отцовская власть

Министерство образования Республики Саха (Якутия) Якутский государственный университет им М.К. Аммосова Юридический факультет Контрольная работа по дисциплине «Римское право» на тему: Отцовская власть Выполнил: студент 2 курса группы ЮФ-06-1 з/о Петров Василий Ильич Якутск, 2007 г. Содержание стр. 1. Введение 2. Сущность отцовской власти 3. Правовые возможности отцовской власти 4. Имущественное положение подвластных детей 5. Прекращение власти домовладыки 6. Заключение 7. Список использованной литературы 13 Введение Отец и мать, сыновья и дочери, двор и жилища, слуги и утварь - вот те естественные элементы, из которых слагается домашний быт повсюду, где полигамия не уничтожила настоящего значения матери семейства. Способные к более высокой культуре народы расходятся между собой в том, что сознают и регулируют эти естественные различия то поверхностнее, то глубже, то преимущественно с их нравственной стороны, то преимущественно с их юридической стороны, но ни один из них не может равняться с римлянами в ясном и неумолимо строгом проведении тех юридических основ, которые намечены самой природой.

Семья, т.е. достигший за смертью отца полноправности свободный мужчина вместе с женой, которую торжественно сочетали с ним священнослужители для совместного пользования водой и огнем путем принесения в жертву хлеба с солью (confarreatio), также их сыновья и сыновья их сыновей вместе со своими законными женами, их незамужние дочери и дочери их сыновей, равно как все принадлежащее кому-либо из них имущество было одним нераздельным целым, в которое не входили только дети дочерей, так как если эти дети были прижиты в браке, то принадлежали к семейству мужа, если же были прижиты вне брака, то не принадлежали ни к какому семейству.

Собственный дом и дети являлись для римского гражданина целью и сутью жизни.

Римская семья исстари носила в себе условия высшей культуры благодаря тому, что взаимное положение ее членов было основано на нравственных началах.

Главой семьи мог быть только мужчина; хотя женщина и не отставала от мужчины в том, что касалось приобретения собственности и денег (дочь получала одинаковую долю наследства с братьями, мать - одинаковую долю наследства с детьми), но она всегда и неизбежно принадлежала дому, а не общине и в этом доме также неизбежно находилась в подчинении: дочь подчинялась отцу, жена - мужу, лишившаяся отца незамужняя женщина - своим ближайшим родственникам мужского пола и этим родственникам, а не царю была при случае подсудна.

Но внутри дома жена была не служанкой, а госпожой. Освобожденная от перемалывания зернового хлеба и кухонной стряпни, которые, по римским понятиям, были делом челяди, она посвящала себя только надзору за служанками и своему веретену, которое было для женщины тем же, чем был плуг для мужчины.

Сущность отцовской власти

В отличие от узаконения, дававшего положение законных детей лицам, рож... По словам римских юристов, институт отцовской власти являлся строго на... Отцовская власть могла быть установлена путем узаконения детей от конк... В результате аррогации самостоятельное лицо поступает под отцовскую вл... Узаконение могло быть произведено: а) последующим браком родителей вне...

Правовые возможности отцовской власти

Это воззрение не вытекает из равнодушия к семейству, напротив того, ри... Правовые возможности отцовской власти. Римский народ цельно и глубоко сознавал нравственные обязанности родит... Как девушка становится законною женою мужчины по его свободному выбору... Но этот обычай не был правовым ограничением отцовской власти, так как ...

Имущественное положение подвластных детей

В случае совершения подвластным правонарушения, отцу было дано право и... Наоборот, в случае смерти домовладыки пекулий переходит к его наследни... С течением времени наряду с названным видом пекулия появились другие в... юридическое положение военного пекулия было распространено на всякого ... В период абсолютной монархии за подвластным признали право собственнос...

Прекращение власти домовладыки

Жена и дети существовали не исключительно для отца семейства, как собс... Могла только произойти замена одного властелина другим, так как ребено... Юридическое же положение раба нисколько не изменялось вследствие смерт... По римскому праву, рабу было легче освободиться из-под власти господин... Прекращение власти домовладыки.

Заключение

Заключение Отцовская власть домовладыки в отношении подвластных детей (patria potestas pater familiae) составила специфический институт именно римского семейного права. Как отмечали сами римские юристы, “ни один народ не имеет такой власти над детьми, как римляне”. Исключительность положения детей определилась двумя обстоятельствами: они не только были в чисто семейной по основаниям власти родителя, но и состояли “под властью” особого рода, которой предполагались дополнительные правовые возможности родителя по отношению к детям.

Тем е мене, единство семьи было так крепко, что даже смерть главы не вполне его уничтожала. Потомки, сделавшиеся самостоятельными вследствие этой смерти, все-таки считали себя во многих отношениях за одно целое; это обнаруживалось в порядке наследования и во многих других случаях, в особенности при установлении положения вдовы и незамужних дочерей. Так как по самым древним римским понятиям женщина была неспособна пользоваться властью ни над другими, ни над самой собою, то власть над нею или — по более мягкому выражению — опека (tutela) над нею по- прежнему принадлежала ее семье и переходила от умершего главы семейства к ближайшим членам семьи мужского пола, т.е. власть над матерью переходила к ее сыновьям, власть над сестрами — к их братьям.

Таким образом, раз основанная семья не переставала существовать до тех пор, пока не вымирало мужское потомство ее основателя.

Но связь одного поколения с другим конечно мало-помалу ослабевала, и в конце концов даже становилось невозможным доказать первоначальное единство их происхождения. На этом и только на этом основано отличие семьи от рода или, по римскому выражению, агнатов от родичей. Под этими обоими выражениями разумеется мужская линия. Но семья заключает в себе тех только индивидов, которые в состоянии доказать свое происхождение от одного общего родоначальника, восходя от одного поколения к другому, а род заключает в себе и тех, кто в состоянии доказать только свое происхождение от одного общего предка, но не в состоянии в точности указать всех промежуточных членов рода и, стало быть, степени родства.

Это очень ясно выражается в римских именах, как например когда говорится: “Квинт, сын Квинта, внук Квинта и так далее Квинтиев”; здесь семейная связь сохраняется, пока каждый из восходящих членов семейства обозначается отдельно, а с той минуты, как она прерывается, ее дополняет род, т.е. происхождение от одного общего предка, оставившего всем своим потомкам в наследство название детей Квинта.

Список использованной литературы

Список использованной литературы 1.Всеобщая история государства и права. Под ред. К. Батыра, М.: Былина, 2000г. 2.Косарев А. И. Римское право. М.: Юрид. лит. 1986. 3.Новицкий И. Б. Римское право. М.: Ассоциация "Гуманитарное знание", 2004г. 4.Омельченко О. А. Основы римского права. М.: " Манускрипт", 2003г. 5.Римское частное право. Под ред. проф. И. Б. Новицкого и проф. И. С. Перетерского.

М.: Юристъ, 2005г.