рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вехи об интеллигенции

Работа сделанна в 2001 году

Вехи об интеллигенции - Реферат, раздел Право, - 2001 год - Российская интеллигенция в эпоху буржуазного общества Вехи Об Интеллигенции. Сюжетная Линия Вех Сводилась К Поискам Виновников Дест...

Вехи об интеллигенции. Сюжетная линия Вех сводилась к поискам виновников деструктивного характера развития революционных событий в России в 1905 1907 годах. Причем виновники были обнаружены без особых усилий. Ими была объявлена русская интеллигенция, над которой и был учинен самый настоящий суд. Интеллигенция, по словам Булгакова, была нервами и мозгом гигантского тела революции.

В этом смысле революция есть духовное детище интеллигенции, а, следовательно, ее история есть исторический суд над этой интеллигенцией Вехи с. 45. Однако предварительно веховцам пришлось проделать любопытную аберрацию, а именно вывести себя из числа обвиняемых. Для этого ими был применен метод противопоставления двух понятий интеллигенция и образованный класс. Такое искусственное разграничение понятий давало им возможность настаивать на своей генетической, идейной связи именно с образованным классом, а не с отщепенской, кружковой и подпольной интеллигенцией, которая и инспирировала революцию.

Оговорку делали веховцы и относительно либеральной интеллигенции. Русский либерализм писал Струве, считает своим долгом носить интеллигентский мундир, хотя острая отщепенская суть интеллигента ему совершенно чужда Вехи с. 143. По существу же веховцы, употребляя термин русская интеллигенция, основное внимание сфокусировали на разоблачении так называемых пороков и грехов именно революционно-демократической интеллигенции, задевая лишь как бы рикошетом либеральную интеллигенцию.

О том, что в Вехах речь шла по преимуществу о социалистической интеллигенции социал-демократического и народнического направлений, прямо и откровенно писал Струве Русская интеллигенция, как особая культурная категория, есть порождение взаимодействия западного социализма с особенными условиями нашего культурного, экономического и политического развития.

До рецепции социализма в России русской интеллигенции не существовало, был только образованный класс и разные в нем направления Вехи с. 151. В чем же, по мнению веховцев, заключались органические пороки и грехи русской интеллигенции Авторы Вех считали, что, в отличие от образованного класса, передовые представители которого продолжали творчески развивать и обогащать собственную национальную идеологию, генетически связанную с идеалистическими и религиозно-мистическими течениями русской философской мысли, интеллигенция постоянно занималась трансплантацией модных западноевропейских идей материализм, позитивизм, эмпириокритицизм, неокантианство, ницшеанство и т. п. и приспособлением их без должной критической переработки к собственным специфическим утилитарным интересам.

Причем игнорирование и даже вражда к идеалистическим и религиозно-мистическим системам как русским, так и западноевропейским происходили у русской интеллигенции якобы потому, что ее вообще мало интересовали гносеологические проблемы и тем более поиски абсолютной истины и что она всецело была поглощена сугубо утилитарными социальными идеями уравнительной справедливости, общественного добра, народного блага и т. п. Отсюда вытекали обвинения интеллигенции в народолюбии, пролетариатолюбии, народопоклонстве и т. д. Интеллигенция, писал Н. А. Бердяев, готова принять на веру всякую философию под тем условием, чтобы она санкционировала ее социальные идеалы, и без критики отвергнет всякую, самую глубокую и истинную философию, если она будет заподозрена в неблагоприятном или просто критическом отношении к этим традиционным настроениям и идеалам Вехи с. 29. см. п. 12 Одно из наиболее тяжких обвинений в адрес русской интеллигенции веховцы усматривали в том, что она вместо того, чтобы вести систематическое политическое воспитание народа в духе разумного компромисса, не только потворствовала, но и вполне сознательно разжигала темные, разрушительные инстинкты масс. Прививка политического радикализма интеллигентских идей к социальному радикализму народных инстинктов, писал Струве, совершилась с ошеломляющей быстротой Вехи с. 148. В результате такого синтеза идей и инстинктов революция приняла бессознательный, стихийный и сугубо разрушительный характер.

Обвинив русскую интеллигенцию за произведенный ею синтез отщепенческих идей с народными инстинктами, веховцы делали неожиданный вывод, что массы с бессознательным мистическим ужасом ненавидели интеллигенцию.

Эти настроения предельно откровенно выразил М.О. Гершензон.

Каковы мы есть, писал он, нам не только нельзя мечтать о слиянии с народом, бояться его мы должны пуще всех казней власти и благословлять эту власть, которая одна своими штыками и тюрьмами еще ограждает нас от ярости народной Вехи с. 101. Иными словами, веховцы предлагали собственную модель настоящей интеллигенции, полностью интегрированной в капиталистическую систему.

Историческая задача этой буржуазной интеллигенции должна была состоять в том, чтобы идеологически обосновать и политически защитить систему капиталистических общественных отношений, искать пути для ее совершенствования и дальнейшего развития.

Практическая реализация подобного рода модели позволила бы, по мнению веховцев, с одной стороны, превратить интеллигенцию из некоего особого слоя в структурную часть капиталистического общества, а с другой снять противоречие между духовными и внешними формами общежития. Веховские призывы к покаянию и перерождению русской интеллигенции были в основе своей поддержаны авторами сборника Интеллигенция в России. Так, М. И. Туган-Барановский считал, что спрос на идеологическую защиту интересов господствующих классов должен вызвать и соответствующее предложение следует ожидать, что известная часть русской интеллигенции возьмет на себя эту защиту обуржуазится с. 436. В свою очередь, Милюков призывал к покаянию лишь левые, интеллигентские течения в политике, которые, по его мнению, принесли массу вреда делу русского освобождения своим рецидивом утопизма с. 370. Призывать же к покаянию либеральные интеллигентские течения в политике Милюков, видимо, считал неправомерным.

Если в вопросах покаяния и перерождения русской интеллигенции между авторами сборников Вехи и Интеллигенция в России все же имело место взаимопонимание, то в отношении путей преодоления противоречия между духовными и внешними формами общежития выявились значительные расхождения.

В отличие от веховцев авторы сборника Интеллигенция в России считали, что прежде всего следует всеми силами налечь на внешнее устроение, чтобы довести до крыши просторный, но недостроенный дом Вехи с. 378. Милюков призывал интеллигенцию отвергнуть струвистский тезис жить поверх текущего момента и активнее включиться в политическую жизнь, сохранять и укреплять партию народной свободы, создание которой, по его словам, явилось самым крупным и в высшей степени ценным положительным приобретением только что пройденной нами стадии русского политического развития Вехи с. 371. В этом состояло тактическое различие между веховцами и официальным кадетским руководством.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Российская интеллигенция в эпоху буржуазного общества

Разговор о судьбе отечественного интеллектуального слоя представляется уместным по крайней мере по трем причинам.Во-первых, дискуссии на тему об… Во-вторых, в последние годы отмечены попытки представителей интеллектуального… Книга Русская интеллигенция.История и судьба под редакцией Д.С. Лихачева представляет собой сборник научных статей,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вехи об интеллигенции

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие интеллигенции эпохи буржуазного общества
Понятие интеллигенции эпохи буржуазного общества. Русский интеллигент - это, прежде всего, человек, с юных лет признающий единственно достойным объектом своего интереса и участия, нечто лежащее вне

Формирование русской интеллигенции
Формирование русской интеллигенции. Из многосложных и противоречивых процессов, в конечном счете, тормозивших формирование человека как субъекта истории, проистекала экономическая и политическая от

Религиозная природа русской интеллигенции
Религиозная природа русской интеллигенции. Характер русской интеллигенции складывался под влиянием двух основных факторов внешнего и внутреннего. Первым было непрерывное и беспощадное давление поли

Социальные воззрения русской интеллигенции
Социальные воззрения русской интеллигенции. В Вехах красной нитью проходила разоблачительная тенденция относительно социалистических воззрений русской интеллигенции. Содержание же социалистической

Понятие права у русской интеллигенции
Понятие права у русской интеллигенции. Значение права относительно, его содержание создается отчасти изменчивыми экономическими и социальными условиями. Относительное значение права дает пов

Отношение к философии у русской интеллигенции
Отношение к философии у русской интеллигенции. В эпоху кризиса интеллигенции и сознания своих ошибок, в эпоху переоценки старых идеологий необходимо остановиться и на нашем отношении к философии.

Интеллигенция и революция
Интеллигенция и революция. г Социальный слой носителей российской культуры и государственности был уничтожен вместе с культурой и государственностью исторической России в результате большевистского

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги