Социальный и индивидуальный миры: диалектика и взаимосвязь

В социальном мире любого класса и уровня можно наблюдать достаточно типичные отношения индивидуального «Я» и социального «Мы». Среди них следует выделить прежде всего отношения первичной социализации. Личность входит, вступает, принимается в социальный мир в качестве его компонента. Весьма значимы для понимания сущности социального мира отношения первичной эмансипации, первичной автономизации. Личность, «принятая» в социальный мир, стремится сохранить меру своей уникальности, меру автономии и свободы. Обозначив границы «островка независимости», личность стремится овладеть большим социальным пространством, что часто ведет к усложнению структуры социального мира, росту социальной напряженности.

Наконец, особо следует выделить социализацию как обогащение собственного «Я». Существуя в своем жизненно-пространственном мире, не претендуя на «чужую территорию», личность использует интеллектуальный, чувственный и иной ресурс социального мира для саморазвития.

В качестве критерия социальности мира выступает не только его раскрытость иному, но и достаточно заметная степень публичной легитимности, ритуальности, статусности отношений в человеческом сообществе. И если содержание и границы экономического мира предопределяют феномены богатства и собственности, политического мира - феномены власти, духовно-идеологического - феномены идей, концепций, информации, то социальный мир - это мир статусной стратификации. Внутреннюю структуру социального мира образуют публично-статусные отношения: отношения в сфере организации и стимулирования труда, охраны здоровья и медицинского обслуживания, социальной поддержки инвалидов, пенсионеров, других категорий населения, в сфере национальных, территориальных, семейно-бытовых, возрастных и иных социально-статусных отношений.

В качестве важнейших компонентов социального мира как системного образования следует выделить: системообразующее ядро; периферийное пространство; доминирующие центростремительные отношения субъектов; центробежные отношения; отношения дискомфорта; негативные отношения к системе, так называемые контрмедиальные отношения; отношения, характеризующиеся неопределенностью позиций их субъектов или непонятностью смысла и направленности практической деятельности.

Социальный мир как структурированная целостность выполняет функции целедостижения, адаптации, воспроизводства структуры, интеграции.

Большинство исследователей социализированного мира считают, что в качестве его системообразующего ядра выступает социальная справедливость как некая ценность и норма, смысл которой рассматривается и определяется историческим и ситуативным контекстом.

Особую актуальность представляет проблема классификации социального мира по тем или иным основаниям. По критерию степени целостности социальный мир подразделяется на фрагментарный и системный. По критерию субъективности выделяются социальные миры личности, семьи, микросреды, коллектива, профессиональной, поселенческой и иной ассоциации, нации, государства, общества и человечества в целом. В контексте исторической динамики выделяются социальные миры: генезиса человечества, периода становления, зрелости и угасания цивилизаций. Социальные миры весьма многообразны по степени сопряженности с жизненными установками и ожиданиями конкретных личностей.

Наиболее предпочтительной является модель социального мира, ассоциирующаяся с понятием «родина». Ощущение родства, естественной гармонии индивидуального и социального миров способствует целостной самореализации личности, гуманизации социальных отношений. Родство индивидуального и социального бытия основано на духовно-исторической преемственности целей и ценностей сосуществования и потому в меньшей степени подвержено воздействию корректирующих факторов.

Философии, обращенной к социальному миру, предстоит более глубоко осмыслить и переосмыслить содержательные характеристики понятия «родина», очистив его от идеологизированного патриотизма. Чувство родины, родства, укорененности в ментальной культуре есть, прежде всего, чувство сопричастности к иному, к миру других, есть чувство социальной ответственности и солидарности.

Социальный мир, воспринимаемый как мир родины-родства, позитивно влияет на развертывание жизненных сил личности и ее естественную социализацию, снижает уровень напряженности и конфликтности.

Близкая модель - социальный мир как семья, как единство в многообразии, в многоликости. В качестве ключевых ценностей социального мира подобного типа выступают отношения взаимопонимания и поддержки. «Социальный дом» притягивает людей своей теплотой и открытостью, создавая возможности для самовыражения.

Достаточно типичен социальный мир как «сообщество разностей», основным принципом бытия которого является коллективизм. Наиболее успешно этот принцип был реализован в Японии, Израиле, Швеции, ряде других зарубежных стран. В России проблематика «коллективизации» социального пространства на многие годы была отнесена к разряду «коммунистических ересей». И лишь в последнее время, когда степень эгоизма и цинизма социального бытия достигла опасной для персоналий власти и общества черты, вновь реанимируется общественная потребность в исследовании феномена коллективизма-коллектива.

Опыт Израиля и особенно Японии убедительно доказывает естественную совместимость коллективистских начал социального бытия и рыночных отношений. Не только развитая правовая база, но и, прежде всего, естественный коллективизм создают благоприятную основу для трехстороннего, четырехстороннего сотрудничества в экономике, солидарности в социально-бытовой сфере, взаимопонимания в сфере политики и идеологии.

Коллективистскую модель социального мира следует отличать от коммунально-легионной. «...Человеческое общество, ставя своим образом Легион, - считал русский философ В.И. Иванов, - должно начать с истощения онтологического чувства личности, с ее духовного обезличения. Оно должно развивать, путем крайнего расчленения и специализированного совершенствования, функциональные энергии своих сочленов и медленно, методически убивать их субстанциональное самоутверждение»[15].

Коммунально-легионный мир - это мир расчлененного, вынужденного, формального коллективистского сосуществования, в котором достаточно жестко проявляется ролевая, статусная субординация. Классические образцы коммунально-легионного бытия можно наблюдать в криминальном мире - мире круговой поруки и взаимозависимости. Многие исследователи склонны считать, что модели коммунально-легионного социального мира достаточно широко представлены в бюрократизированных управленческих структурах современной России и стран СНГ.

Феномен коммунальности впервые был исследован русским философом и логиком А. Зиновьевым. По его мнению, «суть коммунальности состоит в борьбе людей за существование и за улучшение своих позиций в социальной сфере, которая воспринимается ими как нечто данное от природы, во многом чуждое и враждебное им...» [16]

Феномен коммунальности широко и многолико представлен в структуре социального бытия человечества. На основе достижений генетики и психологии можно сделать вывод о том, что генетически заданная модель жизнедеятельности человека в приватной сфере и социальной среде многогранна и диалектична. Предрасположенность к агрессивности сосуществует с задатками к состраданию, к


соучастию. Человек пластичен по своей и генетической, и социальной сути. В его интеллектуально-чувственном потенциале содержатся ответы и на вызовы агрессивности, и на вызовы уважения, любви, сострадания. В нашем представлении коммунальность есть историческая форма рационально-эгоистической коллективности или общности социального мира. Есть мнимая и есть реальная коллективность-общность. В русской философии реальная коллективность получила название соборности. «Соборность, - подчеркивал В.И. Иванов, - есть... такое соединение, где соединяющиеся личности достигают совершенного раскрытия и определения своей единственной, неповторимой и самобытной сущности, своей целокупной творческой свободы...»[17]

В реальной жизни достаточно широко представлены социальные миры как сообщества, консолидирующим принципом которых, в большинстве случаев, выступает утилитарный интерес.
К их числу можно отнести экономические, политические, общественные и иные объединения и союзы.