Ценности. Идеалы. Эгоцентризм учителя

На ступени смыслотворчества объектом нашей рефлексии стано­вятся, вместе со смыслом, и ценности — наиболее значимые объекты и явления нашей жизни. Ценностями могут быть объекты материаль­ные или идеальные, мифологические или реальные. Рефлексия цен­ностей, как и всякая другая, осуществляется путем задавания вопро­сов и ответов на них. Вопросы эти могут быть, например, таковы.

1. Ценность законности: всегда ли следует соблюдать законы?

2. Ценность социального статуса: насколько влияет на ваше мне­
ние о человеке его социальное положение (в том числе — на­
сколько на вашу самооценку влияет ваш социально-экономиче­
ский статус?)

3. Ценность опыта: зависит ли ваше представление о человеке от
его жизненного и профессионального опыта?

4. Ценность пола: равноценны ли в ваших глазах мужчины и жен­
щины или вы (сознательно или бессознательно) воспринимаете
один из полов как более значимый?


Глава 5 Ступень смыслотворчества_______________________________ 271

5. Ценность результата (успеха) в работе: чем можно (нужно) по­
жертвовать, чтобы добиться результата (успеха)?

6. Ценность образования: насколько значимым в жизни представ­
ляется для вас быть образованным? Насколько важно — посто­
янно обновлять свои знания, умения, компетенции?

7. Ценность общения, любви и привязанности: насколько значи­
мым и необходимым для вас является присутствие рядом близ­
кого человека?

8. Ценность удовольствия: должна ли жизнь приносить удоволь­
ствие или это — не основное в жизни?

Вопросы могут быть сформулированы и в форме сопоставления: какая ценность из пары является для вас более значимой?

1. Помощь другим или собственные интересы.

2. Жизнь или работа.

3. Работа или семья.

4. Работа или досуг. *"

5. Самореализация или служение общему делу.

6. Количество денег (материальных благ) или количество свобод­
ного времени.

7. Работа в коллективе или автономность.

8. Чувства или разум; рациональное или интуитивное познание.

Среди всего этого многообразия существует ряд ценностей, не оп­ределив которые для себя очень трудно работать и жить. И именно профессия педагога, может быть, в большей мере, чем любая другая профессия, требует четкого выбора и ясного определения личных цен­ностей педагога. Кроме того, у педагогической деятельности есть еще одна особенность — процесс воспитания обязательно включает в себя вынесение суждений о том, что в жизни важно (значимо, ценно), что — нет, и передачу этих суждений воспитанникам.

Прежде всего нужно определиться с тремя важнейшими вопросами.

Первый вопрос — вопрос о ценности «я», т. е. о том, на­сколько значимой ценностью для вас являетесь вы сами. Первое ли место вы сами занимаете для себя как ценность или нет? Если нет — то какие ценности находятся «над» вами и ради кого (чего) вы гото­вы пожертвовать собой (здоровьем, свободой, личностью, жизнью)? Другая сторона этого же вопроса — является ли человек высшей ценностью нашего мира или же вы признаете существование надче­ловеческих ценностей? Это ключевой вопрос всякого мировоззрения,



Основы педагогической деятельности


определяющий основной вектор личности — гуманистический или ре­лигиозный.

Второй вопрос — это вопрос о том, что в человеке наиболее ценно. Целостен ли человек или же внутренне состоит из несколь­ких (например, двух) частей и оттого может быть разрознен и проти­воречив? Каково соотношение между душой человека и его телом? Является ли тело орудием души, позволяющим ей жить и действовать в материальном мире? Или же, напротив, душа есть продукт жизнеде­ятельности высокоразвитых организмов и средство их приспособле­ния к окружающей среде? Если человек двухсоставен или многосос­тавен, то к чему следует стремиться: к гармонии (равновесию) души и тела или к иерархии (главенству) одного над другим? Если к иерар­хии, то что именно имеет большую ценность и поэтому должно гла­венствовать? Это основные вопросы педагогически значимой антро­пологической составляющей мировоззрения.

Третий вопрос — вопрос о ценностном соотношении чело­века и общества. Ранее мы уже задавали этот вопрос в одном из зада­ний: что для вас более значимо, индивидуализация (становление лич­ностной неповторимости) или социализация (становление человека как члена общества)? Теперь можно задать этот вопрос и в более об­щем виде: что является более значимым — личность или общество, личное или общественное? Примиримы ли противоречия между «эго» и «социо»? Каков должен быть механизм примирения — гармония или иерархия? Может ли человек ошибаться, а общество — оставаться пра­вым? Может ли, напротив, человек быть прав, а общество — ошибать­ся? Существуют ли ценности, находящиеся и «над» человеком, и «над» обществом, по которым можно было бы сверять правоту действий лич­ности и социума в их противостоянии?

Все эти три вопроса, в их различных приведенных выше формули­ровках, должны быть так или иначе разрешены каждым педагогом са­мостоятельно, безо всяких подсказок «сверху». В этом заключается основной, самый глубокий пласт процесса модернизации, осуществля­ющейся сегодня в российской школе. И мы с вами, двигаясь по страни­цам настоящего пособия и используя самые разнообразные приемы, работали над развитием своего профессионального мышления в пер­вую очередь затем, чтобы самостоятельно дать ясный и четкий ответ на каждый из этих вопросов.

Анализируя с позиции поставленных выше вопросов проблему лич­ного смысла жизни, можно заметить, что этот смысл всегда более эгои­стичен, чем социален, — и именно потому, что он личный. Философия


Глава 5 Ступень смыслотворчества



раскрывает нам, что существует лишь два альтернативных подхода к определению смысла жизни: идея удовольствия (для гуманистиче­ского вектора личности) и идея спасения души (для религиозного век- / тора). В том или ином случае эти идеи становятся (нередко бессозна­тельно) высшими ценностями, т. е. смыслами, и одновременно — основными мотиваторами деятельности. Но еще раз подчеркнем — и та и другая идея имеют личностно-ориентированный, а не социаль­но-ориентированный вид. Даже в самом высоком образце новозавет­ной христианской любви: «Возлюби ближнего своего, как самого себя», — эталоном любви к людям является отношение к собственной личности — образу Божьему в нас самих.

В случае примата идеи удовольствия наибольшей ценностью обла­дают наши переживания, т. е. — текущий момент и то, что он нам несет; все остальное — может быть, и ценно, но все же второстепенно относи­тельно главной ценности «жизни» как постоянного переживания нами ее настоящего момента. При таком отношении к жизни человек мо­жет, разумеется, и развиваться, и накапливать материальные блага, и служить другим людям, и то, и другое, и третье — лишь промежуточ­ные, а не конечные цели, точнее — средства обогатить личный жиз­ненный опыт и палитру личных переживаний. Это обогащение может происходить непосредственно, путем включения себя в самые разно­образные, качественно новые виды деятельности на уровне профес­сии, второй профессии, хобби и т. д. Но в случае низкого культурного уровня этот подход вырождается в лозунг «в жизни нужно все попро­бовать» (любимая уловка тех, кто заманивает подростков в сети нар­комании).

Для педагога, работающего на ступени смыслотворчества, важней- / шей становится функция обеспечения духовного уровня жизнедея­тельности, т. е. несводимости жизни к вещизму, утилитаризму, уныло-безблагодатной повседневности. В предыдущей теме уже отмечалось, что духовный уровень жизни предполагает личностно-смысловое, -/ ценностное отношение ко всему, что нас окружает. Но прежде всего духовность — это показатель качества внутреннего мира человека. Последние века (и особенно последние десятилетия) характеризуют­ся падением ценности внутреннего мира человека относительно цен­ности внешнего мира (мира вещей, окружающих людей и социальных явлений). Не удивительно, что качество внутреннего мира при этом неуклонно ухудшается. Об этом свидетельствуют:

» общий рост потребностей отдельных людей и человечества в це-! лом (вспомним, что потребность определяется как нужда; растут



Основы педагогической деятельности


потребности — растут нужды; развивается потребительское об­щество — растет число и качество нуждающихся людей); « всеобщая распространенность стресса как показателя разруша­ющегося внутреннего мира;

• повсеместно проявляющееся нежелание людей быть самими собой, стремление уйти от себя, отвлечься, «оттянуться», «оторваться»...

«Как же маются все эти туристы, приезжающие сюда из других стран, под палящим солнцем, в жару и в пыли, среди шума и гама бредущие по улицам! Какое бремя, какое внутреннее неспокойствие Інетет и терзает их души, если они считают отдыхом все то, что им приходится перено­сить! Как же должно давить души этих людей их собственное "я", раз они думают, что отдыхают, испытывая такие мучения!» [59, с. 160].

...повальное стремление молодежи жить, учиться и работать с на­ушниками, в которых постоянно звучит рок-музыка, — потреб­ность «забить» звуками рока какие-то глубокие нестроения соб­ственного внутреннего мира, чтобы не слышать и не ощущать его (кстати сказать, это повод задуматься о том, что качество внут­реннего мира «визуалов», «аудиалов» и «кинестетиков», которых 1 мы прежде по умолчанию «уравнивали», весьма различно!);

» всеобщая тенденция «бегства» от своего «я», от запутавшегося в проблемах и противоречиях «эго» к «социо» с намерением «ра­створиться» в общении с людьми, в своей компании, в толпе.

Этот последний момент следует обсудить подробнее, ведь педаго­гическая деятельность — это в значительной степени деятельность со­циальная.

Читатель, внимательный к себе и своему внутреннему миру, наверня­ка не раз замечал, что общество не только поддерживает личность в ее жизнедеятельности, но нередко и разрушительно влияет на нее. Произ­растающее изнутри личности творчество подавляется общественными стереотипами, свое выстраданное мнение натыкается на чужие мнения или даже на безличное «так принято!», свобода выбора сковывается обычаями, модой и т. п. Чем более человек социализирован, тем менее он свободен. Чем больше он пользуется «благами общества», тем боль­ше общество пользуется им. И это относится не только к ограничению свободы поведения (что во многих случаях дело совершенно необхо­димое), но и к ограничению сознания. Множество людей, не задумываясь над этим, позволяет создавать содержание своего сознания другим — рекламодателям, телевидению и газетам, иногда — лидерам неформаль­ных групп или партийным агитаторам, в лучшем случае — родителям.


Глава 5 Ступень смыслотворчества___________________________________ 275

Две науки — древняя (история человеческого общества) и молодая (акмеология) — открывают нам любопытную закономерность. Люди талантливые любили уединение, они сознательно дистанцировались от общества — и этим самым уже оказывались полезны тому же обще­ству, умея взглянуть на него со стороны, беспристрастным взглядом и открывая этим нечто новое. Конечно, трудно спорить с тем, что со­циализация — одна из важнейших задач школы. Но не понимается ли она иногда слишком однобоко? Мы учим человека, как жить в обще­стве, — но, может быть, он иногда должен уметь жить и вне общества или хотя бы несколько в стороне от него? Мы стремимся воспитать честность и порядочность человека в отношениях с людьми, а чистота и просветленность его внутреннего мира нередко остаются за преде­лами нашего внимания. Мы учим человека следить за собой в контек­сте его внешнего поведения («Следи за собой!», «Учись смотреть на себя глазами других!»), но вряд ли задумываемся над воспитанием способности следить за внутренним ходом собственных мыслей и по­буждений.

В результате — низкое качество внутреннего мира наших воспитан­ников и как следствие — неважная способность сопротивляться дав­лению большинства. А если уж сопротивляться, то силой или хитростью, кулаками или обманом, т. е. как принято в «житейской мудрости» того же большинства. Увы, по-настоящему выдающийся человек всегда дискриминируется обществом («эффект "белой вороны"»). Уже в се­редине XX в. крупнейшие философы (и среди них едва ли не первый — Ортега-и-Гассет) констатировали: современный евррпейский мир выработал этику, по которой преимущественно обеспечиваются инте­ресы посредственности, и масскультура довлеет над культурой духов­ной. Извращенно понимаемая демократическая справедливость ста­вит выдающихся людей в особо трудные условия. Самый тон жизни задают отнюдь не лучшие люди. «На смену духовному идеалу прихо­дит идеал плебейский», — говорит Ортега-и-Гассет.

Под идеаломпонимается образ совершенства, олицетворение наи­больших (возможно, абсолютных) жизненных ценностей. Идеализм человека есть масштаб его устремлений. Полное отсутствие идеа­лизма — признак посредственности в ее предельном случае. Ярко и об­разно рассуждает об этом украинский философ-«диссидент» Василь Стус.

«Бывает часто: человек знает, Бої у известно сколько, но говорить с ним

нудно до последней степени, потому что он ни о чем не имеет собственно-

ї! го понятия и слова его — пусты, лишены интереса: в нем нет того стержня,



Основы педагогической деятельности


Если вам знакомы такие люди, значит вы хорошо знаете, что такое эгоцентризм.

Выходит, чтобы добиться успеха, нужно быть эгоцентричным — только и всего? Да ведь ато, кажется, не очень хорошее качество?.. Впро­чем, одна моя знакомая так и учит своих собственных детей. Ученикам говорит, что людям надо помогать, что общественное выше личного. А своим: «Сам себе не поможешь — никто не поможет, сам себя не похва­лишь — никто не похвалит». А то и прямо: «Своярубашка ближе к телу», «Что плохо лежит — не зевай'»

Попробуем разобраться. Речь-то идет не о массовом учителе, а об учителе выдающемся, творческом. А все мы знаем, что большое твор­чество — продукт большого темперамента. Не случайно талантливые люди обладают, как говорят, «трудным характером». Но не все! Эго­центризм может развиваться в процессе профессионального роста, а может и не развиваться. И происходит это при одном-единствен-ном условии: если профессиональное развитие происходит каклично-стгано-профессиональное и цели личностного самоизменения (а часто и самопреодоления) являются в нем не последними.

Эгоцентризм вообще свойствен природе человека, а поэтому су­ществует, действует (и то ли помогает, то ли мешает?) на всех ступе­нях педагогической деятельности. Но его преодоление, борьба с ним возможны лишь на ступени смыслотворчества, когда рефлексии под­вергаются ценности и учитель оказывается перед выбором: принять ли существование надчеловеческих ценностей или «человек есть ме­рило всех вещей»? Оправдан ли «человекоцентризм»? И оправдание «человекоцентризма» как собственной картины мира приводит в ко­нечном счете и к оправданию эгоцентризма.

Но помимо субъективно-мировоззренческой, есть еще и объектив­но-психологическая причина распространенного учительского эго­центризма, в особенности среди успешных и талантливых учителей. Дело в том, что учителями очень часто становятся люди так называе­мого истероидного типа. А потом — сама педагогическая деятельность способствует дальнейшему развитию эгоцентризма.

Приведем безжалостную характеристику истероидного типа личности. «Его главная черта — беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе. Им нужно удивление, восхище­ние, почитание, сочувствие. В худшем случае предпочитают негодование и ненависть окружающих, но только не безразличие и не равнодушие. Большая склонность к рисовке и позерству. Слабым звеном у истерои-дов, по которому можно выявить аффективную реакцию, чаще всего бывает ущемленное самолюбие...» [63, с. 140].

Именно поэтому ранимость педагогов сродни ранимости артистов, и защищать их нервную систему, создавать комфортные условия, ле-


Глава 5. Ступень смыслотворчества___________________________________ 279

леять их достоинства — ведущий принцип работы администрации. Но вот парадокс: следуя этому принципу, администрация снимает множество проблем и одновременно создает благодатные условия для бесконечного роста учительского эгоцентризма.

И еще один парадокс: именно истероидный тип учителя часто пользуется высоким авторитетом и дает высокие учебные резуль­таты. Причина в том, что педагогически значимой положительной чертой истероидного типа личности является высокая экспрессив­ность. По данным исследований, у учителей с чертами истероидно-сти более вероятно колебание настроения, и это сказывается и на психическом состоянии класса, колебания настроения в котором становятся закономерностью. Вспомним «эмоциональную кривую урока» — условие эффективного учения! Здесь уместно вспомнить и мысль известнейшего психолога К. Леонгарда о том, что колеба­ние настроения представляет собой «основной закон развития че­ловеческих чувств, согласно которому эмоции, раскачиваемые меж­ду двумя полюсами, все «набирают высоту» [37, с. 69]. Таким образом, в противоречивой личности учителя-истероида «беспредельный эго­центризм» уживается (и даже не просто уживается, а тесно связан) с уникальной способностью к развитию эмоциональной сферы уча­щихся.

Большинство педагогов с истероидным типом личности обладают демонстративным стилем профессиональной деятельности (когда са­мопредъявление преобладает над самораскрытием: «учитель-актер»). Многие, однако, в состоянии владеть и иными различными стилями профессиональной деятельности, применяя то один, то другой в необ­ходимых условиях, ситуациях. Их профессионализм достигает высо­кого уровня, а истероидные черты личности органично вплетаются в него. Но вопрос с эгоцентризмом при этом продолжает оставаться открытым, и его решение зависит от собственного мировоззренческо­го выбора учителя.

Этот выбор является для каждого человека совершенно свободным актом, но все же, осуществляя его, нельзя не учесть один крайне важ­ный момент. Мировоззренческое оправдание эгоцентризма, то есть абсолютизация ценности «Я», неизбежно приводит к кризису чело­века, общества и человечества в целом. Вспомним картину фантас­тической эпидемии, которую рисует Федор Михайлович Достоевский в эпилоге романа «Преступление и наказание». «Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем одном заключает­ся истина. И мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ло­мал себе руки... Оставили самые обыкновенные ремесла, потому что



Основы педагогической деятельности


 


всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласить­ся» [20, с. 442].

Об этом же — только на другом языке — рассуждает и Клайв Стейплз Льюис, из произведений которого, переведенных на русский язык, наи­более известны «Хроники Нарнии». «Если бы в материальной систе­ме обитало лишь одно существо, она могла бы поминутно изменяться по его желанию. Но если ввести в такой мир и другое существо, оно уже действовать не сможет... потому что вся материя была бы в чужой, а не в его власти...» [43, с. 30].

Рост эгоцентризма, «частного интереса», принимаемого в некото­рых философских и экономических учениях за «двигатель прогресса», неизбежно приводит общество к дисперсии идеалов, целей и подходов к их реализации. Социальный мир наполняется противоречиями. Все больше усилий (и других ресурсов) приходится затрачивать на согла­сование противоречий и индивидуальных взглядов, поскольку сами собой они «почему-то» не согласуются. Все меньше ресурсов остается на собственно созидательную деятельность. Это вектор, ведущий в пу­стоту. Возможно, тот из читателей, кто работает в частной школе, пой­мет всю глубину замечания, вскользь брошенного генеральным дирек­тором одной из крупнейших негосударственных школ: «Ключевым моментом в работе негосударственной школы становится способ со­гласования различных взглядов на образование, различных интересов: одним словом, заказов от различных субъектов образовательного про­цесса» [58, с. 20].

Экономически образованный читатель может возразить, что суще­ствует особый социальный институт, призванный трансформировать эгоцентрические стремления и частные интересы отдельных индиви­дов в «общую пользу», а именно — свободные рыночные отношения. Но этот миф классической и неоклассической экономики (начавший­ся с метафоры «невидимой руки» рынка, предложенной Адамом Сми­том), вполне разоблачен современными экономическими теориями. Так, австрийский ученый Ф. Хайек привел достаточно веские аргумен­ты в пользу того, что рынок, как социальный институт, существует от­нюдь не вследствие неограниченного стремления к удовлетворению личных интересов, а скорее, наоборот, благодаря наличию системы жестких и общепринятых моральных правил, ограничивающих это стремление [87]. То есть эгоцентризм не только не способствует фор­мированию рыночных отношений, но и разрушает их, что мы и видим отчетливо в современной России.


Глава 5 Ступень смыслотворчества



В качестве одного из средств «профилактики» профессиональ­ного эгоцентризма можно назвать принцип обновления опыта. Речь идет о регулярной (раз в несколько, максимум в 7-10 лет) смене места работы (или должности, или даже специальности). В современ­ных условиях динамичного опыта служение 40 лет одному делу на одном месте — род самообмана, формирующий не столько профес­сионализм, сколько профессиональный эгоцентризм. Иное дело — когда высокая профессиональная самооценка постоянно корректиру­ется обновлением требований, и тем самым исключается чрезвычайно вредная для опытного учителя ситуация «почивания на лаврах» преж­них заслуг.

Каждый человек — носитель собственной биографии. В этом плане осмыслению подлежит не только общественный, но и индивидуальный опыт. Какой из них для вас ценнее? Какую роль в вашей жизни сыграл (и продолжает играть) каждый из них?

Ю. В. Сенъко предлагает выполнить следующее задание: «Ука­
жите наиболее важные, на ваш взгляд, истоки педагогическо-
І го одиночества, "робинзонады" педагога в образовательном

< процессе» [67, с. 40]. А теперь попробуйте ответить на следую-

1 щие вопросы.

І 1. Как вы понимаете формулировку задания? Какой личностный смысл вы вкладываете в слово «робинзонада»? Какая из отчуж-денностей педагога переживается вами драматичнее — отчужден­ность от учеников, от коллег, от деятельности, от народа? (Воз­можны и другие варианты.)

2. Встречались ли вам ситуации глубокой дружбы-сотрудничества
между педагогами одной школы, «работа в команде», не в одино­
честве? Как они возникли? (Осуществите анализ причин успеха,
оценив долю случайности и закономерности. Воспроизводима ли
ситуация?)

3. Встречались ли подобные учительско-ученические команды,
объединенные общим смыслом жизни и деятельности? (Осуще­
ствите анализ по той же схеме.)

Опираясь на собственный опыт, здравый смысл и нестерео­типное мышление, проанализируйте критически таблицу 36 [71,с.32-34].



Основы педагогической деятельности