянием среды и воспитания, обусловлен характером и желанием самого челове­ка. Однако развить его, безусловно, можно. А определить, что следует отнести к тактичному или бестактному поведению, ка- ^ ждому человеку в каждом конкретном случае помогут чувство' меры и деликатность.

3. Чувство меры — это умение найти границу, которую следует соблюдать в отношениях с людьми и за которой наши слова и поступки могут вызвать у человека незаслуженную обиду, огор­чение, боль; чувство меры выступает индивидуальным показа­телем нашей тактичности и чуткости. . *•

214 *

4. Деликатность — непосредственное проявление чуткости, почти ее синоним — подсказывает, как подойти к человеку, чтобы не

• оскорбить, не обидеть его, не. коснуться больного места, а, на­против, постараться помочь ему, вывести из затруднительного положения. Вместе с тем деликатность не должна быть излиш­ней, навязчивой, назойливой, льстивой.

5. Умение выслушать собеседника, способность предусмотреть его реакцию на наше высказывание, поступки и при необходи­мости самокритично, без ложного стыда извиниться за допущен­ную ошибку — обязательное условие тактичности и уважения к другому, Особенно важно это качество как норма поведения учи­теля.'Это не только не уронит вашего достоинства, но, наобо­рот, укрепит его в глазах окружающих.

6. Скромность несовместима со стремлением показывать себя лучше, способнее, умнее других, подчеркивать свое превосход­ство, требовать для себя привилегий, особых удобств, услуг.

Эгоцентричные люди, напротив, стремятся привлечь к себе внима-' ние, «протиснуться вперед». Они осуждают, высмеивают, умаляют зна­чение других, возвеличивая собственные заслуги, часто не существую­щие. Такие люди неприятны в обществе, их перестают уважать, ибо им не хватает такта, внутренней чуткости, которые так необходимы в об­щении. .

Вместе с тем, помня, что «мир без меня был бы неполный» (А. Платонов), «предъявляя» миру в процессе самореализации свою индивидуальную сущность, человек не должен страдать «сверхскромностью», излишней робостью и застенчивостью. Педагогический такт учителя должен помочь молодым людям в' процессе ,их обучения стать достаточно решительными и актив-' ными в критических обстоятельствах, при отстаивании собст­венного мнения. Но следует научить их делать это, не вызывая у других внутреннего сопротивления, враждебности и желания «сразиться».

Спокойствие, дипломатичность, готовность к пониманию аргумен­тации собеседника, хорошо продуманная контраргументация, основан­ная на точных фактах, — вот решение противоречия между скромно­стью и твердостью в отстаивании своего мнения. А лучше всего поло­жить конец недоразумению дружелюбным, тактичным замечанием, сочувственным стремлением понять своего собеседника. Рассмотренные нормы этикета выступают одновременно и его основополагающими принципами. Кроме того, существуют еще и общие правила поведения. К ним относится, в частности, «неравенство» людей в области этикета, выражающееся в пре­имуществах, которые имеют:

• женщины перед мужчинами,

• старшие перед младшими,

• начальник (директор, учитель) перед подчиненными,