Государство и право Древнего Рима

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ Юридический факультет КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по предмету История государства и права зарубежных стран на тему ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО РИМА Студент Чурсина А.Ю. Группа 423 г.Санкт-Петербург 1998 г. ПЛАН РАБОТЫ ВВЕДЕНИЕ 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И УТВЕРЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ В РИМЕ. 2. УСТАНОВЛЕНИЕ МОНАРХИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ 3. ЗАКОНЫ 12-ТИ ТАБЛИЦ. ИНСТИТУЦИЯ ГАЯ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВСТУПЛЕНИЕ Едва ли найдется человек, настолько легкомысленный и равнодушный к окружающей жизни, который бы не заинтересовался вопросом о том, какими средствами, какими приемами политики римляне в промежуток менее 53 летсчитая с конца 2-й пунической войныпобедили почти все страны населенного мира и подчинили их своей единой власти - факт в истории беспримерный Полибий, II в.н.э. Еще в 1835 году Эдуард Гиббон в своем Историческом обозрении римского права писал, что он с недоверчивостью принимается за изображение предмета, глубоко изученного многими учеными, юрисконсультами и наполнившего собой обширные книгохранилища.

Но, несмотря на широкомасштабность многовекового процесса, изучение наследия Древнего Рима, предмет римского права остается актуальным и по сей день. Прежде всего, надо сказать, что термином римское право обозначается право античного Рима, право Римского государства рабовладельческой формации.

По одному известному выражению, римляне трижды покоряли мир. Первый раз - легионами, второй - христианством, третий раз - правом. Возведенное в ранг писаного разума ratio scripta римское право классического периода было широко воспринято феодальными государствами Западной Европы, оно и по сей день лежит в основе многих институтов буржуазного права.

В массе конкретных отношений, возникавших между товаропроизводителями, римские юристы сумели выделить самые общие, самые абстрактные формы. Соответственно с тем общее, абстрактное выражение получили и те правовые нормы, те правовые институты, которые служили урегулированию этих отношений. Развитию римского права способствовали многие обстоятельства.

Раньше всего сказался высокий уровень товарных отношений, достигнутый Римом в периоды поздней республики и принципата. Одним из его последствий, как мы уже знаем, было стирание различий между категориями свободного населения империи. Не меньшее значение имел всесветный характер самой империи, породивший потребность примирения многих и различных правовых систем, исторически возникших и существовавших в завоеванных странах, и прежде всего в Греции, Египте, Сирии и др. Римские юристы имели возможность воспользоваться результатами правового развития культурных национальных частей империи, особенно Афин. Нельзя не отметить, наконец, то внимание, которое уделялось праву, и тот почет, которым была окружена деятельность юристов, особенно выдающихся, таких, как Гай, Ульпиан, Павел, Лабеон, Цельс и многие другие.

Римское право складывалось в обстановке острой социальной борьбы, в которой приходилось от многого отказываться, сохраняя самое лучшее.

Это и сформировало такие его черты, как строгость, жесткость правовой регламентации, рационализм и житейская мудрость. Подобные качества предопределили становление строгой юридической системы, связанной широкими принципами, объединяющими правовые нормы. Высказывается мнение, что римлянам с самого начала удалось выделить субстанцию права из сферы чувств, и, подчинив ее расчету, создать из права независимый от изменчивых субъективно-нравственных взглядов внешний организм.

Особенностью римского права является его приспособленность к мировому обороту, так как Рим активно поддерживал торгово-экономические и политические отношения с соседними странами. Это способствовало разработке абстрактных фундаментальных юридических конструкций в сфере частного права. Таким образом, римское право прошло строгую техническую школу. Ко всему этому добавим тысячелетнее развитие, тысячелетнюю коррекцию - и мы получим ответ на вопрос, почему римское право перешагнуло за рамки своей эпохи, превратилось в явление всемирно-исторического значения. 1.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И УТВЕРЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ В РИМЕ

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И УТВЕРЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ В РИМЕ. Соединив своих сторонников с людьми Нумитора, Ромул и Рем свергли прес... Каждый из братьев толковал знамения в свою пользу, между ними разгорел... советчиками или товарищами. И это, как и дележ завоеванных земель, более других задевало интересы ...

УСТАНОВЛЕНИЕ МОНАРХИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

К середине этого столетия они добились второго круп-ного успеха - запи... Итоги внеш-ней политики Y в. до н.э начиная с I Пунтийской войны и кончая разрушением Карфагена и К... По способу заключения нексум походил на манципацию свидетели, медь, фо... э Поскольку издержки на содержание семьи лежали на муже, установился о...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Так возникало то римское право, которое стало затем общим правом всего античного мира. По существу творцом этого права был, таким образом, весь мир Рим же явился лишь тем лаборантом, который переработал рассеянные обычаи международного оборота и слил их в единое, поразительное по своей стройности, целое. Универсализм и индивидуальность основные начала этого целого.

Мастерски разработанное в деталях беспримерной юриспруденцией классического периода, римское право нашло себе затем окончательное завершение в знаменитом своде Corpus Juris Civilis императора Юстиниана, и в таком виде было завещано новому миру. Железный колосс, державший в своих руках судьбы мира, дряхлел разнообразные народности, входившие в состав всемирного римского государства, тянулись в разные стороны с границ напирали варвары новые претенденты на активное участие в мировой истории.

Наступил момент, они хлынули могучими потоками и затопили весь античный мир. Настала беспокойная эпоха великого переселения народов, и кажется, что вся богатая культура древности погибла навсегда, что порвались все связи между старым и новым, что история вовсе зачеркивает страницы прошлого и начинает писать все заново. Но это кажется обманчиво. На некоторое время, действительно, ход человеческого культурного развития как будто приостанавливается влившийся большой массой новый человеческий материал нуждается в предварительной обработке.

Несколько веков проходит в беспрерывных передвижениях новых народов, в их взаимных столкновениях пришельцы еще не могут освоиться на новых местах, двигаются, устраиваются. Много ценного, конечно, погибает при этом из античной культуры, но не все. Мало помалу беспокойный период переселения и устроения проходит. Новые народы начинают вести более или менее спокойную жизнь, развиваются, и еще через несколько столетий наступает момент, когда все, что было продумано и создано античным гением, делается понятным и ценным его наследникам.

Наступает одни за другим возрождение античного права, античной культуры, античного искусства. Естественное экономическое развитие новых народов приводит их также мало помалу к международным торговым отношениям. Снова, как в старом мире, на почве международного обмена сходятся друг с другом представители разных национальностей, и снова для регулирования этого обмена возникает нужда в едином общем праве, праве универсальном.

Снова экономический прогресс требует освобождения личности от всяких феодальных, общинных и патриархальных пут, требует предоставления индивиду свободы деятельности, свободы самоопределения. И наследники вспоминают о заброшенном ими завещании античного мира, о римском праве, и находят в нем как раз то, что было нужно. Такова историческая судьба римского права. Явившись синтезом всего юридического творчества античного мира, оно легло затем в качестве фундамента для правового развития новых народов, и в качестве такого фундамента, общего для всех народов Западной Европы, оно изучается повсеместно в Германии, Франции, Италии, Англии и т.д. Явившись базисом, на котором веками формировалась юридическая мысль, оно изучается и теперь, как теория гражданского права, как правовая система, в которой основные юридические институты и понятия нашли себе наиболее чистое от всяких случайных и национальных окрасок выражение.

Недаром в прежнее время оно считалось за самый писаный разум, за ratio scripta.

Волею нашей исторической судьбы мы, русские, были долгое время отрезаны от общения с Западной Европой, оставались чуждыми ее культуре, и, когда, наконец, отделявшие нас перегородки пали, мы очутились в хвосте общечеловеческого движения. Отстали мы и в области права. И если мы хотим в этом последнем отношении сравняться с Европой, если мы хотим говорить с ней на одном языке, мы должны, по крайней мере в школе, освоиться с основным фундаментом общеевропейского права с правом римским. Если оно повсеместно является основой юридического образования, то у нас для этого причин еще больше.

Но изучение римского права отнюдь не должно приводить к слепой вере в его непогрешимость, к вере в то, .что дальше идти некуда. Такая вера была бы противна истории, была бы противна и тому духу свободного исследования, которым были проникнуты самые творцы римского права -римские юристы. Лозунгом современной юриспруденции является знаменитое изречение Иеринга durch das romische Recht, aber uber dasselbe hinaus через римское право, но вперед, дальше его. Усвоив то, что было создано предками, потомки должны работать дальше сами, ибо правовые проблемы не таковы, чтобы они могли быть решены раз навсегда.

Новые условия постоянно ставят на очередь новые задачи, и юриспруденция должна постоянно оставаться на своем посту. Ее высшим призванием, ее долгом перед народом является освещение изменяющихся в истории условий и возникающих в связи с ними проблем.

Быть впереди народа, освещать ему путь, направлять его правосознание ко благу и правде в человеческих отношениях такова истинная обязанность юриспруденции и ее отдельных представителей. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Методическое пособие по изучению курса основ римского права. Соста- витель Е. А. Скрипилев. Москва. 1995. 2. З. М. Черниловский Всеобщая история государства и права. Москва Юристъ, 1996. 3.Всеобщая история государства и права.

Под ред. К. И. Батыра. Моск- ва Былина, 1996. 4. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Под ред. З. М. Черениловского. Москва фирма Гардарика, 1996. 5. Очерки по истории Римской имерии Р.Виппер, Издат. Феникс, 1995 г. 6. Немецкая идеология К.Маркс и Ф.Энгельс.