Античный и христианский храмы

Заметим сразу, что ни в первом, ни во втором случае типология христианского храма не восходит к типологии храма языческого. Прежде всего это было недопустимо по идеологическим мотивам. Поскольку всё языческое считалось идолопоклонническим, греховным, изначально чуждым и на основании этого подлежало уничтожению, не могло быть и речи о какой-либо типологической или стилистической преемственности.

Однако специфика самой человеческой культуры состоит в том, что всё новое, что создаётся в ней, так или иначе обязано говорить на языке привычном, иначе новому грозит участь быть принципиально непонятым. И раннехристианское искусство, при условии запретности для него ранее сакральной сферы, обратилось к сфере обыденной жизни. Здесь храму, как средоточию священного, противостоят дом, как центр частной жизни, или общественное здание, как место концентрации мирских интересов общества. В результате происходит переосмысление сути и функций храма, его стены раздвигаются и вбирают в себя такое противоположное понятие как дом, который понимается теперь как «дом посвящённых».

Античный храм, кстати, тоже был домом, но домом самого божества. Его главной задачей была охрана принципиально непостижимой тайны божественного бытия. Отсюда преобладание объёма «защищающей» массы здания над внутренним пространством замкнутого и небольшого по размерам святилища. Верующие оставались за порогом, для них был предназначен лишь внешний лик храма и дорога процессий, ведущая в храм.

Христианский храм становится местом контакта бога и человека. Он осмысливается как дом для совместной молитвы всех верующих, как место собрания посвящённых. Пространство верующих переносится из внешней профанной зоны внутрь храма и сливается с пространством святилища. Защитные функции храма переносятся на всё сообщество верующих. Стены храма-дома верующих защищают членов всей общины от чуждого и враждебного им внешнего мира.