Даже опытный учитель нередко испытывает стресс во время подготовки к открытому уроку. К сожалению, это состояние часто сознательно поддерживается администрацией школы, полагающей, что если учитель смог уснуть в ночь перед открытым уроком — то он халтурщик и ему не место в школе. Ранее мы уже говорили о важности эмоциональной (а не только содержательной) подготовки к уроку, из чего следует, что хорошенько выспаться перед ответственным делом и подойти к нему во всеоружии хорошего эмоционального настроя, без мандража или досрочного выгорания — залог успеха. Настоящая тема посвящена некоторым принципам и приемам, которые помогут учителю чувствовать себя увереннее в процессе подготовки и проведения открытого урока, уменьшить эмоциональное напряжение и истощение.
Если у вас есть возможность выбора, лучше всего остановиться на уроке обобщения и систематизации знаний или на уроке практического применения знаний. Именно здесь проще и нагляднее всего можно показать продуктивную деятельность ваших учащихся — чему они научились на предыдущих уроках темы, что они знают и умеют. Тему урока лучше всего связать с повседневной жизнью человека и общества, чтобы содержание материала обрело форму, личностно близкую любому из присутствующих на уроке гостей, хотя бы и не специалисту. Что-нибудь такое: «Законы Ньютона в быту». Под такую тему несложно подобрать и серию разнотипных заданий.
Практика общения с директорами, завучами, руководителями ме-тодобъединений разных школ показывает, что они хотят увидеть на уроке примерно одни и те же моменты:
188___________________________________ Основы педагогической деятельности
* сформированность у учащихся предметных зунов и умение их применить для решения задач (вспомним, что это и есть цель обучения в «зуновской» парадигме);
» самостоятельную деятельность учащихся;
« разнообразие форм и методов работы (этот поверхностный подход, к сожалению, достаточно распространен, тогда как требуется не само по себе разнообразие, а целесообразность выбранных методов обучения);
» смену видов деятельности учащихся;
» высокий темп работы;
» межпредметные связи; *
» полное владение ситуацией учителем.
В конкретных случаях различные перечисленные аспекты могут иметь разную значимость, что зависит от специфики школы, личных пристрастий администратора, общешкольной методической темы и т. д. Кроме того, могут быть целевые посещения уроков (нацеленные, например, на анализ и контроль реализации воспитательных задач урока или деятельностного подхода в обучении). Все это означает, что вы должны самостоятельно (или с помощью коллег) собрать информацию о том, что именно будет интересовать администрацию на вашем уроке больше всего.
Теперь — некоторые приемы, которые можно использовать для проведения открытого урока.
«Антураж» («Декорации»). Позаботьтесь о том, чтобы все было в по
рядке с наглядностью. Если в школе с этим беда — можно принести на ^
время что-нибудь из дома. Организуйте выставку детских работ (лучше 1
всего — работ учащихся того класса, где будете давать урок). Органи- 1
зуйте не только наглядную, но и предметную среду (при некоторой фан- 1
тазии на уроке может быть использовано все что угодно: канделябры 1
и бинокли, сувениры и блюдца, рекламные проспекты и образцы груп- 1
та, значки и комнатные растения, бутылки из-под шампанского и вело- 1
сипедные покрышки...). I
«Мизансцена класса». Подумайте, как лучше всего расставить мебель. I
Как всегда, нужна не просто оригинальность, а оригинальность в соче- |
тании с целесообразностью. Парты сдвинуты по две, вокруг каждой 1
пары по шесть или восемь стульев: для работы в группах. Парты выстав- |
лены в два ряда лицом к лицу, «стенка на стенку»: урок-диспут. Парты 1
убраны, стулья сдвинуты в круг: дискуссия равных, один среди которых |
учитель. Парты со стульями расставлены по периметру класса (почти 1
«круглый стол»): урок-конференция. То же, но внутри «круглого стола» на 1
*' особом столике лежит книга (или какой-либо другой предмет): сразу вид- 1
но, где зрительный «фокус», смысловой центр композиции. И так далее. 1
Глава 3. Ступень преподавания
«Ритуалы и спецэффекты». Эту группу приемов любят не все учителя, но в целом она позитивно влияет на эмоциональный настрой класса и всех собравшихся, раскрепощает их. Например: приветствовать аплодисментами ученика, который сам вызывается идти к доске (или правильно ответил на вопрос).
«Опорные точки класса». Учитель редко имеет возможность одина
ково активно работать со всеми учениками. Тем более на открытом уроке
он предпочитает ориентироваться на трех-четырех (иногда пятерых-
шестерых) сильных и активных учеников, которые заведомо не подве
дут. И это разумно: открытый урок — это урок-праздник, и проколы тут
не очень уместны. Просто всех «надежных» надо заранее рассадить по
разным концам учебного кабинета, чтобы возникло пространственное
впечатление «работы учителя со всем классом». ^
Некоторые наиболее презентабельные методы обучения:
* комбинированный опрос;
» работа в группах по раздаточному материалу, специально подготовленному учителем;
» «цепочка»: ученики выходят к доске, чтобы решить простые задания один за одним, по цепочке — и так в течение 7-10 минут весь класс в живой и визуально привлекательной манере демонстрирует владение материалом;
» соревнование рядов.