Концепция девятой рыночной структуры

Известный французский ученый Ж. Аттали утверждает, что человечество сегодня вступает в девятую в его истории рыночную структуру, а восьмая, которая обладает достойной пока мощью, «возникла в 30-х годах нашего века. Ее центром стал Нью-Йорк, фактическая столица обширного региона, чье процветание обеспечивалось технологией электромотора, благодаря которому появились товары массового спроса длительного пользования, значительно сократившие затраты времени у потребителя. Стремление американских семей иметь в своем распоряжении такие товары было удовлетворено благодаря применению кейнсианства, осуществлению экономических мероприятий, получивших название «Новый курс». Они предусматривали крупные расходы на социальные нужды, нацелены на передачу недвижимости большинству населения страны»[82].

Многие западные аналитики приходят к мнению, что центром девятой рыночной структуры могут стать либо Япония и весь Азиатско-Тихоокеанский регион во главе с богатыми «драконами» (Южная Корея, Тайвань, Сингапур и др.), либо объединенная

Европа, но не США, которые в борьбе за мировое экономическое господство все больше откатываются на вторые-третьи позиции. Японцы даже придумали специальный термин «nemavashi», что по-русски примерно означает «перенесение», «трансплантация», «изменение». Речь идет о перемещении нового экономического центра с Запада на Восток. С другой стороны, страны Европейского экономического сообщества создают единый рынок, единую валюту, вводят общие таможенные тарифы в торговле с третьими странами, унифицируют налоговые системы, сближают законодательства, разрабатывают принципы согласованной экономической и социальной политики, защиты окружающей среды.

В ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Швеции выделяют крупные финансовые средства – от 30 до 40 % бюджета и более - для проведения сильной социальной политики, которая непосредственно влияет на уровень и качество жизни, что, в свою очередь, сказывается на политической и социально-экономической стабильности в обществе. Сильная социальная политика – это, прежде всего, всесторонне продуманная система социальной защиты населения. Ей отводится важное место в специфической форме борьбы между Западом и Востоком за экономический передел мира.

Разумеется ни одна, даже самая сильная, социальная политика сама по себе не может автоматически поднять уровень и качество жизни. В социальной политике важна ориентация на нужды человека, свободу и права личности, учет разнообразия и неоднородности общества. Поэтому ведущие западные страны в своей социальной политике отдают предпочтение концепции неприкосновенности собственности, прав и свобод личности, хотя она иногда и вступает в противоречие с общественными интересами.

При целенаправленности социальной политики экономическая система общества, от состояния которой фактически и зависит эффективность проводимой социальной политики, развивается ускоренными темпами, обогащая само общество не только материально, но и духовно.

Одним из важнейших приоритетов в социальной политике является борьба с бедностью и нищетой. Пока это явление в социальной жизни любого общества неизбежно, и вряд ли наступят такие времена, когда каждый будет чувствовать себя богатым и счастливым.

Возникает вопрос, как исчислять порог бедности. Английский социолог П. Таусенд в 70-е гг. писал: «Индивиды, семьи, социальные группы населения можно считать бедными, если они не имеют ресурсов для участия в общественной жизни, поддержания типов диеты, условия жизни, труда и отдыха, которые являются обычными или, по крайней мере, широко принятыми в обществе, в котором они живут»[83], В Голландии, к примеру, за основу берется уровень доходов, приходящихся на одного человека. Но в мировой практике бедность принято измерять с помощью прожиточного минимума, т.е. уровня потребления, достаточного для удовлетворения только жизненно необходимых потребностей.

Из большого разнообразия форм выработки и реализации социальной политики всегда можно выбрать наиболее эффективные. Поскольку не существует социальной политики, единой для всех стран и народов, ее конкретные концепции должны обязательно отражать уровень и качество развития производительных сил и производственных отношений, национальное самосознание, культуру, традиции, обычаи, быт.