рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Ли - надлежащие нормы поведения

Работа сделанна в 2000 году

Ли - надлежащие нормы поведения - Контрольная Работа, раздел Право, - 2000 год - Политическое и правовое учение Древнего Китая. Учение мудреца Конфуция Ли - Надлежащие Нормы Поведения. Последней, По Изложению, Но Отнюдь Не По Зна...

Ли - надлежащие нормы поведения. Последней, по изложению, но отнюдь не по значению, из основной концептуальной триады конфуцианства является категория ли, которую в общефилософском конфуцианском контексте лучше всего переводить как надлежащие нормы поведения.

Генетически, что и подтверждается структурой иероглифа, эта категория восходит к ритуальной практике и сохраняет данное значение и при Конфуции, и в последующие годы. Знаменитая сцена из Лунь юя, известная всем специалистам и изображающая Конфуция, пришедшего в храм предков княжеской фамилии в Лу, убедительно свидетельствует о том, что во времена Учителя в этом понятии совмещались два довольно различных значения. Войдя в храм, любознательный Конфуций стал расспрашивать служителей о тонкостях ритуальных церемоний в культе княжеских предков.

Ритуал этот Конфуций называл термином ли, то есть употреблял это слово в его первоначальном значении - нормы, соблюдаемые при жертвоприношениях духам. На недоуменные возгласы окружающих Конфуций ответил, что расспрашивать и есть ли, резко меняя значение этого термина с надлежащих норм, соблюдаемых при жертвоприношениях на надлежащие нормы, соблюдаемые в общении с людьми. Если вдуматься, то два указанных значения не так далеко отстоят друг от друга.

Оба связаны с общением и с установлением норм этого общения. Естественно, что общение с духами сакральная коммуникация, -как вещь совершенно необходимая, по понятиям того времени, для благополучного существования общества, было упорядочено и нормировано в первую очередь. Культ, как известно, в силу своей самой ранней упорядоченности явился тем ядром, из которого впоследствии развивалась вся культура. Поэтому ритуал в древнем обществе был символом упорядоченности, на которой лежала печать сакральности.

По мере увеличения светскости общественной жизни понятие ли было перенесено вначале на протокольные, этикетные нормы общения, которые были призваны служить формальным выражением занимаемого участниками положения в социальной иерархии. Так ли приобрело второе значение - нормы, приличествующие в общении. Но на этом эволюция понятия ли не кончилась. Конфуций, мечтавший об этической трансформации если не всего человечества, то, по крайней мере, просвещенной его части, предполагал, что общение совершенных мужей будет строиться на тех же принципах, что и сакральная коммуникация, и строгая нормативность его, которая в данном случае воспринималась как результат этического совершенства цзюнъ-цзы, обеспечит и гарантирует социальную гармонию.

Подобные рассуждения имели свою логику. Если вспомнить опять его знаменитую формулу кэ цзи фу ли преодолей самого себя, обратись к надлежащим нормам поведения, то станет ясным направление утопических мечтаний Учителя поскольку дисгармония в общении возникает в результате столкновения двух эгоистических сознании, то общение двух людей, преодолевших себя, должно приводить к полной гармонии общения, а вместе с ним и всего общества.

Беда, правда, заключалась только в том, что надежды на преодоление себя подавал среди его учеников лишь один его любимец Янь Юань, да и то на весьма ограниченный срок, на три месяца, как утверждал сам Учитель. Однако, если отвлечься от утопичности надежд Конфуция на этическую трансформацию человечества, то надо признать, что концепция совершенного мужа в качестве главного действующего лица социального общения обогатила категорию ли целым рядом дополнительных значений, на которых и хотелось остановиться, и продемонстрировать их на конкретных примерах из произведений конфуцианских философов.

У самого Конфуция в его изречениях, содержащихся в книге Лунь юй, примеры с категорией ли могут быть поделены на две части первая - ли и индивидуальность, вторая часть - ли и его общественные функции.

Если говорить о первой части, то здесь надо преже всего отметить, что именно с помощью надлежащих норм поведения осуществлялось становление личности тех, кто ставил себе задачу превратиться в совершенных мужей. Другой путь отсутствовал. Так и говорится в сентенции Конфуция, завершающей Лунь юй Не зная веления судьбы, нельзя стать совершенным мужем, не зная надлежащих норм поведения, невозможно осуществить становление личности.

Именно поэтому Учитель столь настоятельно рекомендовал своим ученикам, включая собственного сына, изучать Ритуальную литературу. Вторая примечательная черта персонального контекста категории ли, единство ее с гуманностью - жэнъ. Самый знаменитый пример на эту тему - формулу кэ цзи фу ли преодолей самого себя, обратись к надлежащим нормам поведения - уже упоминалось выше. Но есть и другие, весьма убедительные примеры. Конфуций применительно к индивидуальности рассматривал гуманность как первичное качество, тогда как ли выступало в функции ее общественного оформления. Если не было содержания, то не могло быть и оформления.

Поэтому Конфуций полагал, что если у человека отсутствует гуманность, то никакого разговора применительно к нему о надлежащих нормах поведения, равно как и надлежащей музыке просто и быть не может. Вместе с тем ли нельзя рассматривать в качестве простого внешнего оформления. Отсутствие ли у человека могло привести ко многим нежелательным эффектам, нарушающим как внутренний мир человека, так и социальный порядок.

Рассматривая различные характеры людей, не усвоивших правила поведения, вытекающие из ли, Конфуций пришел к следующему выводу почтительный человек без надлежащих норм поведения становится просто трусом, отважный, не усвоивший ли, превращается в бунтаря, а прямой без надлежащих норм поведения становится грубияном. Среди общественных функций ли на первом месте безусловно стоит ли как средство управления. Конфуций хорошо понимал, что современное ему управление государством связано с большими жестокостями по отношению, прежде всего, к простому народу.

Благородной, хотя и явно утопической, мечтой луского мудреца было реформирование государственного управления в целях его гуманизации. По мнению Конфуция, если управлять народом при помощи только административных методов и сдерживать его при помощи наказаний, то при таком управлении народ начинает уклоняться и теряет стыд. Если же управлять народом посредством благой силы Дэ и сдерживать его при помощи ли, то есть надлежащих норм поведения, то при таком управлении народ сохраняет стыд и, как выражался Конфуций, может быть введен в рамки.

В этих рассуждениях остается непонятным один момент что представляет собой управление посредством благой силы Дэ. Конфуций дает ему достаточно четкое и образное разъяснение управление посредством благой силы Дэ представляет собой аналог того, что происходит на небесной тверди, где в центре находится полярная звезда, как бы олицетворяющая собой высшую политическую власть, тогда как остальные звезды располагаются и вращаются вокруг нее. Из всего сказанного можно подвести итог. Так как ни одно общество не может состоять из естественных людей и руководствуется исключительно своими корыстными интересами.

Теми или иными средствами общество должно хотя бы в какой-то мере притушить своекорыстие и поставить рядом с ним стремление к неким высшим и общим целям, способствующее развитию нормальной социальной жизни.

В Европе эту функцию пыталось выполнять христианство. А в Восточной Азии - конфуцианство. Общество может нормально организовать свою жизнь, если все его члены, все его составные части будут строго соответствовать своему назначению и своим функциям, соответствовать не только по имени, а - по существу. Можно сказать даже, что всю мудрость Конфуция можно свести к рецепту из трех слов - избавимся от корысти. При всей своей простоте задача, как показывает исторический опыт, не очень простая, а, вернее, просто невыполнимая.

Поэтому, если говорить о реалистическом подходе к этому делу, то речь могла идти лишь о частичном избавлении политически и интеллектуально господствующей элиты, что и является необходимой предпосылкой нормальной жизни общества. Именно в отсутствии в настоящее время в нашей стране такой элиты и заключены главные беды современной российской действительности. Мы изначально воспитаны и социумом привито хапать, когда есть возможность. Отсутствие веры, христианской культуры, запрещавшейся в застойные времена Советского Союза, не установило в нас тех ценностных ориентиров, потребностей совершать ту или иную деятельность, не сформировало культуру чувств и интеллекта, что является по сути сдерживающим фактором от стихийно-разрушительных, инстинктивно-темных сил. Вполне возможно, что все эти рассуждения покажутся не относящимися к науке История политических и правовых учений так как я сильно заострилась на философском понимании концепций Конфуция, но я постаралась не ограничиваться учебными фразами, и широко раскрывала тематику учения Конфуция не только в политическом аспекте, но и общественном. Знание его учений не помешало каждому.

Стремление к его идеи совершенного мужа возможно только во всеобщем воспитании будущего поколения.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Политическое и правовое учение Древнего Китая. Учение мудреца Конфуция

Для освещения данной темы первоначально необходимо освятить особенность Китайского права.Традиционная для Китая концепция общественного строя,… Ее фундаментальная идея, далекая от религиозной догмы постулат о существовании… Во-первых, как гармония между человеком и природой. Поведение людей должно соответствовать естественному порядку. …

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Ли - надлежащие нормы поведения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные концепции конфуцианства
Основные концепции конфуцианства. Если попытаться выделить в учении Конфуция основное концептуальное ядро, то всю его важнейшую проблематику можно разделить на три главные части доктрина цзюнь-цзы,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги