Драматический треугольник

Анализ игр можно провести, используя драматический треугольник, созданный Карпманом, который изучал, за счет чего создается напряженность в театральных драмах. При этом он установил, что классическими ролями являются роли жертвы, преследователя и спасителя. Смена ролей, например жертвы на преследователя, и вызывает напряженность или создает драматизм.

Положив в основу это наблюдение, Карпман разработал драматический треугольник для анализа психологических игр. Здесь анализируются отдельные роли, которые берутся исполнить игроки.

Драматический треугольник может создать поначалу впечатление, что в игре должны участвовать три человека. Но это не так. В большей степени в этом треугольнике изучаются игровые роли одного и того же человека, который может исполнять роль спасителя, преследователя или переходить от одной роли к другой.

Важным элементом человеческого общежития является то, что люди помогаютдруг другу, поддерживают. Обычно налицо соглашение - один человек недвусмысленнопроситему помочь, а другой готовоказать эту помощь. Таким образом, осуществляется открытая, прямая коммуникация, которая не завершается неприятными чувствами.

Но бывает и так, что вы что-то делаете для человека, который сам в состоянии это сделать, но использует вас через игру, рассчитывая на вашу поддержку. Одна часть вашего существа понимает, что он сам вполне может выполнить эту работу, а другая говорит, что вы должны ему помочь. Так образуется внутренний раскол и возникает нехорошее чувство.
Важным дополнительным моментом является то, что человек, нуждающийся в помощи, не просит об этом прямо. Это чувствуется только на скрытом уровне. В этом проявляется манипулятивный характер психологической игры.

Разобравшись в общих закономерностях пси-игры, мы должны рассмотреть способы взаимной обращенности людей.