Нарушение авторских и смежных прав в области интеллектуальной собственности

Краснодарский юридический институт (Представительство в г. Армавире Краснодарского края) КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «Уголовное право» Тема: «Нарушение авторских и смежных прав в области интеллектуальной собственности» ПЛАН Введение. 1. Авторское право. 2. Способы незаконного использования объектов авторского права (аудио- видеопрограмм). 3. Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с нарушением права интеллектуальной собственности. 4. О крупном ущербе в уголовном праве применительно к ч.1. ст. 146 УК РФ. 5. Другие вопросы объективной стороны преступления. 6. Уголовно-правовая характеристика диспозиции ч.2 ст. 146 УК РФ. Заключение.

Введение История видеобизнеса в нашей стране сравнительно немолода. Время 70-х годов - эпохи нелегального и запрещенного кино на видеокассетах сменилось торжеством дикого пиратского рынка. С начала 80-х годов были заложены основы очередного специфического российского кризиса: «пиратское» видео медленно, но уверенно «убивало» кинопрокат.

Третий, современный этап (середина 90-х годов) ознаменован началом легального, лицензионного видео. Интересно, что инициатором перевода пиратского видео рынка на легальный, стали сами видеопираты. В настоящее время в нашей стране существует несколько десятков фирм и компаний, выпускающих только лицензионную видеопродукцию. Компания борьбы с видеопиратством под условным лозунгом «Видео – территория закона», начавшаяся после принятия Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 года, нанесла мощный удар по видеопиратству, вследствие чего с торговых точек исчезли 3-х часовые видеокассеты с двумя фильмами.

Однако отечественные видеопираты быстро научились подделывать обложки легальных видеокассет. Россия характеризуется высоким уровнем распространения кинопиратской продукции – порядка 70%, по сравнению со средним показателем 18% для большинства западных стран и 33% - стран Восточной Европы.

Пиратский видеобизнес в России приносит большие убытки киноиндустрии зарубежных стран, отечественному кинематографу, российским правообладателям. Правонарушения в сфере видеобизнеса часто носят организованный характер, совершая их «пираты» используют транснациональные связи, контрабандным путем ввозя «пиратские» копии фильмов в Россию. Как правило, следственные действия по ст. 146 УК РФ, связанные с фактами видеопиратства в большинстве случаев прекращаются на основании малой социальной значимости последних.

Поэтому по сотням и даже тысячам выявленных правонарушений выносятся лишь несколько обвинительных заключений. А приговоры видеопиратам выносятся, как правило, не связанные с наказанием в виде лишения свободы или с отсрочкой его применения. Так в ноябре 2001 года суд г. Армавира Краснодарского края обвинил одного видеопирата в нарушении авторских прав по ч.2 146 УК РФ и приговорил к двум годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора.

Расследование же преступлений, связанных с видеопиратством, сопряжено со значительными трудностями. Это связано прежде всего, с тем, что данный вид правонарушений сравнительно новый. У следователей нет не только навыков расследования этой категории дел, но даже и соответствующего умения правильной квалификации содеянного. Следующая трудность заключается в том, что российский видеобизнес имеет сложные разветвленные связи, сконцентрированные в столице. Поэтому, если несколько крупных акций против продавцов нелегальной видеопродукции, предпринятых в Москве правоохранительными органами в сотрудничестве фирмами-правообладателями, нанесли серьезный удар по «пиратам», то в провинции немногочисленные продавцы легального видео либо свертывают свою деятельность, либо переключаются на продажу пиратской продукции.

При расследовании таких преступлений следователи должны использовать помощь сотрудников эксперто-криминалистических подразделений. Других специалистов. Столичные же фирмы-правообладатели не имеют возможности в полном объеме обеспечить информацией и консультациями сотрудников правоохранительных органов по фактам видеопиратства.

Не зная соответствующей методики нельзя отличить контрафактную видеопродукцию по внешним признакам от подлинных видеокассет правообладателя. Предпринимателям, в сфере видеобизнеса кроме экономических законов – законов «рынка» необходимо знать основы права интеллектуальной собственности, хотя бы с тем, чтобы не стать жертвами мошенничества со стороны видеопиратов.

Адвокатам, осуществляющим защиту обвиняемых, потерпевших по делам о видеопиратстве также следует иметь представление об особенностях видеобизнеса в России и признаках квалификации подобных преступлений. Потребителям – любителям «важнейшего из искусств», стремящимся приобрести видеофильм с хорошим звуком, идеальной картинкой и приличным переводом, также необходимо уметь отличать лицензионное видео от «пиратской» подделки. Цель данной курсовой работы помочь понять особенности видеобизнеса и видеопиратства всем тем, кто обеспечивает охрану и защиту авторского права в данной сфере. 1. Авторское право Российский законодатель счел целесообразным включить норму, устанавливающую уголовную ответственность за нарушения авторских и смежных прав (ст. 146) в главу 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» УК РФ. Необходимо отметить, что отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, образующих авторское право, а также фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания, составляющих смежные права, регулирует специальный Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» 1993 г. (далее «Закон») Авторское право распространяется: 1) на произведения, обнародованные либо необнародованные, находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, независимо от гражданства авторов и их правопреемников; 2) на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами — гражданами Российской Федерации и их правопреемниками; 3) на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) — гражданами других государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации; 4) существующие в какой-либо объективной форме: - письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т. д.); - устной (публичное произнесение, публичное исполнение и т. д.); - звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т. д.); - изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино те¬ле видео- или фотокадр и т. д.); - объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, соору¬жение и т. д.); - в других формах.

Под охраной уголовного закона в сфере видеобизнеса находятся также следующие имущественные права автора (правообладателя): воспроизводить видеопрограммы, распространять экземпляры видео¬программ, публично демонстрировать фильмы в кинозалах и по ка¬бельному телевидению. 2. Способы незаконного использования объектов авторского права (аудио- видеопрограмм) В рассматриваемой нами сфере существует два наиболее распространенных способа незаконного использования объектов авторского права.

Первый - закупка заведомо контрафактной продукции у тиражи¬рующих фирм. Иногда «пираты-продавцы» выискивают своих клиентов у прилавков магазинов или на расположенных неподалеку остановках транспорта.

В других случаях предпринимателям предлагают готовые контрафактные кассеты на их же торговых точках.

Часто сам «пират» их туда и поставляет.

Иногда студии, тиражирующие «пиратскую» продук¬цию, дают объявления в местных газетах.

Так, в октябре 1999 г. в г. Владивостоке правоохранительными органами была пресечена дея¬тельность такого «подпольного» цеха, руководители которого несколько лет открыто через местные СМИ предлагали свои «пиратские» услуги.

Второй способ — изготовление контрафактных видеокассет. Это связано с дополнительными расходами по приобретению1: а) видеомагнитофонов; б) «пиратских» обложек на видеокассеты (то есть, необходим канал их поставок); в) специального упаковочного материала (термоусадочный целлофан), а также приспособлений для «закатки» видеокассет (может быть использован и простой утюг!); г) «балок» - чистых видеокассет различного метража; д) оригиналов видеопрограмм (мастер - кассеты) для их последующего тиражирования.

Кроме того «бизнесмену» придется искать помещение для тиражирования (используется собственная квартира или квартира родственников) и нанимать рабочих (часто их роль выполняют родственники предпринимателя). 3. Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с нарушением права интеллектуальной собственности В силу ст. 48 «Закона», за нарушение авторских и смежных прав наступает гражданская, административная и уголовная ответственность.

Последний вид ответственности вытекает из диспозиции ст. 146 УК РФ: «Незаконное использование объ¬ектов авторского права и смежных прав, а равно присвое¬ние авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб ». Поскольку каждый состав преступления представляет со¬бой четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона, то и данное исследование уголовно-правовой характеристики диспозиции ст. 146 УК РФ будет осуществляться согласно этой классификации преступлений, установившейся в отечественной уголовно-правовой доктри¬не. Объект преступления — авторские и смежные права.

Напомним, что к объектам авторских прав относят произве¬дения науки, литературы и искусства. К произведениям искус¬ства относят и видеофильмы, созданные творческим трудом автора (авторов) и (или) соавторов, с участием исполнителей (артистов). В понятие «автор» входят и другие термины, упоминаемые в «Законе»: «составитель», «переводчик», «режис¬сер-постановщик», «художник-постановщик» , причем авто¬ром по законодательству России может быть только физиче¬ское, но не юридическое лицо. Разграничение авторских и смежных прав дается и ст. 1 «Закона». «Смежные права» — фонограммы (аудиокассеты и ком¬пакт-диски), исполнения, постановки, передачи эфирного или кабельного вещания (ст. I «Закона»). Мы отметим два обстоятельства разграничения «автор¬ских» и «смежных» прав. Первое.

Субъектом авторских прав является только физи¬ческое лицо, именуемое словом «автор». Второе.

Субъектом смежных прав может быть физическое и юридическое лицо. Однако для категории «смежных прав» не используется слово «автор». Субъектами смежных прав признаются: исполнители, производители фонограмм, органи¬зации эфирного или кабельного вещания. Несмотря на указанные различия «авторских» и «смеж¬ных» прав гражданско-правовом смысле, ст. 146 УК РФ в одинаковой степени защищает права авторов (авторское пра¬во) и права субъектов смежных прав (смежные права). Имен¬но поэтому ст. 146 УК РФ и имеет название «Нарушение ав¬торских и смежных прав». Объективная сторона преступления, предусмотренная ч. 1 ст. 146 УК РФ, включает и себя: а) незаконное использование объектов авторских и смеж¬ных прав; б) присвоение авторства; но в том случае, если: в) противоправное деяние причинило крупный ущерб.

Как усматривается из диспозиции ч. 1 ст. 146 УК РФ, зако¬нодатель дает лишь «общий перечень» способов преступных посягательств на авторские (смежные) права, уходя при этом от детального либо исчерпывающего перечисления таких спо¬собов.

Это объясняется тем, что в тексте закона, конечно, не¬возможно перечислить все те действия, которые могут так или иначе привести к преступному нарушению авторских и смеж¬ных прав. Оценку «незаконного использования объектов ав¬торских (смежных) прав», «присвоение авторства», а также факт причинения «крупного ущерба» — производит дознава¬тель и (или) следователь, а затем и суд. В силу ст. 73 УПК РФ, следствие (дозна¬ние) обязано доказать, помимо события преступления, ви¬новности обвиняемого и мотивов совершенного им преступ¬ления, также и другие обстоятельства, влияющие на степень и характер его ответственности, включая и обстоятельства, ха¬рактеризующие его личность, в том числе характер и размер ущерба, причиненного преступлением.

Кроме того, органы дознания и следствия обязаны выявить причины и условия, способствовавшие преступлению.

Уяснение всех указанных выше об¬стоятельств входит в уголовно-правовую характеристику дан¬ного преступного деяния. Кроме того, дознаватель, следова¬тель и прокурор, осуществляющий надзор за следствием (дознанием), должны учитывать специфику ч. 1 ст. 146 УК РФ: знание четырех элементов состава преступления и, в осо¬бенности, его объекта и объективной стороны. Это играет предопределяющую роль в расследовании данного вида пре¬ступления.

Рассмотрим первый признак объективной стороны: «неза¬конное использование объектов авторских и смежных прав». Под незаконным использованием объектов авторского, права понимается их использование без согласия автора: опубликование, воспроизведение и распространение произве¬дения; «переработка», внесение каких- либо изменений в само произведение, в его название или обозначение имени автора; снабжение произведения иллюстрациями, предисловиями, послесловиями или пояснениями; использование произведения автора другими лицами, включая перевод на другой язык; принудительное соавторство.

Это также и незаконное распро¬странение чужого произведения, как-то: реализация, публич¬ное исполнение, представление, причем вопреки воле автора. Применительно к видеокассетам, авторство, то есть право авторов на имя, в некотором смысле этого слова, как правило, не нарушается, ибо сами авторы, включая и исполнителей ро¬лей в видеофильмах, режиссеров-постановщиков и др. (ви¬деоконцерты, видеоклипы и т.д.), получили свое авторское вознаграждение по соответствующему авторскому договору, передав на определенное время свои исключительные ав¬торские права видеокомпаниям, а последние передают права на распространение своим полномочным представителям, на¬пример, таким, как: ТОО «Дрим», ЗАО «ВЕСТ-ВИДЕО», ЗАО «ВЕСТ», ЗАО «Премьер-Фильм», ООО «Премьер-Видео-Фильм» и многим другим.

Указанные общества либо организации (предприятия), охватываемые единым понятием «юри¬дические лица» именуются правообладателями.

Однако авторские права (права авторов видеофильмов, видеоклипов т.д.) все-таки могут нарушаться и при указанных выше обстоятельствах, исходя только из условий текста ав¬торского договора. Так, например, согласно авторскому дого¬вору, автор (авторы) передал исключительные права на изго¬товление и тиражирование видеопроизведений на условиях получения авторского вознаграждения за каждый единичный случай выпуска такой видеокассеты в свет. В этом случае как раз автор и будет недополучать вознаграждение за выпуск в свет каждого произведения.

Ущерб при этом наносится, естественно, и правообладателю. В данном конкретном случае, с учетом специфики созда¬ния видеопроизведений, под незаконным использованием объ¬ектов авторского права понимается незаконное использова¬ние физическим лицом, в т.ч. даже под эгидой любого юридического лица, права на изготовление, тиражирование и распространение той или иной записи на видеокассете, как видеопродукции, принадлежащей конкретному правооблада¬телю. Тиражирование указанной видеопродукции или ее сбыт, а равно то и другое действие одновременно без соответствую¬щей лицензии либо без особой доверенности правообладателя означает нарушение авторских прав. Сказанное подпадает под прямое понятие «нарушитель авторских и смежных прав», из¬ложенное в п. 2 ст. 48 «Закона». Так, физическое или юриди¬ческое лицо, которое не выполняет требований Закона «Об авторских и смежных правах», является нарушителем ав¬торских и смежных прав. Итак, лицо, изготавливающее (выпускающее, тиражирую¬щее) и (или) распространяющее видеопродукцию путем «перезаписи» (копирование с подлинника в копию) без разрешения автора либо правообладателя, выпускает «контра¬фактную продукцию». «Закон» (ст. 48, и. 4 ст. 49, ст. 50) не раскрывает понятия «контрафактная продукция», а лишь ука¬зывает, что контрафактными являются экземпляры произве¬дения и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав (п. 3 ст. 48 «Закона»). Под незаконным «воспроизведением» либо «изготовлени¬ем» понимается изготовление с помощью имеющейся записи «контрафактных» повторов этой записи, т.е. экземпляров (ко¬пий) записи на материальных носителях.

Слово «контрафактная», «контрафактный» (contrefacon — фр.) означает нарушение прав интеллектуальной собственно¬сти, и в правоприменительной практике России употребляется, как «нарушающий авторские или смежные права». В последнее время под термином «контрафактный» подразуме¬вают «пиратский», как производное от английского неологиз¬ма «piracu» — также нарушение прав интеллектуальной собственности.

В то же время следует иметь в виду, что «Закон» употреб¬ляет слово «контрафактный» лишь по отношению к экземпля¬рам произведений (и т.ч. видеокассетам) и фонограмм (аудио¬кассетам и компакт-дискам, в т.ч. и грампластинкам), а также к экземплярам видеозаписей исполнений и телевизионных пе¬редач.

Следовательно, понятие «контрафактности» в «Законе» находит несколько суженное применение2 . И последнее о «контрафактности» произведений и фоно¬грамм.

Контрафактная продукция произведений (фонограмм) может быть не обязательно изготовлена в России.

Так, со¬гласно п. 4 ст. 48 «Закона» контрафактными экземплярами произведений и фонограмм признаются: * импортируемые и Россию без согласия обладателей ав¬торских и смежных прав из другого государства, но в том случае, если; * они в соответствующей зарубежной стране «никогда не охранялись или перестали охраняться». Последнее вы¬ражение следует понимать так, что произведения (фоно¬граммы) являются общественным достоянием, а их импорт в Россию осуществлен без согласия правообла¬дателя.

Указанный контрафактный товар, как правило, ввозится контрабандным путем. Поэтому квалифицировать такие преступные действия необходимо не только по ст. 146 УК РФ (ч. 1 или ч. 2), но и по ст. 188 УК РФ «Контрабанда». Вернемся вновь к дальнейшему анализу объективной сто¬роны диспозиции ч. 1 ст. 146 УК РФ. Рассмотрим незаконное использование объектов смеж¬ных прав применительно к аудиокассетам и компакт-дискам.

Как мы отметили выше, понятие «контрафактность» относится и к фонограммам, коими, разумеется, и являются указанные объекты: аудиокассеты и компакт-диски. Напом¬ним, что «Закон» подразделяет сферу действия смежных прав за «исполнителем» и «производителем» фонограммы. Испол¬нитель — всегда физическое лицо, тогда как производителем может быть как физическое, так и юридическое лицо. Однако у исполнителей отсутствует право на распространение воспроизведенной записи.

Под незаконным использованием объектов смежных прав в использовании фонограмм следует понимать нарушение ис¬ключительных прав исполнителей (п. 2 ст. 37 «Закона»): за¬пись ранее не записанного исполнения или постановки; вос¬произведение записи исполнения (постановки) без согласия исполнителя (за исключением п. 3 ст. 37 «Закона). Под незаконным использованием объектов исключитель¬ных прав производителей фонограмм понимается использо¬вание следующих действий без разрешения производителя фонограмм: * воспроизведение фонограммы; * переделывание или переработка иным другим способом фонограммы; * распространение экземпляров фонограммы: продажа, сдача и прокат и т. д.; * импортирование экземпляров фонограмм в целях рас¬пространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы.

Последнее исключительное право производителя фоно¬грамм об импорте экземпляров фонограмм включает в себя два узловых момента.

Первый момент. Если экземпляры фонограмм ввезены на территорию России и здесь распространяются, то их распро¬странение подпадает под право на распространение. Второй момент. Однако же, если экземпляры фонограммы лишь ввезены на территорию России для последующего рас¬пространения, но еще не распространяются, то эти действия должны производиться с разрешения производителя фоно¬граммы. Вторым признаком объективной стороны может быть присвоение авторства.

Под ним имеется в виду выпуск в полном объеме или част чужого произведения под своим именем (плагиат); издание под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами без указания их фамилий, использование в своих трудах произведений других авторов без ссылки на них и т.п. Относительно такого объекта авторских прав, как создание видеопроизведений в форме видеокассет, присвоения автор¬ства, в прямом смысле этого слова, почти не бывает. Лицо, производящее контрафактную видеокассету, всегда перепи¬сывает (тиражирует) видеопроизведение, права на которое принадлежат определенному лицу (правообладателю). Поэто¬му видеопират, в буквальном значении этого слова, не при¬сваивает себе авторство Лицо, тиражирующее контрафактную видеопродукцию, не присваивает себе авторство, а, напротив, осуществляет под¬делку видеокассеты, упаковки, товарного знака фирмы и даже голограммы с целью скрыть свое подлинное имя, свои пре¬ступные намерения, дабы замаскировать контрафактный то¬вар под лицензионное произведение определенного правооб¬ладателя, как правило, видеокампании.

Присвоение авторства при создании видеопроизведений теоретически может быть только в одном случае. Например, видеокампания создала видеофильм, скажем в 10-и экземплярах, но по каким-то причинам не распространила его в дальнейшем.

Какой-то видеопират украл один экземпляр этого фильма либо переписал его и в дальнейшем оттиражировал, «вмонтировав» в такой фильм (в титрах) свое имя. В этом случае, конечно, будет иметь место присвоение авторства (плагиат), но практика пока таких случаев не знает.

При выявлении контрафактных видеопроизведений в том случае, если действия нарушителей авторских прав подпадают под признаки ст. 146 УК РФ, квалифицирующим признаком объ¬ективной стороны будет являться не присвоение авторства, а незаконное использование объектов авторского права в виде тиражирования и (или) дальнейшего распространения (продажи) контрафактных экземпляров видеопроизведений.

Очень важно знать, что передача авторских прав производится почти всегда по авторскому договору, заключаемому в письменной форме (п. 1 ст. 32 «Закона»). Поэтому дознание (следствие) должно во всех случаях приобщать к уголовному делу авторский договор. Из авторского договора должны усатриваться следующие обстоятельства: а) передал ли автор правообладателю исключительные авторские права; б) либо автор только передал неисключительные права. При этом следуем иметь, в ввиду, что исключительное ав¬торские право дает возможность защищать это право против любых третьих лиц, а неисключительное авторское право дает возможность предъявления претензий только к договорному партнеру.

Таким образом, исключительное пра¬во — абсолютное право, а неисключительное — относительное (обязательственное) право. Путем сопоставления условий авторского договора с фактическими обстоятельствами уголовного дела (способы ис¬пользования произведения, объем передачи авторских прав, включая срок и территорию их использования и т.д.) следст¬вие (дознание) должно определить факт незаконного использования исключительных объектов авторского права.

В этой связи крайне важны следующие пять обстоятельств: 1. При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Российской Федерации. 2. При отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут по истечении пяти лет с даты ею заключения, если пользова¬тель будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора. 3. Все права на использование произведения, прямо не пе¬реданные по авторскому договору, считаются не переданны¬ми. 4. Права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором. 5. Сторона, не исполнившая пли ненадлежащим образом исполнившая обязательства но авторскому договору, обязана возместить убытки, причиненные другой стороне, включая упущенную выгоду (п. 1 ст. 34 «Закона»). Теоретически, реже практически, права авторов, а юриди¬чески «режиссеров-постановщиков», могут нарушать и сами правообладатели.

Например, режиссер-постановщик, почти всегда являющийся одновременно и автором видеопроизведе¬ния либо соавтором (экранизация произведения но книге, в том числе и в соавторстве с автором (соавторами) книги), пе¬редал исключительные авторские права видеокампании сро¬ком на 3 года на условиях распространения видеофильма, скажем, только на территории России.

Через пять лет авторы и соавторы узнают, что созданный ими видеофильм демонст¬рируют в Болгарии и Польше, к тому же видеофильм переве¬ден (дублирован). Поскольку авторы своего согласия на вос¬произведение видеофильма за рубежом не давали, то остается выяснить только один вопрос: давала ли российская видео¬кампания официальное право зарубежной фирме на воспроиз¬ведение тиражирование видеофильма или нет? Если видеокампания России все-таки давала официальное разре¬шение на дальнейшее воспроизведение такого видеофильма, то она — нарушитель авторских прав. Если такого письмен¬ного разрешения не давалось, то нарушитель авторских прав — соответствующая зарубежная фирма.

Вернемся к вопросу о присвоении авторства применитель¬но к смежным правам.

Подчеркнем, что «присвоения авторства» в прямом смысле этого слова в области смежных прав не бывает. Рассмотрим третий признак объективной стороны — причинение крупного ущерба.

На наш взгляд, этот вопрос является камнем преткновения. И вот почему. Законодатель относительно ст. 146 УК РФ не обозначает понятие «крупный ущерб», в т.ч. и не дает какого-либо отправного критерия, а точнее суммы крупного ущер¬ба. Существующая на сегодняшний день судебная либо даже судебно-арбитражная практика также не дает никакого опре¬деленного судебного прецедента на этот счет. Нет единого мнения по вопросу крупного ущерба и в юридической литера¬туре. Так, авторы постатейного комментария к Уголовному ко¬дексу РФ указывают: «Критерии крупного ущерба: степень нарушения конституционных прав гражданина, характер и размер понесенного им материального ущерба, число потер¬певших граждан, тяжесть причиненного им морального вреда.

В последние годы судебная практика признает под крупным ущербом ущерб, который превышает десятикратный минимальный размер оплаты труда, установленный законодатель¬ством РФ»3. Все существующие комментарии к УК РФ также указывают, что крупный ущерб в УК РФ применительно к рассматри¬ваемому составу преступления (ст. 146 УК РФ) не определен.

Поэтому данный признак является оценочным На наш взгляд, при определении крупного имущественного ущерба применительно к нарушению авторских и смежных прав не¬обходимо, исходя из юридической природы и специфики дан¬ного деяния, руководствоваться объективным и субъективным критериями Объективным критерием может служить размер гонорара за произведение, а субъективным — оценка ущерба (имущественного или морального) как крупного самим автором»4 . Примерно такой же позиции придерживается и учебно-правовая литература: «Ущерб оценивается как круп¬ный, исходя из размера материального вреда, с учетом мате¬риального положения потерпевшего, возможности воспро¬изводства оригинала и других обстоятельств дела в их совокупности»5. Таким образом, научная и учебно-правовая литература России, при анализе диспозиции ст. 146 УК РСФСР по вопро¬су причинения крупного ущерба, не дает правоприменителю подтверждения конкретной суммы этого крупного ущерба, а считает его оценочным понятием. Кроме того, мы бы хотели заострить внимание и на следующем обстоятельстве, очень важном при квалифика¬ции «ущерба» вообще и «крупного» ущерба в частности.

Так, все действующие кодексы России (ГК РФ и УК РФ, ГПК РФ и УПК РФ) не дают пока еще единого и легального понятия ущерба.

Помимо всего, в различных кодексах Российской Федерации содержится разный подход законодателя к упот¬реблению термина «ущерб», как такового.

Например, в УПК РФ в ст. 42 при признании лица потерпевшим речь идет не о причинении «ущерба», а «вреда». В ст. 42 УПК РФ дословно сказано, что «потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный моральный вред». В то же время в ст. 73 УПК РФ, к обстоятельствам, подлежащим доказыванию по уголовному делу, законодатель относит: «характер и размер вреда, при¬чиненного преступлением» (п. 4 ст. 73 УПК РФ). Подчеркнем, определяющая роль принадлежит доказыванию именно «вреда», а не «ущерба». В Уголовный же кодекс РФ в ст. 146, напро¬тив, оперирует понятием «ущерб», что характерно и для пре¬ступлений в сфере экономической деятельности, а точнее «крупный ущерб» (гл.22 УК РФ). 5.

О крупном ущербе в уголовном праве применительно к ч

1, ст. 158 УК РФ «Кража», в 500 МРОТ аналогично использовать примени¬тельно к... Другие суды также считают, что с учетом товарооборота видеокомпании «X... 146 УК РФ должна быть признана сумма, эквивалентная 50 МРОТ, ибо сумма... Он заключается в исчислении суммы убытков по принципу «один к одному»,...

Другие вопросы объективной стороны преступления

146 УК РФ, опять-таки при условии причинения авто¬ру либо правообладат... 1 ст. 146 УК, следователь (дознаватель) столкнется с массой трудностей, опре... Они развозят контра¬фактные кассеты по торговым точкам, собирают де¬не... Мотив и цель не являются обязательными признаками субъективной стороны.

|сходным мотивам с прямым умыслом из корыстных побуждений.

Например, кража, грабеж, разбой, мошенничество, на¬правленные на завладение чужим имуществом9. Преступление не признается неоднократным: * если за ранее совершенное преступление лицо было ос¬вобождено от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 75), примирением с потерпев¬шим (ст. 76), изменением обстановки (ст. 77); * если судимость за ранее совершенное лицом преступле¬ние была погашена или снята. без предварительного сговора является наиме¬нее опасной и малораспространенной формой соучастия.

При совершении преступления в форме соучастия без предварительного сговора и качестве группового следует при¬знать только преступление, совершенное соисполнителями (простое соучастие), хотя между ними и может быть разделе¬ние ролей (п. 1 ст. 35 УК РФ). Для данной формы соучастия свойственна минимальная степень согласованности, что обусловлено невозможностью сговора до начала преступления.

Эта форма соучастия пред¬полагает возможность сговора между участниками лишь во время совершения преступления, после начала выполнения объективной стороны преступления. Самой (место, где изготавливается, складируется, учитыва¬ется контрафактная продукция и откуда отправляется в торговые точки); гр-н Б. предоставляет указанную «базу», всю аудиозаписывающую аппаратуру подыскивает «лже-операторов». Гр-н В в свою очередь, берет на себя функцию реализации контрафактной продукции на торговых рынках, отслеживает выручку и доставляет ее сообщникам.

Налицо — заранее спланированный сговор, как форма соучастия в преступлении и как квалифицирующий признак диспозиции ч. 2 ст. 146 УК РФ, являющийся одновременно и отягчающим обстоятельством. Сговор может быть словесный, письменный и в форме молчаливого согласия (конклюдентные действия), что на практике бывает очень редко.

Для ч. 2 ст. 146 УК РФ характерным обстоятельством яв¬ляется следующий факт. Так, в диспозиции ч. 2 ст. 146 УК РФ речь идет не о любом соучастии по предварительному сгово¬ру, а о совершении преступления по предварительному сгово¬ру группой лиц, что «обязывает установить соисполнительство, т.е. непосредственное участие всех в выполнении объективной стороны преступления». 10 Последний квалифицирующий признак объективной сто¬роны ч. 2 ст. 146 УК РФ — совершение преступного деяния орга¬низованной группой.

Тут важно знать следующее. Хотя для вменения обвиняе¬мым ч. 2 ст. 146 УК РФ достаточно будет доказать только один квалифицирующий признак данной уголовно-правовой нормы: * неоднократность; * либо факт совершения преступления только группой лиц по предварительному сговору. Совершение преступления организованной группой явля¬ется более опасной разновидностью соучастия, нежели анало¬гичное преступление, совершенное неоднократно и (или) по предварительному сговору группой лиц. Исходя из указанного умозаключения, мы считаем необхо¬димым показать различие между понятиями: совершение преступления группой лиц по предварительному сговору и орга¬низованной группой. «Организованная группа» и «группа лиц», совершающая преступления но предварительному сговору, сходны, пожа¬луй, в одном: преступление совершают два и большее число лиц, которые предварительно сговорились для совершения одного или нескольких преступлений.

Следовательно, общий признак для указанных видов соучастия — предварительный сговор.

Организованная же группа имеет свои специфические, от¬личительные признаки. 1. Устойчивость. Это — наличие постоянных связей между членами организованной группы и специфических мето¬дов деятельности по подготовке и (или) совершению одного или нескольких преступлений. Устойчивость во всех случаях предполагает также предварительный сговор между членами организованной группы.

Устойчивость организованной груп¬пы характеризуется также п наличием отлаженной схемы согласованности действий между ее участниками. Вторым квалификационным признаком ч. 2 ст. 146 УК РФ может быть совершение преступления группой лиц по предва¬рительному сговору или организованной группой. В ныне действующем УК РФ законодатель в отдельной (ст. 35 УК) сформулировал совершение преступления: а) группой лиц без предварительного сговора; б) группой лиц по предварительному сговору, если оно со¬вершено преступным сообществом (преступной организацией); в) организованной (устойчивой) группой лиц. Соучастие без предварительного сговора Преступление признается совершенным группой лиц, если в нем участвовали два или более исполнителя без предвари¬тельного сговора (п. 1 ст. 35 УК РФ). 2. Соучастие Профессионализм.

Он предполагает знание механизма совершаемого противоправного деяния, куда входит и тща¬тельная подготовка «кадров» для совершения преступления.

Профессионализм предполагает также включение в состав ор¬ганизованной группы достаточно большого количества лю¬дей, работающих в органах государственной власти и госу¬дарственного управления, руководителей различных предприятий, работников банков, торговли и т.п. По одному из уголовных дел видео аудиопираты, безус¬ловно, работая профессионально, сумели получить государст¬венный кредит в сумме 1,5 млрд. рублей (1997 г.) на одну из своих подставных фирм, что позволило им длительное время извлекать большие доходы от тиражирования и продажи кон¬трафактной продукции.

Таким образом, устойчивость и профессионализм — ос¬новные, но не исчерпывающие признаки организованной пре¬ступной группы. Заключение Наиболее существенными факторами для характеристики преступного нарушения авторских и смежных прав является общественная опасность этого вида противоправного деяния, характеризующаяся следующими обстоятельствами. Первое. Нарушаются, в первую очередь, конституционные авторские и смежные права самих создателей продуктов интеллектуальной собственности: авторов музыкальных и кинематографических произведений, программ для ЭВМ и т.п. Второе.

Грубо нарушаются права правообладателей, которые уплатили соответствующее вознаграждение (как правило гонорар) авторам за право воспроизведения (тиражирования) и распространения того или иного объекта интеллектуальной собственности. Третье. Нарушаются права государства, недополучающего огромное количество налоговых поступлений в бюджет.

Четвертое обстоятельство, которое можно поставить в разряд первых. Это – «сращивание пиратов» с преступными группировками, «отмывающими» деньги и использующими их не только для незаконного оборота, но в целях коррупции. Со всей очевидностью ясно, что нарушение авторских и смежных прав – крайне негативное социальное явление, наносящее ощутимый, а зачастую и огромный ущерб не только авторам и законным правообладателям, но и государству. Анализ изучения гражданских и уголовных дел данной категории позволил выявить следующие обстоятельства.

Органы предварительного следствия, как впрочем и органы дознания, не исключая некоторых прокуроров, осуществляющих надзор за расследованием преступлений, связанных с нарушением авторских и смежных прав, на первоначальном этапе оказались не готовы к их расследованию и надзору за ними (ст. 146 УК РФ) как в психологическом, так и в методическом плане. Причем, в психологическом отношении доминируют три момента.

Первый. Санкция ч. 1 ст. 146 УК РФЮ, как известно, предусматривает максимальное наказание до 2-х лет лишения свободы. Поэтому, в силу п. 2 ст. 15 УК РФ «Категории преступлений» часть 1 статьи 146 УК РФ признается преступлением небольшой тяжести, а часть 2 статьи 146 УК РФ – преступлением средней тяжести (п.3 ст. 15 УК РФ). Таким образом, учитывается только сам факт законодательного закрепления степени общественной опасности данного деяния («небольшой» и «средней» тяжести), но не возможный характер повышенной степени общественной опасности указанного преступления, заключающийся в «сращивании» его с другими тяжкими и особо тяжкими преступлениями.

Второй момент. В чисто психологическом аспекте состав ч. 1 и ч. 2 ст. 146 УК РФ сильно отличается от дел традиционно прокурорской подследственности (убийства, изнасилования, похищения и т.д.). Поэтому следователи не восприняли введенную норму, как равноправный состав подследственности органов прокуратуры. Данное нарушение также не воспринимается, как серьезное преступление.

Обстоятельства рассматриваются таким образом, что какой-то безработный или студент подрабатывают торговлей контрафактными видео аудиокассетами или компакт-дисками, нарушая при этом, как правило, интересы какой-то далекой заграничной корпорации, владелец которой к тому же самый богатый человек в мире. Результатом этого зачастую и является поверхностное отношение как к расследованию, так и предъявлению исков в интересах авторов в порядке гражданского судопроизводства. И третий момент.

Психологически работники следствия до конца не осознали, что незаконное использование объектов авторских и смежных прав в сфере видео аудионосителей, программ для ЭВМ, книг с неизбежностью ведет также к падению международного авторитета страны, потенциальной потере зарубежного репертуара распространенной, а поэтому наиболее опасной формой соучастия в преступлении, является соучастие по предварительному сговору. Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, за¬ранее договорившиеся о совместном совершении преступле¬ния (п. 2 ст. 35 УК РФ). В объективную сторону ч. 2 ст. 146 УК РФ включено поня¬тие «предварительный сговор», означающий соглашение со¬участников о выполнении действий до начала выполнения деяния.

Например, г-не А Б. и В. до начала совершения пи¬ратских действий договорились о «распределении» роли каж¬дого в преступном деянии. Так, А. закупает чистые (не запи¬санные) видео аудиокассеты и компакт-диски, доставляет их на «базу». Список использованной литературы 1. Трунцевский Ю.В. Видеопиратство: уголовная ответственность, раскрытие и расследование преступлений.

Пособие – М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 2000. – 256 с.; 2. Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону РФ «Об авторских и смежных правах» М.: Изд-во «Спарк», «Фонд правовая культура». – 1996. – С. 192; 3. Комментарий к УК РФ (Под общей ред. Скуратова Ю.И. и Лебедева В.М.). М. — ИНФРА-М-НОРМА. — 1996. — С. 317.; 4.Уголовное право.

Российское Особенная часть. Учебник, М. —1997. —С. 11З.; 5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. – М.: Юрайт-М, 2002. – 246 с.