Дом и базилика

Итак, священное заговорило языком обыденного, одновременно преобразуя его и возвышая до уровня сакральности. Вспомним, что внешне античный дом был крайне невыразительным, у него отсутствовал ярко выраженный фасад и на красную линию улицы выходила глухая стена с неакцентированным порталом входа. Зато внутри посетителя ждало удивительное разнообразие смены парадных пространств. К принципу множественности компонентов римского дома надо добавить правило жёсткой зональной иерархии помещений – зона официальных приёмов не смешивалась с зоной интимных жилых помещений и хозяйственными пристройками.

В раннехристианской базилике акценты так же переносятся с внешней массы объёма здания на интерьер, на организацию внутреннего пространства храма, которое мыслится как подобие «горнего» мира. А многосоставность и иерархия пространств римского дома переосмыслены в базилике в соответствии с идеей дифференциации верующих по степени их приобщённости к вере, а так же в свете требований литургии и символики священной топографии, воспроизводимой в ходе службы. Внутреннее пространство храма членится на ряд помещений и подуровнейатриум с его бассейном предназначался для омоновения от скверны язычества или от праха земной суетности; нартекс вмещал желающих приобщится к вере; главный неф был местом для членов общины, уже принявших веру в Христа; триумфальная арка выполняла роль символической границы священного пространства присутствия божественной эманации; и, наконец, алтарь был одновременно и гробом господнем и жертвенником.