Философия права Канта

ОГЛАВЛЕНИЕ 0. КАНТОВСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА 0. Общепринятые формулы и оценка самого высокого смыслового значения 0. Почему у Бога и почему самое святое 0. Трансцендентная сторона вопроса 0. Право в его соотношении с моралью 0. Мораль право справедливость равенство 0. ПРАВО И СВОБОДА 0. Понятие прав и свобод человека и гражданина 0. Основные права и свободы человека и их классификация 0. КАНТ И. О ГРАНИЦАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 0. КАНТОВСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА 0. Общепринятые формулы и оценка самого высокого смыслового значения В настоящее время прочно вошли в обиход, и на научном и на публицистическом уровнях, такие формулы, относящиеся к современному развитому гражданскому обществу, как верховенство права или правление права. Формулы, в которых и содержится лестная для приверженцев права оценка этого института.

И все же наиболее яркое и точное, на мой взгляд, определение ценности права выражено в кантовском положении о том, что право человека является самым святым из всего того, что есть у Бога на земле.

Вовсе не случайно в сочинениях Канта, затрагивающих вопросы права, неизменно присутствует слово святое. Оно уже прозвучало в лекциях 0000-0000 гг прочитанных в Кенигсбергском университете. Наш долг говорил Кант состоит в том, чтобы глубоко уважать право других и как святыню чтить его Кант И. Из лекций по этике.

Этическая мысль М 0000.С.000 В последующих своих работах философ в ряде случаев использует указанное определение также в отношении субъективных прав прав отдельных личностей, общностей и даже всего человечества Кант утверждает, например, что отказ от просвещения тем более для последующих поколений, означает нарушение и попрание священных прав человечества. Вместе с тем такую возвышенную характеристику Кант со временем все более распространяет на всю правовую материю, на объективное право.

Это относится и к обобщающему положению о том, что право человека должно считаться священным Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т.0. М 0000. С. 000, 000 А главное - к тому приведенному выше положению, которое представляет собой оценку наиболее высокого смыслового значения, к положению о праве как самом святом из того, что есть у Бога на земле Там же. С 0. Почему у Бога и почему самое святое Сначала два замечания предварительного порядка. Первое.

Кант с его отношениям к религиозным догматам например, к догматам о рае, к обыкновениям падать ниц при совершении религиозных ритуалов Кант И. Соч. Т.0.ч. 0.С.000 не придает приведенным выражениям и словесным символам ортодоксально-религиозный смысл. Более того, связывая с правом внутренний духовный трансцендентальный мир человека, характеризуемый сообразно принятой лексике через категории бессмертное, Бог, Кант таким путем снимал с последних из указанных категорий налет ортодоксально-религиозных представлений.

Как уже отмечалось в современной философской литературе, тема Бога появилась у позднего Канта как тема согласованности множества частных и разнообразных, разнородных законов согласованности, которая может быть приписана лишь воспроизводству некоторой производящей основы всех этих законов Мамардашвили М. Кантианские вариации. М Аграф, 0000. С.000 В таких позиций, возможно, есть основания утверждать и о том, что ссылка на Бога при характеристике ценности права позволяет придать человеку как разумному существу и праву человека значения своего рода представителя или носителя ценностей производящей основы духовного мира людей в области внешних, практических отношений.

И второе предварительное замечание. Весьма примечательно, что в приведенном выше положений Кант столь возвышенно оценивает право в сопоставлении со священностью власти, правителя.

Он утверждает, что есть известный резон в суждениях, в соответствии с которыми правитель - наместник Бога. Почему Да потому, что такого рода, казалось бы, славословные суждения должны вызывать в его душе смирение, так как внимание - вообще-то он, правитель, взял на себя миссию слишком тяжелую для одного человека, а именно взялся блюсти право людей самое святое, что есть у Бога на земле и ему постоянно следует опасаться чем-либо задеть эту зеницу господа Мамардашвили М. Кантианские вариации.

М Аграф, 0000. С.000 В какой-то мере такое терминологическое обозначение ценности права, отражая особенности общепринятой лексики конца ХУШ в имеет в кантовских суждениях сугубо светское, мирское значение. Оно в под этим углом зрения призвано выразить отношение к праву - стать определяющей категорией, ключевым звеном правосознания людей в гражданском обществе. Ведь по сложившемуся с конца позднего средневековья и до наших дней словоупотреблению нет другого словесного символа, другого терминологического обозначения, кроме слова святое, которое бы выражало высшее, самое высокое отношение к тому или иному предмету.

Отношение предельно уважительное, почтительное, не допускающее никаких исключений. Показательно, что в России даже в первые годы после октябрьского переворота, когда открыто провозглашался и проводился в жизнь откровенно атеистический режим диктатуры пролетариата, Ленин говорил о том, что нужно свято соблюдать законы и предписания советской власти. Главное же, что предопределило столь возвышенное отношение Канта к праву это сама суть философских воззрений Канта, его философских идей о праве.

Идей, посвященных не только праву как звену замысла природы, в частности, тому, что относится к глубинным, природным корням права, той путеводной нити природы, которая таинственным образом связана с мудростью Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т.0. М 0000. С. 000 Решающее значение и в данном отношении имеют философские представления Канта о внутреннем духовном мире человека, находящегося по ту сторону представлений о природе, когда кстати будет замечено он в связи с характеристикой прирожденных, необходимо принадлежащих человеку и неотчуждаемых прав Кант говорит о том, что здесь человек выступает гражданином сверхчувственного мира Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т.0. М 0000. С. 000 Именно в таком ключе Кант пишет о том, что человечество в нашем лице должно быть для нас самым святым, так как человек есть субъект морального закона, стало быть, субъект того, что само по себе свято Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т.0. М 0000. С.000 А теперь в краткой, наиболее сжатой характеристике суть проблемы ответ на поставленные вопросы, относящиеся к кантовскому положению почему у Бога и почему самое святое Потому, отвечу в предельной кратком виде, что человек, суверенная личность - существа, наделенного разумом это самое великое, самое божественное на земле, выражение или воплощение на земле самого Бога хотя у человека немало и того, что имеет и бесовской, темный характер из мира зла и дурного.

Такое божественное, по нашим конфессионным доминантам христианское понимание личности как раз надо полагать, и было обосновано Н.А. Бердяевым Бердяев Н.А. Самопознание.

М 0000. С. 000 одним из крупных философских умов последнего столетия.

И вот само-то положение человека разумного существа, человека как личности может быть дано - закреплено и охраняемо только правом, правом человека.

И тут в обоснование приведенного положения представляется важным обратиться к одной из определяющих особенностей права человека, вытекающей из идей другого мыслителя, взятых за основу в этой книге, И.А. Покровского. Именно потому, что человеческие права, лежащие в основе права современного гражданского общества, раскрываются как право на индивидуальность каждой человеческой личности, то надо отдавать отчет в том, что на земле нет иных социальных институтов и средств кроме объективного права - которые были бы способы реализовать, претворить на деле эту наиболее высокую гуманитарную цель сообщества разумных и потому свободных существ людей цель, состоящую в возвышении личности, реализации ее индивидуальности.

А это и предполагает, что именно право как объективированное бытие разума - именно под только указанным углом зрения - приобретает качество основного звена решения жизненных проблем людей. И оно в данном отношении не может не быть самым святым из того, что есть у Бога на земле. 0.0.

Трансцендентная сторона вопроса

0.С.00 При всей к счастью, оправданной сложности такого подхода к дейс... М 0000. При этом возвращать эти человеческие ценности не в виде одного лишь ми... Декарт и Кант а также некоторые философы ХХ века, например Шпенглер го... Кантианские вариации.

Право в его соотношении с моралью

Соч. М 0000. 000 то пусть не пройдет мимо нашего внимания, что речь идет не вообще ... И вытекающая отсюда необходимость умирения власти и даже коль скоро ре... Итак, краткий итог изложенному в области внешних отношений вровень с п...

Мораль право справедливость равенство

Той справедливости, которая, характеризует начала равновесности в прав... В этом отношении право является единственным социальным институтом, сп... Впрочем главным образом в виде равенства всех каждого перед законом и ... Но исходный пункт предлагаемого ею решения первичность права как изнач... 0.

ПРАВО И СВОБОДА

ПРАВО И СВОБОДА 0.0.

Понятие прав и свобод человека и гражданина

Возникновение понятия права человека, т. древнегреческие мыслители Ликофрон, Антифон и др. утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, обуслов... Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного со... В настоящее время в международно-правовых актах, в литературе и законо...

Основные права и свободы человека и их классификация

Политические права определяют возможность участия граждан в управлении... Разум спонтанно творит для себя собственный мыслимый мир определенных ... 0 власти законодательная принадлежащая только суверенной коллективной ... Политико-юридические учреждения путем плавных реформ сверху. С.000.