Открывается мир идей

 

Отрочество знаменательно тем, что человек не только открывает человека (это характерно и для детства), но и ищет человека.

Подростки ощущают потребность поделиться друг с другом не только впе­чатлениями о виденном, что характерно и для младшего возраста, но уже и мыслями, родившимися на материале некоторых обобщений и умозаключе­ний. Если в младшем школьном возрасте дети общаются главным образом в процессе игр и труда, а рассказывают друг другу преимущественно сказки и яркие сюжетные перипетии прочитанных книг, то в общении между подрост­ками начинает занимать определенное место обмен мыслями, заключающими в себе обобщающие понятия, характеристики.

У многих учащихся в эти годы замечается привычка спорить во всех случа­ях, где только они видят возможность приложить силу своего ума. В этом нет ничего плохого; задача воспитания речи подростка в том и состоит, чтобы направлять своеобразную мыслительную работу подростка в правильное русло, развивать из незрелой, несовершенной речи подростка правильно построенную внешнюю речь.

Школу нельзя представлять в искусственно созданной обстановке идеоло­гической стерильности. Вокруг подростков кипит сложная и, противоречивая жизнь: часто они оказываются на перекрестке идейных влияний. Нужно не

укрывать от чужих вдейных влияний, а сталкивать с ними, понуждать пытли­вую мысль к самостоятельному анализу жизненных, явлений и ситуаций; Чтобы «перевести» знания в убеждения, нужно, образно говоря, подвести подростка к бурной реке, научить его плавать и вместе с ним плыть через быстрину. Ступив на твердый берег, юный гражданин почувствует себя настоящим борцом.

Я часто стремился к тому, чтобы держать класс в состоянии спора... Со­стояние спора создается благодаря тому, что подростки мысленно обдумы­вая, анализируя факты, словно бы отдаляются от фактов и видят проблему... Подросток с интересом исследует противоречия и определяет свою точку зре­ния. Он не беспристрастный «усваивающий знания», а борец. Я видел свою воспитательную задачу в том, чтобы повернуть факты острейшей их сторо­ной - в этом суть проблемной ситуации. Проблемность эмоционально обога­щает мышление: подростку не безразлична глубинная связь фактов... Давно минувшие события воспринимаются и переживаются им как современность; литературный персонаж становится для него единомышленником или же идейным противником.

Способность «мерить на свой аршин» все, что видит подросток вокруг себя, особенно же способность мерить человека — это ступенька развития, которая в большой степени определяет новые мысли, переживания, тревоги, заботы подростка, кажущиеся учителю и родителям неожиданными. Подросток читает роман, ему встретились размышления для жизни, и смерти, и вот его сознание, молниеносно пронзает мысль: «Я тоже умру». Эта мысль вызывает смятение во многих случаях — страдание. Я знал мальчика, который, открыв эту истину, пережил тяжелое нервное потрясение. Он несколько дней сидел на уроках равнодушный ко всему. Ему казалось странным, непонятным: как это люди забыли, что все они умрут, как они могут спокойно работать, веселиться, близко к сердцу принимать мелкие житейские дела.

...У подростков усиливается интерес к тем местам из художественных про­изведений, в которых отражаются чувства духовной общности между людьми, верности, преданности. Появляются записные книжки, альбомы, тетради, где подростки записывают наиболее полюбившиеся им выражения, изречения, характеристики. Показателем роли мыслительной и эмоциональной активно­сти является ведение дневников. Свои мысли, взгляды, убеждения воспитан­ники записывают не на память, не для будущего, а для того, чтобы утвердить­ся в правильности, истиниости своих мыслей.

Совершенно недопустимо «кормить» подростков «мелочными идеями»: не опаздывай на уроки, аккуратно выполняй домашние задания и т. п. Это важ­ные обязанности школьника, но на них не построишь богатство идейных отношений, ими не вдохновишь; в этих обязанностях слишком узкое поле для борьбы и преодоления трудностей, для формирования идейных убеждений. Для этих убеждений необходимо богатство идейных отношений. Если в годы отрочества и ранней юности ученик безответственно относится к учебе, это означает, что в его жизни нет огонька, который освещал бы будничный труд, нет борьбы за настоящие, как говорят подростки, «взрослые» дела.

Именно в годы отрочества нужно; по словам В. Г. Белинского, допраши­вать и спрашивать прошлое, чтобы оно помогло понять современное и загля­нуть в будущее. Историческая образованность - важнейшая ступень пути к моральному самовоспитанию. Никогда человек не переживает так глубоко чув­ство долга перед Родиной; как в те часы размышлений над судьбами Отчизны, когда он сам мысленно повторяет путь; пройденный своим народом, видит и ощущает себя как частицу народа.

Раскрывая величие моральных, политических идей, я как огня боялся, чтобы даже между строками моего рассказа подростки не прочитали укора: настоящие люди поступают вот как, а вы совсем по-другому… Даже намек на это ведет к тому, что духовная деятельность, без которой невозможно форми-

рование идеала, останавливается, в юном сердце рождается неверие в собственные силы, возникает страшная немощь души - ощущение собственной никчемности, бесплодности усилий, направленных на самовоспитание, недоступности идеала. Но юное существо никогда не примирится с мыслью о собственной никчемности. Подросток протестует — протестует внутренне, всеми силами своей души: он перестает верить в то, что вы говорите ему высокое, идеальное вы можете сбросить с пьедестала героического. Так, бывает, рождается цинизм. Духовное богатство немыслимо без чувства собственного достоинства. Яркий образ идеальной жизни, красоты морального подвига должен не ослеплять подростка, а освещать ему путь, высвечивать все доброе и всё дурное в его собственном сердце. Именно это нужно делать — освещать юному сердцу путь к идеалу, а не копаться руками в сердце, не «выворачивать» его.

Среди молодых людей есть еще карьеристы, себялюбцы, расчётливые льстецы и злопыхатели, завистники. Они рождаются чаще всего на почве пустой, бессодержательной жизни коллектива и личности, жизни, в которой нет высокой цели. Рассеять их низменные чувства может только свежий ветер высокоидейной деятельности, активное участие в общественном труде.

Важнейшая причина трудностей в воспитании подростков заключается в том, что воспитательная практика выступает перед ними в обнаженном виде, а человек в этом возрасте по самой своей природе не хочет чувствовать, что его воспитывают. На неуважение своего личного достоинства со стороны старших подросток нередко отвечает упрямством или грубостью. Нет ничего хуже стремления сломить это упрямство, подавить неподчинение. Все это оскррбляет, ожесточает, Даже озлобляет подростка, приводит к тому, что он как бы умышленно начинает действовать вопреки разумным требованиям дисциплины. Особенно остро переживает подросток постоянное подчеркивание родителями или воспитателями недостатков его характера, которые он сам в какой-то мере осознает или даже пыгается бороться против них. Нарочитое подчеркива ние этих недостатков, особенно иронизирование по поводу их, приносит подростку глубокое личное горе, а иногда и отчаяние. Проявляя своего рода терпимость к этим сторонам личности, мы добиваемся того, что подросток сам мобилизует свои духовные силы для устранения отрицательных черт своего, характера.

Подростки уже не верят учителю или родителям на слово, как дети младшего возраста, не принимают беспрекословно все, что им говорится. Они как бы умышленно стремятся найти доводы, опровергающие то, что им говорит­ся… Важным условием правильного развития подросткового критицизма явля­ется не только удовлетворение, но и всяческое поощрение его пытливости, любознательности...

Свидетельством растущей мыслительной активности является потребность подростков в категорическом окончательном ответе на вопрос и в исчерпыающих доказательствах, не допускающих двусмысленности. Особенно сильно проявляется эта потребность по отношению к вопросам, отражающим при­чинно-следственные связи в общественных явлениях: в незаконченности мыс­ли воспитанники иногда подозревают нарочитое стремление скрыть от них истину, этим частично объясняется та настороженность, критичность, с которой они иногда слушают объяснение волнующего их вопроса.

Противоречивость умственного развития подростка выражается в том, с одной стороны подросток не может мириться с неясностью или недомолвкой в оценке того или иного явления; с другой стороны, ему нужна полная и категоричная характеристика. В связи с этим и собственные суждения подрост­ков отличаются крайней категоричностью, но считать это проявлением само­уверенности нельзя. Наоборот, своей категоричностью подросток нередко стремится прикрыть свое сомнение, неуверенность; эмоциональная активность иногда как бы восполняет, компенсирует интеллектуальную неясность. В категоричности подросток усматривает средство утверждения правильности своей мысли.

Отдельные воспитатели считают, что для подростков якобы характерно упорство в нежелании сознать свою неправоту, исправить ошибку. Это только так кажется с первого, взгляда. Воспитанник только делает вид, что он продол­жает стоять на своем, на самом же деле его мысль усиленно работает, ищет правильного ответа. Наблюдения над подростками показывают, что они очень остро переживают свои ошибки, и при их растущем в этом возрасте чувстве собственного достоинства было бы неправильно требовать от них спокойной, вдумчивой критики своих взглядов.

Своей мыслительной активностью подросток стремится не только нагляд­но показать, что он думает, каковы его взгляды, но и — это особенно важно внутренне убедиться в правильности своих взглядов. Этим, кстати, объясниется и возрастающая в этом возрасте требовательность воспитанников к полному соответствию между словом и делом (доходящая нередко до ошибок), а также-прямолинейность, даже некоторая резкость суждений.

В наибольшей мере отражаются в духовной жизни юношей и девушек и ^ раскрывают процесс развития нравственного самоутверждения :такие'харак--,, терные противоречия: глубокое стремление проявлять волевые, усилия в самовоспитании и в то же время недоверчивое отношение к конкретным приемам самовоспитания, рекомендуемым воспитателем ,чуткость, восприимчивость к нравственной оценке своей личности со стороны коллектива и — стремление показать равнодушие к этой оценке, действовать по-своему; стремление к идеалу и принципиальности в большом (долг перед Родиной, самоотверженность) и беспринципность в малом, незначительном (например, покровительство друга, совершившего неблаговидный поступок); уважение силы и могущества, науки, разума, мастерства и - склонность к постановке каверзных вопросов, имеющих своей целью опровергнуть давно доказанные истины, положения; закономерности; стремление анализировать каждый факт, явление, событие,боязнь прийти к поспешному выводу, характерная для молодежи безосновательность обобщения отдельных фактов, особенно из сферы общественных отношений и интимной жизни; романтический порыв, мечта, воодушевление возвышенными целями и сугубо практическое, можно сказать, буднично обыденное проникновение в детали; стремление быть взрослым, умышленное подчеркивание в своем поведении черт, свойственных зрелым людям, и — первая грусть в эмоциональной окраске воспоминаний, связанных с детст-ном, осознание, того, что детство ушло, переживание в связи с этим чувства горечи; глубокая вера в доброе начало в человеке и тенденция к преувеличе­нию отдельных незначительных отрицательных чёрт личности близких; пытливость, вдумчивость, способность к сосредоточенному, умственному труду и с другой стороны, рассеянность; неорганизованность, терпимость к неустро­енности и беспорядку; стремление к нравственному идеалу, безоговорочное подражание идеальному герою абсолютно во всем, даже в мелочах, и — боязнь казаться, несамостоятельным, взгляд на подражание вообще как на показатель духовной слабости; пренебрежение к зубрежке и стремление дословно запомнить полные глубокого смысла выражения и изречения; подчеркнутая серьезность и безудержное веселье; чувство гордости за свои интеллектуальные силы, иногда даже, переоценка их и — самоуничижение, внушение самому себе мысли о том, что я ничего не знаю, смелость; презрение к опасно­сти и застенчивость, скованность, особенно, в тех случаях, когда акгивная деятельность должна носить чисто духовный, интеллектуалвно-эмоциональый характер; излишняя возбудимость там, где, надо проявить сдержанность, и нарочитая сдержанность в то время, когда интеллектуальио-нравственная оценка явления ярче всего может быть передана посредством глубокого чувства; доверчивость и — настороженность; искренность, откровенность, глубоко интимное духовное общение с другом и замкнутость, неоткровенность во взаимоотношениях с самыми дорогами людьми с отцом и матерью; нежность,

ласковость души и — деланная, напускная резкость, холодность, искусственная строгость слов; осознанный, избирательный интерес к определенной орасли знаний и виду трудовой деятельности и стремление знать все, обвинение самого себя в невежестве; чуткость, отзывчивость, непримиримость к чер­ствости и бездушности и боязнь слишком открыто проявлять свое сострадание и сочувствие (особенно у юношей), чтобы не прослыть «неженкой»; оптимизм, жизнерадостность, нетерпимость к упадничеству и — своеобразное чувство удовлетворения от легкой, лирической грусти (это нередко находит отражение в дневниках); стремление уже в школе принять решение о своем будущем и постоянное ожидание чего-то нового, неизведанного; осознание своих сил и возможностей и — стремление, к той деятельности, которая явно не по силам; стойкость и тенденция к преувеличению личного горя или неприятности. Мы остановились детально на этих; противоречиях потому, что понимание их является очень важным условием внимательного, чуткого подхода к юношам и девушкам. Задача воспитателя заключается также в том, чтобы разъяс­нить юношам и девушкам противоречивый характер побуждений, желаний. Если учесть, что два противоречивых побуждения могут быть в одинаковой мере и благородными, и предосудительными, станет ясно, какую важную роль в. нравственном самоутверждении: играет осознание юношами и девушками нравственной сущности побуждений. Последнее выступает и как мотив активной деятельности, и как сдерживающее начало. [Подростку] ...кажется, что сделать или не сделать тот или иной поступок— это почти то же, что захотеть или не захотеть. Вот почему подросток нередко делает не так, как надо, а так, как ему хочется. Он уже понимает, что поступки зависят от волевых усилии человека, но не умеет критически оценивать свои собственные желания. Это неумение выражается в том, что взрослые называют самоуверенностью подростка. Проявления самоуверенности, даже неразумного упорства, нередко причудливо переплетаются в подростке с хорошими намерениями проявить настоящую волевую стойкость. К, этим проявлениям и намерениям подростка следует проявлять большую чуткость.

Надо уметь быть снисходительным к попыткам подростков, иногда очень неумелым и даже смешным, с точки зрения взрослых, испытать свою волю. Подростки не берутся сразу же за дело, как это имеет место у младших школьников, которых сумел воодушевить педагог. Как бы предстоящая деятельность не увлекала их, они любят подумать над тем, стоит или не стоит выполнять то, к чему призывает педагог; иногда даже кажется, что они проявляют нежелание работать (нередко это выражается в иронических замечаниях подростков по поводу своей роли в предстоящем деле). Некоторых воспитателей такое по ведение учащихся выводит из себя, они убеждены, что подростки испытыва­ют их терпение. В действительности же никакого плохого умысла по отношению к педагогу и к предстоящему делу у подростков нет. Им просто доставляет удовольствие осознавать зависимость дела от своей воли, желания.

Особого внимания требует от воспитателей завершающий период шкрльного воспитания — ранняя юность. Мы вкладываем в это понятие широкий смысл; [это] пора глубоко осмысленного отношения к окружающему и к собственной жизни и деятельности, ощущение полноты и расцвета своих физических и духовных сил, осознание, открывающейся перспективы духовно богатой, полнокровной, полной смысла жизни, переживаний, благородных чувств любви и верности, мечтания и размышления о будущем...

Старший возраст - это возраст умственного и нравственного самоутверждения. Для юношей и девушек характерно стремление к глубокому анализу фактов, к обобщению их. Проявлением этого стремления является, между прочим, недоверие и склонность к возражениям. По внешнему виду, по выражению лиц юношей и девушек не так легко узнать, что у них делается на душе. Юноши и девушки не восторгаются и не увлекаются героическими подвигами

так непосредственно, как дети и подростки. Они мысленно пытаются поста­вить себя на место героя, о котором рассказывает учитель. Если в рассказе для учащихся, младшего возраста факты должны говорить сами за себя, то для старших воспитанников необходимо, кроме того, прямое обращение к их соз­нанию. Глубоко ошибаются практические работники школ, полагающие, что ученики старших классов якобы с пренебрежением относятся к так называе­мым «общим фразам». Да, пустословия они не терпят. Но умные слова воспи­танники принимают с глубоким волнением...

В юности меняется подход к категоричности суждений: она все больше и больше уступает место гипотетичности (взрослые называют это склонностью пофилософствовать), причем критерием доказательности той или иной гипо­тезы является борьба противоречивых суждений в ходе доказательства. На прак­тике это проявляется в следующей интересной закономерности: чем с боль­шими усилиями доказана истина, тем больше верит в нее воспитанник.

Но особенно глубокому анализу подвергают юноши и девушки вопросы, связанные с общественными отношениями и внутренним миром человека... Их внимание привлекают такие вопросы, как объективный характер истори­чески событий и роль личности в истории; соотношение личного и общест­венного права и обязанности; взаимосвязь понятий счастья и долга, дисцип­лины и свободы; стремление человека лучше познать самого себя.