Государство Гражданское общество Правовое государство

3.2. Типология обществ

Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существо­вавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Характер типологии зависит от критерия, или основного признака, положенного в основу.

Если в качестве главного признака выбирается пись­менность, то все общества делятся на дописьменные, т.е. умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, вла-

 

деющие алфавитом и фиксирующие устную речь на материал!,, ных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах. Хотя письменность возникла около 10 тыс. лет назад, до сих пор некоторые племена, зате­рянные в джунглях Амазонки или в Аравийской пустыне, незна­комы с ней. Не знающие письменности народы называют доци-вилизо ванными.

По числу уровней управления и степе­ни социального расслоения общества также де­лятся на два класса — простые и сложные. В простых общест­вах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах имеется несколь­ко уровней управления, несколько социальных слоев населе­ния, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов Здесь не просто появляются руководители и подчиненные, они составляют противоположные страты — господствующую и| негосподствующую. Возникшее некогда стихийно социальное неравенство теперь закрепляется юридически, экономически, религиозно и политически. Толчок к появлению сложных об­ществ дало зарождение самого мощного социального инсти­тута — государства. А произошло это примерно 6 тыс. лет назад Простые общества возникли 40 тыс. лет назад, они относятся к догосударственным образованиям. Таким образом, историче­ский возраст простых обществ в 4—5 раз превышает возраст сложных.

Итак, простые общества совпадают с дописьменными. У них нет письменности, сложного управления и социального рас-слоения.Сложные общества совпадают с письменными. Здесь появляются письменность, разветвленное управление и соци­альное неравенство.

В основании третьей классификации лежит способ добывания средств существования. Самый древний — охота и собирательство. Первобытное общество со­стояло из локальных родственных групп (триб). По времени оно было самым продолжительным — существовало десятки тысяч лет. Ранний период называют протообществом, или периодом I человеческого стада. На смену охоте и собирательству пришли I скотоводство и огородничество. Когда люди научились одомаш­нивать диких животных, они убедились, что приручать живот­ных экономичнее, чем убивать. Из собирательства выросло ого­родничество, а из него — земледелие. Огородничество — пере­ходная форма от добывания готовых продуктов (диких растений)

к систематическому и интенсивному взращиванию окультурен­ных злаков.

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности — необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого к осед­лому образу жизни, от скотоводства к земледелию. Земледельче­скую, или аграрную, цивилизацию 200 лет назад сменила ма­шинная индустрия (промышленность). Наступила эра индустри­ального общества.

В середине XIX в. К. Маркс предложил свою типологию об­ществ. Основанием ее служат два критерия: способ про­изводства и форма собственности. Общества, различающиеся языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенные двумя ведущими признаками, составляют одну общественно-экономическую формацию. Передовая Америка и отсталый Банг­ладеш — соседи по формациям, если базируются на капитали­стическом типе производства. Согласно К. Марксу, человече­ство последовательно прошло четыре формации — первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятой объявлена коммунистическая, которая должна была наступить в

будущем.

Современная социология использует все типологии. Можно еще упомянуть синтетическую модель американского социолога Д. Белла. Он подразделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются тех­нология, способ производства, форма собственности, социаль­ные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, вся социальная структура общества.

В доиндустриальном обществе, которое еще называют тра­диционным, определяющим фактором развития выступало сель­ское хозяйство, а главными институтами — церковь и армия. В индустриальном обществе — промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном — теоретическое зна­ние, с университетом как местом его производства и сосредо­точения.

Переход от индустриального к постиндустриальному обще­ству сопровождается превращением экономики из товаропро­изводящей в обслуживающую, что означает превалирование сферы услуг над сферой производства. Изменяется социальная структура: классовое деление уступает место профессионально-

му. Собственность как критерий социального неравенства те­ряет свое значение, решающим становится уровень образования и знания.

По мнению многих западных социологов, в 70-е годы XX в. на смену индустриальному приходит постиндустриальное обще­ство. Правда, не везде, а лишь в самых развитых странах — в США, Японии. В постиндустриальном обществе преобладают не промышленность, а информатика и сфера обслуживания. Без­людные заводские цеха, роботизированные производства, ги­гантские супермаркеты, космические станции — признаки по­стиндустриального общества.

Итак, развитие человеческого общества последовательно проходит три стадии, соответствующие трем главным типам общества: доиндустриальную, индустриальную, постиндустри­альную. Переход от первобытной фазы к доиндустриальному, или традиционному, обществу называется неолитической революци­ей,а от него к индустриальному промышленной революцией,

Ключевые слова: