Концепция знания как нового способа создания общественного богатства

 

Сегодня многие западные теоретики и политики все больше склоняются к поддержке концепции О. Тоффлера[84] о приоритете знаний как нового способа создания общественного богатства, который «принципиально отличается от всех предыдущих и в этом смысле является переломным явлением социальной жизни»[85].

Еще недавно считали, что главными источниками власти являются сила и богатство. Эти факторы были действительными как в политической жизни, так и в социальной сфере. Однако сила как грубое принуждение функционально ограничена и свойственна власти «низкого качества», т.е. такой власти, которая ориентируется в основном на грубую силу и принуждение. Богатство - это фактор власти «среднего качества», которая использует преимущественно методы убеждения, а не насилия. И только знания придают власти «высшее качество» и наибольшую эффективность, потому что позволяют достичь искомых целей, минимально расходовать ресурсы, убеждать людей в их личной приверженности этим целям, превращать противников в союзников. Знания подчиняют себе сегодня силу и богатство и становятся определяющим фактором не только власти, но и всего общественного развития.

Знание - это символический капитал, который доступен каждому желающему приобрести его, и поэтому он неисчерпаем. Наиболее глубоко это, пожалуй, поняли в США, где еще с 60-х годов стали обращать особое внимание на сферу высшего образования. Возможно, толчком к этому послужил своеобразный шок, удар по престижу американцев, когда в Советском Союзе сначала был запущен первый спутник Земли, а затем появился и первый космонавт планеты Ю. Гагарин. Выдвижение высшего образования в качестве приоритета социальной политики привело к возникновению больших университетов с многочисленными филиалами. Одновременно началась усиленная охота за зарубежными «мозгами» - организация «утечки мозгов». Потребовался новый тип работника - творческий, сочетавший в себе знания, инициативу, способность воплотить идеи в дело.

Немецкие ученые Х. Байнхауэр и Э. Шмакке в книге «Мир в 2000 году»[86] предложили разделить неделю следующим образом: 3 дня - работа на производстве, 2 дня - повышение профессиональной квалификации и 2 дня - отдых. Они исходят из идеи, что образование и профессия - единое целое, т.е. время, используемое на получение образования, - это часть рабочего профессионального времени. Образование стало не только социальным, но и экономическим фактором. Поэтому в Германии при формировании социальной политики на народное и особенно высшее образование не жалеют средств. В сознании общества и представителей власти глубоко укоренилось понимание того, что ранее полученные профессиональные знания быстро устаревают, а следовательно, и общество может оказаться в застое либо откатиться в своем развитии назад. В конечном счете от этого зависят уровень, качество и стиль жизни, а значит, и стабильность общества.

Современная система образования претерпевает серьезные изменения. Старые методы - классические знания, лекции, семинары, коллоквиумы в структуре высшей школы все больше дополняются программированием обучения (как очного, так и заочного), бинарными играми,[87] обучением с помощью компьютеров, микросхем, телевидения, электронных библиотек, сети «Интернет»[88]. Содержание учебных программ вплотную приближается к требованием практики, что ведет к постепенному стиранию границ между отдельными учебными дисциплинами, введению смежных курсов. Темпы обучения и степень глубины полученных знаний определяются индивидуально в соответствии с имеющимися способностями и природными задатками.

Если раньше классический рабочий был отчужден от «менеджеров в белых рубашках», которые при первой же замене «мускульной силы» новыми технологиями выбрасывали его на улицу, делая таким образом безработным, то сегодня вытеснение «мускульной силы» осуществляется прежде всего человеческим интеллектом, знаниями и умениями эффективно их реализовывать. Здесь налицо новый момент в социальной политике: непрекращающееся обучение работников, осваивающих современные технологии и даже разрабатывающих новые идеи.
К концу XX столетия западный мир окончательно убедился в том, что более высокий уровень образования не только рабочих, но и других слоев населения делает общество богаче, демократичнее, цивилизованнее.