Интерьер

Художник явно пытался представить картину как можно более реалистично — изобразить движение (которое можно проследить в согнутых, обращенных вправо руках участников процессии) или даже передать расстояние между фигурами, но условность золотого фона не позволяет достичь нужного эффекта. Сами персонажи также отличаются плоскостной трактовкой, пропорции их вытянуты, а ниспадающие широкими складками одеяния делают фигуры бестелесными. Однако все лица отмечены индивидуальными характеристиками и не исключено, что здесь переданы конкретные портретные черты.

Вторая мозаика с изображением Феодоры стилистически близка первой, но отличается большей живописной свободой — в ней отчетливей проявляются мотивы движения, богаче представлена обстановка (архитектурные детали, небольшой фонтан), цветовая гамма ярче и насыщенней.

В целом нельзя не заметить, что части ансамбля объединены только колоритом, однородная оптическая система отсутствует, нет единства изменения масштабов, а некоторые мотивы позаимствованы из античных декораций — например, ангелы, несущие медальоны с крестом, являются ни чем иным, как вариантом древнеримских «викторий». И все же несомненно, что для художника основной задачей было стремление передать духовное начало, и это ему действительно удалось. Трудно найти ансамбль, превосходящий Сан-Витале по красоте и эмоциональной наполненности.