Интереснее, чем сам человек, ничего в мире нет

Гуманитарные предметы и гуманитарные знания надо рассматривать не только как определенную, составную часть программы и запаса знаний, но и как серьезный фактор, способствующий общему развитию, облегчающий, ов­ладение знаниями о природе, помогающий, воспитанникам осмыслить про­цесс собственного умственного труда и в какой-то мере оказать сознательное воздействие на него. В этой связи, на наш взгляд, совершенно недопустимо пренебрежительное отношение к таким предметам, как логика, психология, имеющее место в настоящее время.

Не будет преувеличением сказать, что юность — возраст критики. Эта критика отличается большой активностью и принципиальностью... Наиболее рез­кой критике подвергаются такие недостатки, как беспринципность, нестой­кость убеждений, угодничество, утрата чувства человеческого достоинства, ин­дивидуализм, стремление противопоставить себя коллективу, лень, трусость, бахвальство, нескромность, навязчивость.

Как и, у подростков, у юношей и девушек есть, свой нравственный идеал, который воплощается в образах живых, реальных людей. Но если для подрост­ка идеальное исчерпывается нравственными качествами одного конкретного человека, то в возрасте ранней юности воспитанники создают в своем воображе­нии как бы собирательный образ идеального героя. Они-ие наделяют его конкрет­ными чертами: на первом месте в нем выделяются чисто нравственные, духовные качества — идеальное представление о том, каким должен быть человек.

Для создаваемого в представлении юношей и девушек образа идеального героя характерна, прежде всего, нравственная чистота. Люди, для которых исти­на дороже любых ценностей - образец, которому молодежь стремится следо­вать. Не случайно сознательное примирение с неправильными взглядами юно­ши и девушки расценивают как отступничество и ренегатство — в этой нравст­венной оценке интеллектуальной позиции-человека сказывается благотворное воздействие нравственного идеала.

Из чувств, которыми юноши и девушки сознательно испытывают и укреп­ляют свою совесть, чувство правоты является наиболее глубоким. Переживать это чувство, проявлять стойкость, не обращать внимания ни на что, кроме олоса своей совести, — все это не только осознается как нравственное досто-

инство, но и доставляет большую радбсть. Наши наблюдения над жизнью юношей и девушек показывают, что осознание своей правоты смелое прртиводействие всяким попыткам склонить к нравственному компромиссу, одержанная победа — все это возвышает их духовно, укрепляет осознание собственного достоинства. Нельзя добиваться согласия юношей и девушек с тем, против чего восстает их рассудок, требовать признания вины, которой они, за собой не чувствуют, советовать осуждать то, в чём они не видят ничего порочного, подсказывать им действия, против которых они возражают, внутренне. Черезд годы отрочества и юности воспитанник не только должен пронести свою совесть незапятнанной, но и осознать, что он может противостоять в борьбе за нравственную чистоту

Чистота и возвышенность юношеской влюбленности зависит, конечно, и. от поучений, напутствий, мудрого слова, но еще больше от того, чем живут, воспитанники, какие у них духовные интересы, запросы, потребности, как в школьном коллективе развивается важнейшая моральная идея: самая большая ценность — человек. Если вы хотите, чтобы воспитанник понимал и чувствовал красоту высоких морально-политических идей (верность Родине, долгу) добейтесь того, чтобы он понял и берег красоту интимных чувств, без чистоты интимных чувств немыслима чистота чувств гражданских.

«Во все времена и у всех народов педагоги ненавидели любовь», — заметил как-то А. С. Макаренко в беседе с учителями. В этом шутливом замечаний есть частица истины: некоторые учителя не понимают, что в старшем подростковом возрасте человек, — это уже мужчина или женщина, и половое влечение становится закономерным явлением. Не учитывается и то, что подростковое и юношеское половое влечение окрашивается совсем не теми эмоциями, что влечение взрослых. В атмосфере богатой, полноценной духовной жизни интимная суть отношений мальчиков и девочек прикрыта идеальными, чистьйми, благородными побуждениями… Подростки особенно остро переживают чувство нетерпимости к вмешательству взрослых в неприкосновенный мир чувств. Искусство уважать и понимать юношескую любовь - этот «эгоизм вдвоем» является очень важной предпосылкой гармонии духовного мира взрослых воспитателей и подростков воспитанников. На мой взгляд, необходимо изгнать из школы нескромные, ненужные разговоры о любви воспитанников. Ни одного слова о том, кто в кого влюбился... Любовь должна навсегда; на всю жизнь остаться для человека, самым светлым, интимнейшим неприкосновеннейшим. Задача школы заключается в том, чтобы оберегать души детей от, всего грязного и порочного в области чувств, противодействовать аморальным влияниям.

Странно и непонятно, почему во время утверждения личности школа не дает человеку никаких знаний о нём, о человеке, в частности о том специфическом; что возносит человека над миром живого: о человеческой психике, мышлении и сознании, об эмоциональной, эстетической, Волевой и творческой сфере духовной жизни. Тот факт, что человек, по существу, ничего не знает о себе, часто бывает источником большой беды, за которую обществу, приходится дорого расплачиваться. Физическая, моральная, эстетическая культура немыслима без психической культуры...

Знание психической культуры - это не краткий конспект психологии. Я бы назвал эти знания азбукой самопознания и самоутверждения, культурой духовной жизни личности. А интереснее; чем сам человек, ничего в мире нет.

...Сложный процесс формирования нравственных убеждений в годы юности выражается и в растущей потребности познать самого себя... Воспитательная задача школы по отношению к юношам и девушкам в связи с этим существенно меняется: их надо не только, воспитывать, но и в значительно большей мере; чем подростков, вовлекать в процесс самовоспитания.

Я не один год думал: в чем же выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: мои усилия принесли плоды.

Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего, и что плохого? Самые изощренные методы и приемы воспи­тания останутся пустымигесли они не приведут к тому, чтобы человек по­смотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой. Мы... воспитате­ли, являемся — по крайней мере должны быть — наставниками, вдохновителя­ми, хранителями, созидателями духовной жизни человека в годы его детства, отрочества, ранней юности. Воспитание духа заключается прежде всего в уме­нии властвовать собой..Человек становится воспитателем самого себя тем в большей мере, чем глубже он познает человека и человеческое.

Приводится по книге: Сухомлинскии В.Л. О воспитании. М;, 1982.