САМОЗАЩИТА ОТ МАНИПУЛЯЦИИ

 

Одно только знание методов манипуляции – защищает от обмана.

 

Искорки и блики без-сознательно воспринимаются человеком, как нечто хорошее, приятное. Яркие тона вызывают у людей сильные эмоции, усиливают восприятие и память. Вид огня вызывает чувство безопасности и умиротворения. Вид воды также вызывает положительные эмоции. Поэтому рекламные ролики, так пересыщены яркими тонами, искорками, бликами, брызгами для того, чтобы вызвать у людей больше эмоций (переживаний) и заглушить разум. Частота смены кадров подбирается такой, чтобы заглушить мышление. Человек не успевает осмыслить кадры, мелькающие быстрее одного раза в 3 секунды. Осознаваемость происходящего на экране притупляется также за счёт смысловой нестыковки одного кадра с другим. Мозг обычно перенапрягается уже через 15-20 минут, и в нём начинают вырабатываться тормозные медиаторы (транквилизаторы), защищающие психику от перенапряжения. И телезритель впадает в состояние транса, своеобразного полугипнотического состояния.

Когда воля из-за транквилизаторов ослабевает, человеку можно внушить всё, что угодно. И тут показывают продукт или «нужный» образ. Используется это не только в рекламе, но и в фильмах, в ток шоу и т.д.

Показывают русского пьяницей, преступником, русскую женщину проституткой. Иногда можно услышать откровенную русофобию. Например, когда блондинку, русскую женщину называют дурой. А ведь психологам известно, что если человека 10 раз назвать дураком, он в это может поверить.

Кроме того, используется звуковое воздействие на душу человека. Известно, что низкие звуки без-сознательно вызывают у человека страх и панику. Поэтому низкие звуки часто используются в фильмах ужасов.

Сильное воздействие оказывает пример героев фильмов, мультфильмов, телепередач, рекламных «людей из народа» или «специалистов». Например, одели актёра в белый халат и вот перед нами «компетентный» доктор.

В новостях. Когда показывают друг за другом несопоставимые по важности сюжеты, это приводит к обесцениванию значимых ценностей и событий. Например, показывают после репортажа о праздновании победы в Великой Отечественной войне – сюжет о зоопарке.

Приучают людей терпимо относиться к тому, чего терпеть нельзя, когда показывают убийства и преступления. Пьяный сын убивает отца, а комментатор говорит таким тоном, как будто это само собой разумеющийся случай. Людей выгоняют из жилья, а комментатор, тем же беспристрастным тоном, или даже весело, повествует о происходящем на экране беспределе.

 

В фильмах. Если главный герой, которому зрители сочувствуют – в самый переживательный момент закуривает, употребляет алкоголь, наделяется другими отрицательными качествами – это заставляет людей ломать моральные устои и менять отношение к аморальным поступкам, считая их чем-то обыденным.

Мы видим, как на экране происходит подмена истинных жизненных ценностей – дешёвой подделкой. Слащавостью подменяется человеколюбие; мужество – жестокостью; женственность – сексуальностью; любовь – эротикой; семья – сексуальным партнёрством.

 

Герои фильмов, как правило, применяют стратегии поведения, которые ведут к поражению, но «чудесным образом» в конце у них либо всё хорошо, либо плохо, но не из-за того, что они себя вести не умеют, а из-за того, что повели себя единственный раз правильно. Таким образом людей программируют на неверное поведение, что в жизни, естественно, приводит к неудачам.

Поэтому, для того чтоб защитить себя от вредного воздействия телевидения, можно при помощи «таблицы успеха», что приведена ранее, сопоставлять поведение персонажа со стратегиями поведения из таблицы. Так можно легко определить, правильно ли поступает герой фильма. Несколько таких сеансов просмотра, с таблицей в руках, (можно вместе с детьми, если фильм более менее нормальный) – позволят натренировать способность видеть и распознавать поведение неудачника. И вскоре таблица уже не понадобится. А распознание вредных стратегий станет непринуждённым.