рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

В люнете над входом в мавзолей помещена мозаика, справедливо считающаяся одной из лучших н

В люнете над входом в мавзолей помещена мозаика, справедливо считающаяся одной из лучших н - раздел Домостроительство, Раннехристианское Искусство. Равенна. 1.неонианский Баптистерий. V В...

Раннехристианское искусство. Равенна.

1.Неонианский баптистерий. V в. mirandalina.livejournal.com

Баптистерий православных принадлежит к числу самых знаменитых построек Равенны. Иногда его называют Неонианским — по имени епископа Неона, при котором была проведена перестройка баптистерия. Именно тогда плоское прежде перекрытие было заменено куполом, и именно к тому времени относится создание знаменитых на весь мир мозаик.

В куполе восьмигранного здания художник поместил сцену Крещения. Однако в данном случае ее можно трактовать более глубоко — как тему Христа-победителя, явившего миру в момент крещения свою божественную сущность.

Над головой Иисуса парит голубь — символ Святого духа, а вокруг него — двенадцать величавых апостолов, несущих в руках короны, чтобы вручить их своему учителю.

Ниже расположен декоративный пояс, воспроизводящий алтарное пространство базиликального храма — это портики, за которыми виднеются апсиды с тронами, увенчанными крестами или алтари с раскрытыми евангелиями. Кроме того, в портиках стоят епископские кресла с коронами или деревья. На первый взгляд, подобное оформление не слишком сочетается со сценой в центральном медальоне, но в действительности все эти объекты не случайны и связаны с символикой Христа как небесного владыки.

По мастерству исполнения мозаики Неонианского баптистерия стоят едва ли не на первом месте в искусстве этого периода. Все апостолы представлены в сложных трехчетвертных поворотах, причем ни один из них не похож на другого, фигуры Христа и Иоанна Крестителя выглядят естественно и пластично; замечательно изображен пейзаж — кажется, что воды Иордана действительно текут и струятся, несмотря на то что условный золотой фон, на котором помещена сцена, должен был бы препятствовать созданию такого впечатления. Интересная деталь: в этой сугубо христианской сцене художник использует античный мотив — аллегорическую фигуру бога реки Иордана; впрочем, для раннехристианского искусства, когда устойчивый канон еще не сложился, это не такое уж редкое явление.

Колорит мозаик богат яркими синими, золотыми, белыми, зелеными и оранжевыми тонами. Синий фон, разделенный золотыми канделябрами и свисающими сверху завесами, вносит в композицию оттенок декоративизма и эффектности. Фигуры апостолов выделяются на этом ярком фоне особенно четко, а прочие цвета тонко сочетаются с серебром и золотом, великолепен также колорит архитектурных сооружений, в которых замечательно дополняет друг друга синие, фиолетовые, зеленые и золотые тона. В оформлении Неонианского баптистерия особенно заметны местные традиции, восходящие к античности. Это видно и по объемной трактовке фигур, и по предпочтению светлых красок, характерных для палитры античных художников, да и типы лиц явно близки древнеримским образцам. Следует отметить, что при создании этого мозаичного ансамбля принимали участие только местные мастера, а не приглашенные со стороны, что как нельзя лучше характеризует независимость и самобытность искусства Равенны.

2.Мавзолей Галлы Плацидии.

2-я четв. V в. Это центрическая постройка, возведенная во второй четверти V века. Внешне ничем не примечательное здание заслуженно славится своим великолепным мозаичным убранством. Изначально оно примыкало к дворцовой церкви Санта-Кроче, возведенной дочерью императора Феодосия Великого Галлой Плацидией, и было, по-видимому, посвящено мученику Лаврентию, чье изображение помещено в люнете напротив входа. Такое посвящение не вызовет удивления, если вспомнить, что Лаврентий был одним из самых высокочтимых святых среди членов династии Феодосия. Сама же Галла похоронена в Риме, так что мавзолеем это строение называется скорее по традиции, чем по веским на то основаниям. Своды украшены разноцветными розетками из стилизованных узоров, а арки, на которые свод опирается, оформлены гирляндами цветов и изображениями золотых оленей у источника и красно-голубых голубей. Зритель, входящий внутрь небольшого интерьера, освещенного только скупым светом, текущим из маленьких окон, ощущает себя перенесенным в другой мир. Стены мавзолея облицованы блестящим мрамором, поверхность которого как бы подчеркивает мерцание мозаичных кубиков. На густом синем фоне купола сияют золотые звезды и крест, занимающий центральное место в декорации — как знак мучений Христа и символ его победы над смертью; его окружают звезды и четыре символа евангелистов. Под арками и на боковых сводах изображены идущие к кресту апостолы, в том числе и святой Лаврентий. Крест в правой руке святого является указанием на то, что он погиб мученической смертью за Христа, приняв его учение. План В люнете над входом в мавзолей помещена мозаика, справедливо считающаяся одной из лучших не только в Равенне, но и среди всех итальянских памятников этого периода, — «Христос — добрый пастырь». Строго симметричная композиция изображает юного Иисуса среди овец на фоне живописного скалистого пейзажа. Фигура Христа изображена в сложном повороте, но в то же время очень свободно. Этот образ Христа — юного и безбородого, имеет прямое отношение к античной традиции и явно связан с раннехристианским заупокойным культом, он часто встречается в живописи катакомб. Вообще весь характер декорации связан с декором мартириев и имеет сложное символическое звучание — так, например, голуби, пьющие из чаши, и олени, тянущиеся к озеру, символически представляют души, стремящиеся приобщиться небесной благодати. Однако здесь уже заметен постепенный отход от традиционной раннехристианской живописи — Христос на мозаике, как правило, представленный в росписях катакомб скромным юношей, выглядит здесь величественным царем, восседающим в торжественной позе — он облачен в золотой хитон, на колени наброшен драгоценный пурпурный плащ. Несмотря на небольшие размеры мавзолея, над его оформлением, как думают исследователи, работало не меньше двух мастеров. Один из них выполнил мозаики со святым Лаврентием и Христом, тогда как второму принадлежат изображения апостолов, несколько более низкого художественного уровня. Возможно даже, что один из них был приглашен Галлой Плацидией из Константинополя — во всяком случае некоторые ученые отмечают сходство здешних мозаик с мозаическим полом константинопольского Большого дворца.

3.Базилика Сант-Аполлинаре Нуово.

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово — одна из старейших в Равенне, она была построена в начале VI в. остготским королем Теодорихомрядом с его дворцом и изначально выполняла функции придворного храма, посвященного Спасителю. На некоторое время, после завоевания Равенны Юстинианом, ее переосвятили, и церковь стала носить имя святого Мартина Турского, но уже в IX в. сюда были перенесены мощи первого равеннского епископа Аполлинария, с тех пор и укрепилось название Сант-Аполлинаре Нуово.

Это внушительная трехнефная церковь базиликального типа с широкой апсидой и просторным нартексом в виде открытой аркады, состоящей из двух рядов колонн. Подобно многим старым базиликам, Сант-Аполлинаре имеет плоские деревянные перекрытия, а высоко поднятый центральный неф освещается расположенными под крышей окнами. Хотя ряды колонн здесь не слишком длинные, но из-за большой высоты нефов (особенно среднего, залитого светом) церковь изнутри кажется стройной и изящной. План Снаружи храм с гладкими кирпичными стенами, украшенными только пилястрами и сдвоенными окнами, выглядит довольно скромно, однако о внутреннем убранстве этого сказать нельзя. В VI в. средний неф был украшен прекрасной мозаикой, довольно хорошо сохранившейся до нашего времени. Ученым удалось определить, что работы велись как минимум в два этапа. Интерьер базилики пышно украшен ранневизантийскими мозаиками, расположенными в три яруса: * верхний ярус — евангельские сюжеты (северная стена содержит 13 сцен евангельских чудес и притчей, южная — 13 сцен Страстей Христовых), * средний ярус — изображения пророков и святых, * нижний ярус — процессии дев (северная сторона) и мучеников (южная сторона). Верхние ярусы — с изображениями чудес и Страстей Христовых, Верхний ряд стен центрального нефа украшают мозаики, созданные на основе сюжетов Нового Завета. На северной (левой) стене помещены 13 сцен чудес Христовых, а на южной (правой) 13 изображений Страстей Христовых (без сцены распятия). Впервые в византийском искусстве евангельские сцены размещаются не в хронологическом порядке, а в той последовательности как они вспоминаются в богослужебном чине. Во всех сценах число действующих лиц сведено к минимуму, а архитектура и пейзажи лишь слегка обозначены либо отсутствуют совсем. Верхний ряд стен центрального нефа украшают мозаики, созданные на основе сюжетов Нового Завета. На северной (левой) стене помещены 13 сцен чудес Христовых и притчей, а именно: * брак в Кане Галилейской (в ходе неудачной реставрации 1854 года кувшины с вином были заменены корзинами с хлебами, что сделало сцену неузнаваемой); * чудесное умножение хлебов; * чудесный улов рыбы и призвание Петра и Андрея; * исцеление иерихонского слепого; * исцеление кровоточивой жены; * Христос и самарянка; * воскрешение Лазаря; * притча о мытаре и фарисее; * лепта вдовы; * Христос разделяет овец и козлищ (притча о Страшном суде); * исцеление расслабленного, принесённого четырьмя спутниками; * Христос изгоняет легион бесов из бесноватого в свиней; * исцеление расслабленного в Вифезде. средние — в простенках между окнами, где мы видим фигуры апостолов и пророков, 36 пророков и святых, разделённых оконными проёмами. Под евангельскими сюжетами находятся изображения пророков и святых, разделяемых оконными проёмами. Их фигуры помещены выше горизонтального фриза, отделяющего средний ярус стен от нижнего, что вместе фигурами птиц и травой под ногами должно формировать мотив райского бытия святых. Фигуры одеты в белоснежные одежды, лица отличаются индивидуальными чертами, но отсутствие надписей не позволяет однозначно идентифицировать персонажей. с видами гавани с кораблями и дворца Теодориха — очевидно, были выполнены еще при самом остготском короле. Но еще более интересны мозаики, размещенные в нижнем ярусе храма, относящиеся ко времени Юстиниана. На двух противоположных стенах изображена церемониальная процессия святых жен и мужей, двигающихся к востоку, чтобы принести поклонение Марии и Иисусу, восседающим на престолах в окружении архангелов. Двадцать два мученика во главе со святым Мартином Турским направляются к Христу; святые жены — к Марии, а перед ними идут волхвы в ярких одеяниях. Крупные надписи позволяют определить имена мучеников, все они держат в руках свои венцы. Святые представлены в совершенно идентичных позах, с вытянутыми пропорциями и тонкими чертами лица. Мужчины все одинакового роста и отличаются только возрастом и формой бороды, а девушки молоды, красивы и как две капли воды похожи друг на друга. Девы. Мозика. Вторая четверть VI в. Путь к Голгофе. Вторая четверть VI в. Эти мозаики выглядят более легкими и «бестелесными», чем мозаики верхних ярусов. Удивительно красив колорит — святые стоят на ярко-зеленой траве с цветами, их разделяют пальмы с красными стволами и гибкими зелеными ветвями. Золотой фон прекрасно оттеняет эти яркие цветовые акценты и придает всей картине настроение праздничности. Такая программа росписи довольно необычна, и ни в одном из более поздних византийских памятников мы больше не встретим ничего подобного.
 

Сант Аполлинаре ин Классе.

Мозаики апсиды

Конха

В конхе апсиды помещена мозаика с необычной для византийского искусства сценой Преображения Господня. В ней Иисус Христос аллегорически олицетворён крестом, украшенным драгоценными камнями, и заключённым в тёмно-синюю мандорлу, усыпанную золотыми звёздами. Лишь в пересечении ветвей креста помещён небольшой медальон с образом Христа. Присутствовавшие согласно евангельскому описанию при этом событии апостолы Пётр, Иоанн и Иаков изображены в образе агнцев, предстоящих кресту. Выше в облаках помещена благословляющая десница Бога Отца и полуфигуры пророков Моисея и Илии, протягивающих свои руки к кресту.

Сцена Преображения помещена в центре райского сада, полного деревьев и цветов. В его центре помещена фигура святого Аполлинария с воздетыми к небу руками. По сторонам от фигуры святого находятся 12 белоснежных овец, отделённых друг от друга кустами лилий. Ряд исследователей считают овец символическим изображением двенадцати апостолов, а другие — образом паствы Аполлинария, бывшего епископом Равенны.

Стены

Между окнами апсиды помещены мозаичные портреты епископов Равенны, бывших приемниками святого Аполлинария: Экклесия, Севера, Урсуса и Урсицина. На боковых стенах помещены две крупные мозаики:

* Ветхозаветные жертвоприношения

Изображены три сюжета из библейской истории: «Жертвоприношение Авраама», «Жертвоприношение Авеля» и «Жертвоприношение Мельхиседека», которые являются символическим намёком на крестную смерть Христа. Все персонажи помещены вокруг одного алтаря, в обрамлении порфировых занавесей и триумфальной арки, а из облаков видна благословляющая десница Бога.

* Дарование привилегий равеннской церкви

Император Константин IV в окружении вельмож и священнослужителей вручает диакону равеннской церкви Репарту, представляемому ему архиепископом Мавром, свиток с латинской надписью PRIVILEGIA. Фигуры одеты в богатые византийские одежды, украшенные таблионами, слева от центра расположены представители светской власти во главе с императором, а справа священнослужители в литургических облачениях. Мозаика выполнена по аналогии со знаменитым портретом императора Юстининана в базилике Сан-Витале. Изображение также выполнено как фриз и отличается фронтальной композицией.

Мозаики фронтона

Фронтон «триумфальной арки», отделяющей апсиду от центрального нефа украшен поздней мозаикой VII века (ряд искусствоведов датируют их IX веком). В центре композиции помещено изображение Христа-Пантократора, держащего в руках Евангелие, которому на фоне тёмно-синего неба движутся символы евангелистов (человек символизировал собой Матфея, лев - Иоанна, телец - Луку, орел - Марка). Ниже помещены 12 овец, символизирующих апостолов. Они выходят на встречу Иисусу из ворот двух городов: Иерусалима и Вифлеема.

Паруса арки украшены изображениями плодоносящих пальм на фоне тёмно-синего неба. Эти мозаики являются самыми старыми из украшений фронтона (VI век). К этому же периоду относятся помещённые на столбах арки образы архангелов Михаила и Гавриила в одеждах византийских сановниках. Они держат в руках хоругви с литургической формулой божественного славословия: «свят, свят, свят» (греч. Ἅγιος, Ἅγιος, Ἅγιος). Под изображениями архангелов помещены фигуры евангелистов Матфея (слева) и Луки (справа).

 

Сан Витале 526-547. Церковь Сан-Витале является памятником переходного периода, уже гораздо более близкого, чем предыдущие, к византийскому стилю. Возведена она была по приказу императора Юстиниана I в ознаменование отвоевания Равенны у варваров. Так как в это время еще не сложился тот тип крестово-купольного храма, который через некоторое время получит широкое распространение и станет традиционным для византийских церквей, равно как не сложилась еще и типичная система росписи, то и архитектура храма, и его мозаичное убранство довольно необычны.

В плане церковь представляет собой восьмигранник с граненым алтарем. Купол несут восемь опор, соединенных между собой полукруглыми двухэтажными арками. Как и для многих других раннехристианских храмов, для Сан-Витале характерен контраст между богато декорированным интерьером и предельно аскетичным внешним видом — тем самым иллюстрируется постулат о том, что внешняя оболочка значения не имеет, гораздо важнее — внутренняя сущность. Интерьер же Сан-Витале должен был поражать своим великолепием — многочисленные арки, колонны с кружевными капителями, создающие ощущение легкости, стены, сплошь покрытые мозаиками…

План

Церковь сильно пострадала от времени, поэтому теперь мы можем получить представление лишь об оформлении алтарной части. На ребрах свода помещены растительные узоры, а на своде пресбитерия изображены фигуры ангелов, стоящих на голубых сферах, птицы, звери, гирлянды из цветов и плодов.

В мозаике конхи апсиды сохранилось изображение юного Христа, восседающего на сфере, по сторонам от него стоят два архангела. Справа от Иисуса — епископ Экклесий, выделивший деньги на постройку храма и представленный поэтому преподносящим небесному владыке модель церкви. Сам же Христос протягивает мученический венок святому Виталию.

На боковых стенах алтаря мы видим триумфальное шествие императора Юстиниана и его супруги Феодоры. Юстиниан изображен в торжественном пурпурном с золотом одеянии в окружении многочисленной свиты — патрициев, диаконов, воинов-телохранителей с копьями и щитами, присутствует здесь в том числе и архиепископ Максимилиан (справа от императора). Фигура Юстиниана, помещенная в центре, симметрично делит композицию на две равные части.

Интерьер

Вторая мозаика с изображением Феодоры стилистически близка первой, но отличается большей живописной свободой — в ней отчетливей проявляются мотивы… В целом нельзя не заметить, что части ансамбля объединены только колоритом,…

Обсуждение темы можно начать с более наглядного материала, связанного с типологией памятников раннехристианской архитектуры. Равенна демонстрирует нам на равных два основных типа храма: базилику (Сант Аполлинаре Нуово, Сант Аполлинаре ин Классе) и центрический храм – в плане круглый/многоугольный (Сан Витале, баптистерий арианцев, Неоновый баптистерий) или крестовидный (мавзолей Галлы Плацидии).

Античный и христианский храмы

Однако специфика самой человеческой культуры состоит в том, что всё новое, что создаётся в ней, так или иначе обязано говорить на языке привычном,… Античный храм, кстати, тоже был домом, но домом самого божества. Его главной… Христианский храм становится местом контакта бога и человека. Он осмысливается как дом для совместной молитвы всех…

Сант-Аполлинаре Нуово. 2-я четв. VI в.

Дом и базилика

В раннехристианской базилике акценты так же переносятся с внешней массы объёма здания на интерьер, на организацию внутреннего пространства храма,…

Андрей Рублев. Троица. Ок. 1411.ГТГ,Москва

Поэтому внутри храма само пространство базилики утрачивает материальность. Оно формируется абстрактными прямыми и безумно чётким механизмом их… Свою роль в дематериализации пространства играет и мозаика, которая заменила…

Мавзолей и центрический храм

Обычай воздвижения над могилами мучеников за веру памятных храмов (мартириумов) закрепило за типологией центрического храма место в христианском… На этом фоне мавзолей Галлы Плацидии смотрится более архаично. Его…

Иконография и символика

Прежде всего надо отметить отсутствие строгой иконографической системы в расположении священных изображений, единообразной для всех сооружений… Имеет смысл, если позволяет учебное время, сравнить изобразительные системы… Интересно на примере равеннских мозаик проследить как складывалась христианская символика из реалистических…

Гостеприимство Авраама. Мозаика. Церковь Сан-Витале. VI в.

 

– Конец работы –

Используемые теги: люнете, над, входом, Мавзолей, помещена, мозаика, справедливо, считающаяся, одной, лучших0.126

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: В люнете над входом в мавзолей помещена мозаика, справедливо считающаяся одной из лучших н

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Социальная мобильность – переходы социальных субъектов из одной социальной группы в другую, от одной социальной позиции к другой
На сайте allrefs.net читайте: Социальная мобильность – переходы социальных субъектов из одной социальной группы в другую, от одной социальной позиции к другой...

Есть только одна раса — раса человечества, Есть только один язык — язык сердца, Есть только одна религия — религия любви
Мое отношение к религии или Что я вижу в мире Бога... Есть только одна раса раса человечества Есть только один язык язык... Есть только один Бог и Он вездесущ...

Социальная мобильность – переходы социальных субъектов из одной социальной группы в другую, от одной социальной позиции к другой
На сайте allrefs.net читайте: Социальная мобильность – переходы социальных субъектов из одной социальной группы в другую, от одной социальной позиции к другой...

Методика работы над словарем
Методика работы над словарем... Цель познакомить студентов с приемами работы над словарем учащихся с... План...

Методика работы над сочинением
Устные сочинения проводятся чаще чем письменные Письменные сочинения проводятся чаще чем изложения... В течение года проводятся письменных сочинений... Помимо этого количества проводятся сочинения миниатюры...

Методика работы над связной речью
Методика проведения изложения в классе... Текст читают с доски или с учебника раза... Анализ прочитанного текста по вопросам...

Введение. Библиотека лучших практик ITIL и её альтернативы. Модель ITSM как основа ITIL
Библиотека ITIL произносится как айти л англ IT Infrastructure Library библиотека инфраструктуры информационных технологий библиотека... Процессы и организационные подразделения... Большинство компаний имеют иерархическую структуру Они состоят из подразделений объединя ющих группы сотрудников...

Парфюмер. История одного убийцы
Парфюмер История одного убийцы РОМАН ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Несколько недель спустя кормилица Жанна... Footnotes... Никого нельзя обязать сверх его возможностей лат Оптом франц В крайней стадии лат Горячий холодный и...

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАПЫЛЕННОСТИ ВОЗДУХА В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ
В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ...

Две большие группы отношений в жилищном праве: имущественные и организационные. Но они слиты воедино, объединённые объектом – жилым помещением
Два метода гражданско правовой и административный власти и подчинения... Объект жилищных правоотношений...

0.031
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам