Источники мусульманского права

Источники мусульманского права. Важнейшим источником шариата считается Коран - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, приписываемых пророку Муххамеду.

Исследователи находят в Коране положения, которые заимствованы из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев до исламской Аравии. Составления Корана растянулось на несколько десятилетий. Канонизирование его содержания и составления окончательной редакции произошло при халифе Омаре 644 - 656 гг Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет конкретное толкование, данные пророкам в связи с частными случаями. Но многое установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается.

Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была Сунна, состоящая из многочисленных рассказов о суждениях и поступках самого Муххамеда. Из сунны выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д. Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, которая рассматривалась как общее согласие мусульманской общины. Наряду с Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата. Иджма развивалась как в виде интерпретации текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Муххамедом.

Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев и муджтахидов. Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывались острые разногласия между разными направлениями, был кияс - решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу, правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права.

Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом, ряде моментов от теологического налета. Но в руках мусульманских судей кияс часто становился и орудием откровенного произвола. Наконец, производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов - фирманы.

В последующем в других мусульманских государствах с развитием законодательной деятельности в качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы - кануны. Фирманы и кануны также не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственных органов и регулирующих административно-правовые отношения государственной власти с населением. 1.4.2.