Археология языческого англосаксонского периода

Даже сегодня, несмотря на многочисленные раскоп­ки поселений, археология языческого англосаксонского периода лучше всего представлена находками, обнару-


ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ЯЗЫЧЕСКИЕ ПОГРЕБЕНИЯ

женными в захоронениях. Это главным образом фибу­лы, застежки, оружие и глиняная посуда. Некоторые из них мы обсудим подробней и последующих главах кни­ги. Здесь же я хочу рассмотреть имеющейся материал в более широком контексте.

Англосаксонские племена практиковали как ингума-цию1, так и кремацию. Эти два обряда могли иметь са­мую разную форму, а иногда даже сочетались, — на­пример, были найдены человеческие скелеты, лишь немного опаленные огнем. Хотя в большинстве англо­саксонских ингумационных погребений умершие лежат прямо, в полный рост, были найдены и захоронения, где тела располагались в скрюченной позе — с коленя­ми прижатыми к подбородку. Встречаются и другие разновидности погребений. В Абингдоне, например, нашли скелет человека, который лежал лицом вниз, а его левая рука была поднята и касалась лба. Иногда находят и двойные захоронения: в некоторых случаях тело помещают в старую могилу, сместив и разрушив останки ее прежнего «владельца», но бывает, что тела помещают рядом. Кремация также имела разные фор­мы, хотя обычно сожженные кости собирались и поме­щались в урну. Ингумационные и кремационные захо­ронения могут представлять собой и обычные могилы и курганы. Довольно часто встречаются (особенно на территории бывшего Уэссекса) «смешанные» кладбища с ингумационными и кремационными погребениями, при этом ингумация преобладает — из 201 захоронения в Абингдоне (Беркшир) только 82 — кремации. В Кен­те и «сакских» областях кремация была распростране­на главным образом в ранний период заселения, но даже в этих областях она встречается и в более поздние времена. На территориях, заселенных англами, крема-

1 Ингумация — разновидность погребения, когда тело умер­шего хоронят в земле.


ДЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ

ция практиковалась наряду с ингумацией на протяже­нии всей языческой эпохи, хотя ингумация получила большее распространение к концу этого периода. Толь­ко в этой области находят кладбища с исключительно кремациями без ингумаций.

Англосаксы обычно не использовали старые романо-бриттские кладбища. В Макинге (Эссекс), например, ан­глосаксонское кладбище расположено на некотором рас­стоянии от более раннего бриттского. Но встречаются и обратные примеры: так, англосаксонское кладбище в Йорке располагается в центре главного городского клад­бища римского периода, а в Фрилфорде и Лонг-Уиттен-геме англосаксонские кладбища примыкают к более ран­ним римским. Такие примеры редки и, согласно гипотезе доктора Майрса, связаны с тем, что англосаксы в Брита­нии и на своей континентальной родине устраивали клад­бища в таких местах (скажем, среди курганов доистори­ческой эпохи), которые уже почитались сакральными. (Похожую практику мы наблюдаем и позднее: язычники-викинги хоронили своих умерших на христианских клад­бищах в Северной Англии.) Возможно, одна из главных причин отсутствия преемственности в использовании кладбищ между римским и англосаксонским периодами заключается в том, что англосаксы часто селились в обла­стях, мало обжитых романо-бриттским населением.

В могилы умерших англосаксов помещали их личные вещи — фибулы, цепочку для ключей и корзинку для ру­коделия для женщины, копье, щит и меч для мужчины. Иногда туда же клали пищу (в Мелбурне в захоронении была найдена челюсть овцы, а в другом погребении в Кем­бриджшире в могиле оказались яйца) и напитки в глиня­ных сосудах (например, рис. 20, в). При кремации часто вместе с человеком сжигали и его личное имущество. Если этого не делалось, то в захоронение вместе с прахом кла­ли уменьшенные копии гребенок, ножей и т. д. Присут­ствие пищи и миниатюрных орудий указывает на то, что


ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ЯЗЫЧЕСКИЕ ПОГРЕБЕНИЯ

til )1им обычаем стояло нечто большее, чем существую­щий в наше время в некоторых странах традиция обряжать Покойников в лучшие одежды. Считалось, что человеку в шгробной жизни потребуются его вещи, некоторых даже размещали на их собственных кораблях, как в погребении п Спепе. Иногда рабов приносили в жертву и хоронили имеете с хозяином, но свидетельств подобной практики очень мало. Наиболее трагичный пример такого рода мы находим в Северби (Йоркшир), где женщину столкнули еще живую в полузасыпанную могилу и сбросили сверху на нее мельничный жернов.

Поскольку сохранившиеся произведения на народ­ном языке были записаны христианами — обычно свя­щенниками, — не удивительно, что до нас не дошло практически никаких описаний языческих похоронных обрядов. Для того чтобы узнать кое-что об этих ритуа­лах, нам придется обратиться к скандинавской литера­туре. Отрывок из «Саги об Инглинах» в этом смысле весьма показателен.

«Один был после смерти сожжен, и его сожжение было великолепным. Люди верили тогда, что чем выше дым от погребального костра подымается воздух, тем выше в небе будет тот, кто сжигается, и он будет тем богаче, чем больше добра сгорит с ним»'.

Великая англосаксонская эпическая поэма «Беовульф»1 сообщает нам некоторые подробности относительно по­гребальных практик. Вот как описаны похороны самого 1>еовульфа:

1 Стурлуссоп С. Круг Земной / Пер. М.И. Стеблин-Каменского. М.( 1980.

1 «Б е о в у л ь ф» — англосаксонская поэма, названная так по имени главного героя. Основное содержание ее составляет рассказ о Нобеле Беовульфа над страшным чудовищем Грепделем и его гибели h счпатке с драконом.


ЛЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ

Костер погребальный

воздвигли ведеры,

мужи дружинные,

украсив ложе щитами, кольчугами, как завещал им

дружииоводитель

еще при жизни, —

там возложили на одр возвышенный

скорбные слуги

старца-конунга;

и скоро на скалах

вскипело пламя,

ратью раздутое;

черный взметнулся

дым под небо;

стонам пожара

вторили плачи

(ветра ие было);

кости распались,

истлились мышцы,

сгорело сердце...

Дым от кострища

растаял в небе;

десять дней

насыпали гауты

курган высокий

над прахом владыки,

бугор могильный,

заметный издали,

морескитальцам

знак путеводный.

Ограду крепкую

вокруг могильника

они воздвигли,

из камня степы,

мужи искусные.

Захоронили

в холме сокровища,

добычу битвы,

витые кольца,

и все, что было

в пещере драконьей, —

и вернулось в землю

наследие древних,

и будет золото

лежать под спудом

вовек, как и прежде,

от смертных скрытое1.

1 Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах / Перевод В. Ти­хомирова. М., 1975. (Библиотека всемирной литературы; Т. 9).


ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ЯЗЫЧЕСКИЕ ПОГРЕБЕНИЯ


Отрывок этот завершается полухристианской сентен­цией, но языческие элементы в нем очевидны. В числе прочего в «Беовульфе» описываются похороны, когда судно вместе с умершим и сокровищами было отправ­лено в море.

Идея путешествия в мир мертвых почти столь же ун и нереальна, как и мысль о том, что умершего надо снабдить оружием, инструментами, украшениями и пи­щей. Я не буду приводить доказательства, поскольку тго заняло бы слишком много времени и места. Одна­ко именно благодаря тому, что англосаксы разделяли ни представления, мы видим столько экспонатов, от­носящихся к периоду англосаксонского язычества, в наших музеях.

АРХЕОЛОГИЯ АНГЛОСАКСОНСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

С 1913 г. до своей смерти в 1955 г. Е.Т. Лидс в ряде книг и статей пытался, на основе детального изучения археологического материала, определить области рассе-нения англов, саксов и ютов. Его внимание было глав­ным образом сконцентрировано на типологическом изу­чении простой англосаксонской фибулы. Один из его основных выводов, однако, касается географии: место­положение англосаксонских кладбищ, отметил он, ни­как не соотносится с системой римских дорог; пришель­цы продвигались в глубь страны и селились по долинам рек. Он также указал, что англосаксы сторонились рим­ских городов и фортов, этих величественных и пустын­ных каменных построек, которые они впоследствии на­шали: «каменная диковина — великанов работа»'. Мы уже упоминали, что англосаксы редко использовали

1 Руины / Пер. В.Г. Тихомирова под ред. О.А. Смирницкой. Древ­неанглийская поэзия. М., 1982.


ДЭВИА М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ

римские кладбища. Подобное равнодушие большей ча­сти саксов к реалиям римской Британии — ее повсе­дневной жизни, системе коммуникаций и виллам, ее организованной армии и централизованному правле­нию — является интересной и необъяснимой особен­ностью англосаксонского завоевания. Версия Лидса от­носительно horror romani1, возможно, нуждается в уточнении в наши дни. Недавние раскопки профессора Фрера доказали существование очень древнего англосак­сонского поселения на месте римского города в Кентер­бери. Также было найдено два древних кладбища в Йор­ке. Кроме того, в северном и восточном Кенте, во всяком случае, расположение англосаксонских кладбищ соотносится с географией римских дорог.

Попытка Лидса выделить отличительные особеннос­ти англских, сакских и ютских захоронений и погре­бального инвентаря окончились неудачей. Мы уже го­ворили о том, что культура пришельцев, прибывших во время вторжений, уже была смешанной, и это отраже­но в археологическом материале. Однако сакский эле­мент среди поселенцев выделить можно. Анализ распро­странения круглых фибул, например, как показал мистер Лидс, а позднее — миссис Моррис, выявляет концентрацию их на юго-востоке Англии и в долине Темзы — областях, традиционно считавшихся сакскими. Такие фибулы впервые были обнаружены в низовьях Рейна, на материковой родине саксов. Соответственно, тот факт, что маленькие крестообразные фибулы, най­денные в Кенте, имеют сходство с датскими находками, подтверждает указание Беды, что народ Кента происхо­дит от ютов. По мнению доктора Майрса, детальное изучение керамики позволяет предположить, что в Во­сточной Англии больше поселилось эмигрантов непо­средственно из Шлезвига, чем в Нортумбрии, которая,

1 Ужас перед римским {лат.).