Заключительное слово

Дорогой читатель!

С первых страниц этой книги мы с вами ведем разговор о том, что есть успех в педагогической деятельности и как к нему прийти. Мы с вами немало поработали над тем, чтобы расчистить множество зава­лов на этом пути — иначе говоря, развить и организовать наше педаго­гическое мышление. И сейчас, чтобы поставить последнюю точку в во­просе об успешности деятельности учителя, вчитаемся в слова одного из крупнейших мыслителей минувшего века

«Доброе дело может принести субъекту какой угодно вред, поставить его в любые неблагоприятные состояния. Тем не менее неудовольствие, возникающее как следствие поступка, никої да не может достигать той же глубины, какой достигает радость самого доброго поступка и особен­но — та еще более глубокая радость, которая была источником доброго поступка Она, эта радость, совершенно неразрушима никакими неудо­вольствиями и страданиями периферических слоев личности, как бы велики они не были Никакая награда, имеющая целью воздать за нрав­ственное добро, не может быть источником такой же глубокой радости, как сама радость, из которой истекает нравственно доброе желание и которая сопутствует ему Точно так же никакое зло, причиняемое на­казанием, не может вызвать страдания, равного по глубине тому пере­живанию себя несчастным, из которого вытекает злое деяние, и тому не­удовлетворению, которым оно сопровождалось».

Многими людьми, познавшими своим личным опытом верность приведенного положения, оно активно отстаивается и проводится в жизнь. Многими другими — столь же активно отрицается, и тоже на основании личного опыта. А каков ваш нравственный выбор?

Трудность заключается в том, что вопрос об успехе — это тоже нравственный выбор. К какому успеху вы предпочтете стремиться: к внешнему, заметному в глазах других людей или к успеху внутрен­нему, о котором, может быть, никто и не будет догадываться, кроме вас самих? К успеху вашего «Я» или к успеху ваших добрых дел?

Еще одна трудность проявляется в форме своеобразной закономер­ности, сплошь и рядом действующей в мире людей: ни одно доброе дело не остается безнаказанным, ни одно дурное дело не остается без вознаграждения. В наши задачи не входит разбирать здесь духовные


Заключительное слово



основы этой закономерности, в наиболее лаконичной форме сформу­лированной житейской мудростью: «От добра добра не ищут». Ждать награды или благодарности от доброго дела — штука наивная и пус­тая. По-настоящему доброе дело и не ищет награды, в его основе — не мудрость выгоды, а мудрость самоотверженной любви. И поэтому до­стичь внешнего успеха посредством серии добрых дел практически невозможно, зато очень легко добиться противоположного результа­та, непонимания, зависти, презрения, насмешек и других «неудоволь­ствий». В основе внешнего успеха испокон веку лежит вектор выгоды. А вот внутреннего успеха можно достичь лишь бескорыстным добро-деланием.

Внешний и внутренний успех — это антиномические противопо­ложности, «Люди не понимают того, что мирская удачливость — эго духовная неудача» [59, с. 74].

Перед нами — финальные строки нашего разговора.

Давайте еще раз зададим себе очень важные вопросы.

» к чему мы стремимся?

» готовы ли мы отказаться от внешнего успеха и «мирской удачли­вости»?

Очевидно, мы можем решиться на это лишь в одном случае: если мы ясно видим смысл нашей деятельности и твердо знаем, ради чего (или ради Кого) мы живем и работаем. И это — наш сознательный выбор.

И. С. Сергеев
•, Москва, 2003 г.