ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ VII—IX ВЕКОВ

Археологи часто забывают, что кенотаф в Саттон-Ху был возведен через тридцать или сорок лет после мис­сии Августина и что большинство драгоценностей, най­денных в Саттон-Ху, и по крайней мере большая часть украшений в «стиле № 2» были сделаны после офици­ального принятия христианства. Следует подчеркнуть, что мастера, изготовлявшие языческие украшения, не бросили своего ремесла с принятием христианства. Мы


АНГЛОСАКСОНСКОЕ ИСКУССТВО

Рис. 33. Звериный орнамент, изображенный на булавке из Уитхема, в увеличенном масштабе. Булавка изображена на фото 55

видели, как они применяли свои умения для сохранения христианских артефактов, таких, как наперсный крест святого Кутберта (фото 40) и другие подобные кресты. Умельцы сменили религию, но продолжали работать в традициях своих предков, совершенствуя свое мастер­ство и расширяя собственные возможности. Естествен­но, новое искусство оказывало на них влияние, но они придерживались знакомых форм. Последний пример использования гранатов в полихромной технике мы на­блюдаем на застежке в виде трилистника, найденной в киркосвальдском кладе (фото 62). О живучести прежней гравировальной традиции свидетельствуют булавки из Уитхема (фото 55): на позолоченных бронзовых пласти­нах «звериные» фигуры умело вплетены в новый и бо­лее натуралистический вариант декора в «стиле № 2». Не стоит думать, что англосаксонские мастера этого периода использовали исключительно «звериные» моти­вы. Орнамент-плетенку можно видеть на фибуле из


лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ

Рис. 34. Орнамент, изображенный на кольце из Послингфорда, Суффолк. Лондон, Британский музей

Киркосвальда, периодически появляются элементы ли­ственного орнамента. Иногда звериный и лиственный орнаменты сочетались, примером этого служит декор кольца, найденного несколько лет назад в Послингфор-де в Суффолке (рис. 34).

Гравировка по позолоченной бронзе в конце VIII сто­летия сменяется гравировкой по серебру, которую иног­да дополняли чернью или золотой инкрустацией (фото 64). Фигуры зверей и другие элементы декора намечались неглубокой гравировкой и прорисовывались концом до­лота. Рисунки, конечно, наносились на металл заранее, и следы этих наметок можно иногда заметить. Порой мас­тер пробовал свой узор на костяных пластинках. Один из таких пробных образцов для гравировки по серебру был найден в XIX столетии в Йорке (фото 67). Один из лучших образчиков этой техники — оправа рога из клада в Трухид-дле (Корнуолл) (фото 63), по которому получил название данный стиль (рис. 35).

Мастерство англосаксонских ювелиров славилось по всей Европе. В Риме англосаксонский умелец из сак­сонской школы делал сосуды для алтаря святого Петра. Когда герцог Тассило в Австрии основал монастырь Кремсмюнстер в 777 г., он подарил аббатству потир (фото 61), носящий его имя и, несомненно, сделанный мастером, обучавшимся в Англии или в англо-каролинг­ской школе. На поверхности этой позолоченной чаши выгравированы звериный и лиственный орнаменты анг­лийского происхождения, а также изображения Хрис­та и апостолов (что является, несомненно, следствием средиземноморского влияния). Звериный орнамент не


АНГЛОСАКСОНСКОЕ ИСКУССТВО

Рис. 35. Звериный орнамент с встаиок для питьевого рога.Трухиддл, Корнуолл. См. фото 63

имеет прямых английских аналогов, но столь близок по стилю к английским, что его можно рассматривать как образчик англо-континентального стиля (рис. 36). Анг­лийское влияние также прослеживается в работах ир­ландских и шотландских мастеров. Звериный орнамент на Келлском посохе, например, очень похож на декор трухиддлских накладок, а некоторые звериные орнамен­ты, украшающие находки из клада Сент-Ниншан на Шетлендских островах, напоминают ранний англосак­сонский звериный орнамент, лучше всего представлен-


лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ

Рис. 36. Германский, ирландский и английский орнаменты:

а — изображенный на чаше Тассило; б — Келлском посохе;

в — вставках, обрамлявших рог из Трухиддла

ный в Линдисфарнском Евангелии. Этот стиль затем стал главенствующим в европейском искусстве. Блестя­щим образчиком его является фибула Фуллера (фото 65), которая достойна занять свое место среди шедевров мирового искусства. VIII и IX вв. были периодом вели­чайшего расцвета ювелирного дела в англосаксонской Англии: свидетельством тому служит «яблоко» меча из Феттер-Лейн в лондонском Сити (фото 24), на котором чернью и позолотой нанесены звериный и лиственный орнаменты, или украшение, возможно, сделанное по указанию короля Альфреда Великого — Драгоценность Альфреда (фото 57, 58), — одно из главных сокровищ Оксфордского университета.

Драгоценность Альфреда, теперь хранящаяся в музее Ашмола, была найдена в 1693 г. в Ньютон-парке, не­подалеку от острова Этелни в Сомерсете. Кусок обра­ботанного хрусталя, оправленного в золото, прикрывает выполненное эмалью поясное изображение человека, держащего два скипетра. Оправа камня заканчивается раструбом, выполненным в форме звериной головы; на самом камне имеется надпись золотыми буквами на древнеанглийском языке: «Aelfred mec heht gewyrcan» (Альфред повелел меня сделать). На обратной стороне золотой подложки выгравирован лиственный орнамент, сочетающий в себе англосаксонский и каролингский стили. Раструб, заканчивающийся звериной головой, украшенный филигранью и золотыми гранулами, дол­жно быть, первоначально крепился к деревянной или


АНГЛОСАКСОНСКОЕ ИСКУССТВО

костяной рукояти или древку. Назначение этой вещи не известно. Единственным ее аналогом является укра­шение из Минстер-Ловелл (фото 59), которое также хранится в музее Ашмола в Оксфорде. Эти предметы представляют собой два редких образца позднесаксон-ской перегородчатой эмали. Третий пример — круглая брошь из Доугейт-Хилл (фото 60), на которой изобра­жена фигура с нимбом или с короной на голове, по стилю очень напоминающая изображение на Драгоцен­ности Альфреда.