Некоторые функционально-деятельностные характеристики социального мира

 

Теоретическую и практическую значимость представляют исследования проблем социального мира как ассоциации функционалов. Функциональные ассоциации основаны, как правило, на принципе функционально-деятельностной зависимости. Практически не исследован в нашей стране феномен социального мира как обезличенного пространства.

Бездомность становится судьбой мира, заметил М. Хайдеггер. Нарастание неукорененности в национальной культуре, в семье, в коллективе способствует формированию социального мира как пугающей пустоты. Подобное социальное пространство есть не деятельностно-компонентная, а содержательно-сущностная пустота - пустота духа и духовности. Оно похоже на огромный архипелаг форм, внутри которого человек ощущает свою ненужность и заброшенность. Пугает не пустота отсутствия, а пустота присутствия, пустота социальной суеты.

Довольно часто мы находимся в социальном мире как мире реальной агрессивности, деструктивности, и это касается не только пенитенциарных или специальных медико-психологических учреждений. Агрессивность как результат недоброкачественной социальности, к сожалению, весьма широко распространена в современной России. Прояснение особенностей агрессивного социального мира следует начать с самого термина «агрессия». Как отмечал Э. Фромм, «многозначность слова «агрессия» вызывает большую неразбериху в литературе. Оно употребляется и по отношению к человеку, который защищается от нападения, и к разбойнику, убивающему свою жертву ради денег, и к садисту, пытающему пленника. Путаница еще более усиливается, поскольку этим понятием пользуются для характеристики сексуального поведения мужской половины человеческого рода, для целеустремленного поведения альпиниста, торговца и даже крестьянина, рьяно трудящегося на своем поле»[18].

Известный психолог-философ разводит понятия «агрессивность» и «деструктивность». Употребляя слово «агрессия» в отношении поведения, связанного с реакцией на угрозу, Э. Фромм пришел к понятию доброкачественной агрессии - агрессии как ответа на вызов. А специфическую человеческую страсть к господству над другим живым существом и желание разрушать (злокачественная агрессия) он выделил в особую группу, назвав словами «деструктивность» и «жестокость»[19].

Мир одного человека индивидуален. Микросоциальный мир - это мир двух соотносящихся личностей. Понятие «микро» используется в данном случае лишь в целях уровневой классификации социальных миров по формально-объемным параметрам. Ибо содержательные характеристики двойственного социального союза могут быть более субстанциональны и разнообразны, чем характеристики многоликих социальных образований. К разряду малых социальных миров можно отнести мир семьи, мир первичного коллектива. Свое место в социальной иерархической структуре занимают жизненные миры поселенческо-географического, регионального, социально-корпоративного типа.

В научной и обыденной лексике мы вынуждены использовать понятие «социальность» в так называемом «узком» смысле. В подобном контексте весь социальный мир подразделяется на социально-экономический, социально-политический, социально-культурный (духовный) и собственно социально-социальный. Деление единого социального пространства на отдельные сферы весьма условно, как условны и разграничительные линии их классификации. Одни авторы существенно сужают структурно-содержательное пространство социальной сферы, ограничивая его феноменами общественного благотворения и социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения, другие, наоборот, рассматривают социальную сферу как некое безбрежное «образование», обеспечивающее жизнедеятельность и развитие человека.

Подобный плюрализм имеет место и в практически-политической области, в области властно-правовых отношений, где происходит «узаконивание» границ социальной сферы и ее основных содержательных компонентов.

Как нам представляется, одним из ключевых критериев «социально-социального», критерием «распространимости» социальной сферы в социальном пространстве является феномен публично-статусных различий или жизненно-легитимных неравенств - неравенств в получении образования, в оплате, стимулировании трудовой деятельности; социально-групповых, поселенческих, этнических различий и неравенств; различий в уровне и качестве жизни. К примеру, содержание образования, художественного творчества - это феномены духовности, тогда как неравенства, противоречия в системе оплаты труда, медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения работников образования и культуры относятся к социальной сфере. Реалии, выраженные в понятиях «прибыль», «стоимость», «кредит», относятся к сфере экономии, тогда как феномен заработной платы в большей степени «социален».

В подобном контексте, в контексте «социально-социального» следует рассматривать понятие «социальное государство». В строгом смысле слова, государство социально (корпоративно) изначально. Использование понятий «социальное государство», «народное государство» предопределяется потребностью и необходимостью делать акцент на социально-патерналистских функциях государства.

Социальный мир любого класса или уровня - весьма динамичное образование, вектор и темпы движения которого детерминированы множеством условий и факторов. В одних случаях поля внешней и внутренней детерминации обусловливают процесс развития (развертывания), в других - угасания социального мира. Применительно к динамике структур социального мира возможны процессы их усложнения или упрощения, процессы социальной стабилизации и социальной дестабилизации.

«...Идеи о нестабильности флуктуации начинают проникать в социальные нации, - считают И. Пригожин, И. Стенгерс. - Ныне мы знаем, что человеческое общество представляет собой чрезвычайно сложную систему, способную претерпевать огромное число бифуркаций, что подтверждается множеством культур, сложившихся на протяжении сравнительно короткого периода в истории человечества.

Мы знаем, что столь сложные системы обладают высокой чувствительностью по отношению к флуктуациям. Это вселяет в нас одновременно и надежду, и тревогу: надежду на то, что даже малые флуктуации могут усиливаться и изменять всю их структуру (это означает, в частности, что индивидуальная активность вовсе не обречена на бессмысленность); тревогу - потому, что наш мир, по-видимому, навсегда лишился гарантий стабильных, не проходящих законов. Мы живем в опасном и неопределенном мире, внушающем не чувство слепой уверенности, а чувство умеренной надежды...»[20]

Осмысление общих, концептуально-теоретических проблем сущности и структуры социального мира создает исходную базу для понимания процессов, происходящих в специфических, конкретных условиях социальной действительности, являющихся предметной областью субъектов выработки и реализации социальной политики.