Промышленная революция

Контрольные вопросы:

1.Каково соотношение понятий «страна», «государство», «обще­ство»?

2. Что такое суверенитет?

З.Каково соотношение государства и гражданского общества?

4.В чем различие социологического и идеологического значений понятия «гражданское общество»?

5.Каковы основные социологические типологии обществ и их кри­терии?

б.Каковы, по К. Марксу, основные принципы общественно-эконо­мической формации?

7. В чем состоят содержание неолитической революции и ее послед­ствия?

8.В чем состоит содержание промышленной революции?

9.В чем выражается социальный прогресс? 10.В чем различие между такими видами социальных изменений, как реформа и революция?

Человек есть коллективное существо. Но коллективное и высо­коорганизованное поведение свойственно не только человеку, но и высшим животным (стадо, стая) и даже насекомым (пчелы, мура­вьи). Животное не выделяет себя из природы. Человек же выде­лился из природы, создав искусственную среду, вне которой он не может существовать — культуру. Культура — совокупный результат деятельности людей. Можно сказать, что первобытное стадо пре­вратилось в человеческое общество тогда, когда оно создало куль­туру. Нет общества, группы или отдельного человека, не имеющих культуры. Для социологии понятие культуры является столь же фундаментальным, как понятие числа для математики или понятие силы для механики.

4.1. Понятие культуры

Слово «культура» (cultura) пришло из Древнего Рима, где оно означало возделывание земли. Окультуривание земли, сельско­хозяйственные культуры — все это связано с трудом земледель­ца. Постепенно понятие культуры приобрело более широкое значение.

По содержанию понятие культура всеобъемлюще: элемента­ми культуры являются галоши фабрики «Скороход» и поэмы Гомера, неприличный анекдот и десять заповедей. Для такого многозначного понятия трудно найти точное определение:

• под культурой понимается совокупность духовных и мате­риальных ценностей, созданных большой социальной группой — на­родом, нацией, общностью. Именно этот смысл имеется в виду, когда говорят о русской культуре, городской культуре и т. д.;

• под культурой понимается определенная сфера деятельно­сти по производству и распространению духовных ценностей, воз­никшая в результате общественного разделения труда — наука,

искусство, образование. Людей, работающих в этой сфере, назы­вают деятелями культуры или интеллигенцией;

• культура обозначает высокий уровень развития чего-либо. В этом смысле говорят о высокой культуре обслуживания, о куль­турном или некультурном человеке и т. д.

В социологии обычно применяется первое значение слова «культура». Все проявления человеческой культуры можно рач-делить на материальные и нематериальные.

Материальная культура представляет собой совокупное! ь созданных искусственно материальных объектов: храмы, памят­ники, автомобили, книги и т. д.

Нематериальная, или духовная, культура есть «памятник не-1 рукотворный»: знания, умения, идеи, обычаи, мораль, законы, мифы, образцы поведения и т. д.

Элементы материальной и нематериальной культуры тесно! связаны между собой, так, например, знания передаются через книги; чайная церемония предполагает наличие чая и т. д.

Определяющую роль в жизни общества играет нематериаль­ная культура. Объекты материальной культуры могут быть раз­рушены (в результате войны, землетрясения), но их можно вос­становить, если не утеряны знания, умения, мастерство. Утрата объектов нематериальной культуры невосполнима.

В социологии, как правило, рассматривается именно немате-1 риальная, духовная культура.

Ключевые слова: Материальная культура Духовная культура

4.2. Структура и содержание культуры

Самая маленькая, далее неделимая единица культуры назы­вается элементом культуры. В материальной культуре таким эле­ментом будет, например, гайка, в нематериальной — рукопожа­тие. Таких единиц в любой культуре можно насчитать тысячи и тысячи.

Но достаточно редко бывает, чтобы один элемент культуры существовал самостоятельно, без связи с другими элементами, обычно многие элементы культуры связаны между собой. Сово­купность культурных элементов, возникших на базе какого-то исходного элемента и функционально с ним связанных, называ-

ется культурным комплексом. Например, спортивная игра (фут­бол) является культурным комплексом. В него входят как мате­риальные элементы (мяч, ворота), так и нематериальные (пра­вила игры, этика судейства).

"Объединение нескольких культурных комплексов создает культурный институт (семья, школа). Например, институт брака включает в себя культурные комплексы знакомства и ухажива­ния, венчания, свадьбы и т. д.

I Среди культурных элементов особо выделяются основные, или базисные, элементы. К базисным элементам духовной куль­туры относятся: знание, ценность, культурная норма.

Элемент культуры знание обычно в социологии не рассмат­ривается. Во-первых, он не имеет такого значения для анализа социологических проблем как, например, ценности и нормы. Во-вторых, его изучает особая наука — теория познания.

В фундаменте культуры лежат ценности. Разные культуры различаются в первую очередь разным набором ценностей. В этом наборе выделяются базисные ценности, которые определя­ют содержание культуры и образ жизни ее носителей. Функция базовых ценностей — защита и сохранение целостности соци­альной группы — носителя данной культуры (патриотизм, вера в Бога и т. д.). Противоположность (или несовместимость) базо­вых ценностей препятствует взаимодействию культур, воспри­ятию даже небазовых ценностей и моделей поведения. Напри­мер, работа женщин на производстве осуждается в большинстве мусульманских стран, поскольку такая европейская базовая цен­ность, как равенство полов, противоречит фундаментальным ценностям ислама.

Взаимодействию культур мешает и такое свойство любой социальной общности, как этноцентризм. В социальном оце­нивании и сравнении себя с другими точкой отсчета и соизме­рения для социальной группы является она сама. Эталоном культуры является культура данной группы, и, как правило, результат сравнения предопределен заранее. Как справедливо констатирует русская пословица, всякий кулик свое болото хвалит.

С одной стороны, этноцентризм играет положительную роль: он способствует сплочению группы, усилению ее жизнеспособ­ности, сохранению культурного своеобразия, воспитанию поло­жительных качеств (любовь к Родине, национальная гордость). С другой стороны, «любовь к отеческим гробам» может перерас­ти в национализм и ксенофобию — страх и ненависть к другой ра-

се, народу, культуре. Проявлениями этого являются известные рассуждения об отсталых нациях, примитивной культуре, бого­избранном народе и т. д. В этом случае этноцентризм закрывает путь к взаимодействию культур и тем самым наносит вред той социальной группе, о благе которой он вроде бы печется, по­скольку замедляется ее культурное развитие.

Но есть ценности, общие для всех культур и народов, так называемые общечеловеческие (уважение к старшим, забота о детях и т. д.). Именно на основе таких ценностей возможно взаимодействие и взаимообогащение культур, культурная ас­симиляция.

Ценностью называется любой объект, способный удовлетво­рить общественную или индивидуальную потребность. Ценности различаются по:

• субстрату — на материальные (например, ювелирные украшения) и идеальные (честь),

• субъекту — на ценности общества (законопослуш носгь), нации (патриотизм), партии (идейность), индивида (деньги),

• характеру потребности — на моральные (че­стность), экономические (дисциплинированность), поли тические (карьеризм).

Ценности являются основаниями социальных оценок, т.е. раз­деляемых большинством людей представлений о том, что есть добро, красота, справедливость, счастье и т. д. Ценности указы­вают на то, что есть самое важное в культуре, что должно ува­жаться и сохраняться.

Способом закрепления и сохранения самих культурных цен­ностей выступают нормы культуры.

Культурная норма — это правило, образец, стандарт долж­ного поведения в соответствии с общепринятыми ценностями. Норма служит главным способом регуляции поведения людей.

Совокупность норм образует нормативную систему. Основ­ные типы нормативных систем: обычай, мораль, религия, право.

Обычай есть стихийно сложившийся, привычный, стерео­типный способ поведения людей.

Он регламентирует поведение членов группы, укрепляет групповую сплоченность, приобщает индивида к социальном) и культурному опыту группы. Примерами обычаев являются празднование Нового года, свадьбы, хождение в Гости и т. д.

Соблюдение норм обычая обеспечивается силой общественного мнения группы.

I Реализация обычных норм часто выражается в обрядах,или ритуалах— строго определенной последовательности символиче­ских действий, воплощающих те или иные социальные идеи.

Обряды сопровождают самые важные моменты в жизни че­ловека — рождение (крещение), взросление (инициация), созда­ние семьи (венчание), смерть (отпевание, погребение). Соци­альный смысл обряда состоит в способствовании лучшему ус­воению индивидом групповых ценностей и норм. Сила обряда заключается в его эмоционально-психологическом воздействии на личность. На это направлена эстетическая сторона обряда — музыка, песни, танцы, выразительные жесты и т. д.

Обрядность связана не только с религией. Обрядовые (ри­туальные) действия распространены во всех сферах социальной действительности: воинская присяга, посвящение в студенты, открытие памятника, инаугурация президента и т. д. Свои ри­туалы существуют ив тюрьме. Например, ритуал «прописки», т.е. приема новичка в тюремное сообщество; ритуал «опуска­ния», т.е. перевода в низкостатусную группу, низшую «касту».

Разновидностью обычая являются нравы.

I Нравы— это особо значимые для группы и высокочтимые | обычаи, имеющие моральное значение.

Слово «нравы» (mores) — также древнеримского происхож­дения, оно означало «священный обычай». От него происходит понятие морали.

Мораль (нравственность) — совокупности культурных норм, воснове которых лежат присущие данной культуре идеалы доб-| ра, справедливости, честности и т.д.

Например, обычай праздновать именины не относится к фавам, а обычай гостеприимства — относится. Особой формой нравов является табу.

Табу — абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо | действие, предмет, слово.

Табуирование (процесс наложение табу) было широко рас­пространено в архаичных обществах, оно оберегало группу от разных опасностей. Но и в современных культурах табу не ис-

чезло. Табуированию подвергаются отдельные стороны кровно­родственных отношений — запрет на инцест (кровосмешение); процесс питания — запрет на канибализм, запрет на употребле­ние свинины у евреев и мусульман и др.

Обычай, сохраняющийся и передающийся из поколения в по­коление, называется традицией (от лат. tradicio — передача, предание).

Традиция — это способ воспроизводства, процесс передачи (трансляции) от одного поколения к другому основного содер­жания культуры — ценностей и норм. Традиции сохраняют все самое ценное в культуре. Механизмы такой передачи:

фольклор, т.е. изустное предание,

имитация, повторение образца поведения. . Адекватность достигается путем многократного повтора дей­ствий, и в этом велика роль ритуалов.

В доиндустриальных обществах большинство, а в допйсь-менных все содержание культуры передавалось через традиции. С изобретением книгопечатания, созданием библиотек, универ­ситетов, изобретением радио, телевидения, т.е. с созданием принципиально новых носителей информации (результат техни­ческого прогресса) культурное значение традиций в жизни об­щества стало уменьшаться.

Особое значение имеет правовой обычай — исторически сло­жившееся традиционное правило поведения, общеобязатель­ность которого санкционируется государством. Правовой обы­чай является одним из источников права, а в период формиро­вания права он был основным источником. Например, принцип талиона (око за око, зуб за зуб) лежит в основе пропорциональ­ной системы наказаний в уголовном праве.

Нормы обычая (обычные нормы) были источником и других нормативных систем — морали, религии. И если в догосударст-венных обществах обычай выступал в качестве основной формы регулирования поведения людей, то в дальнейшем, по мере раз­вития общества, основную роль стали играть институционализи­рованные системы, например, право (подробнее это рассмотрено в последующих главах).

Значение традиций для жизни общества трудно переоценить. В обществе они играют роль, подобную наследственности в жи­вом организме. И как нарушения в аппарате наследственности могут привести к гибели организма, так и культурные разруше­ния и утраты могут привести к деградации общества.

Традиции не дают распасться «связи времен», аккумулируют культурный опыт всех предшествующих поколений и передают его потомкам, что позволяет им строить свою жизнь не с нуля, а с того места, где остановились предки. Прерывание культурной традиции (в результате природных катастроф, войн) ведет обще­ство к упадку. Утрата традиций означает потерю социально-исторической памяти (общественная амнезия), в результате чего народ перестает ощущать себя субъектом истории, подобно тому как человек, потерявший память, перестает ощущать себя лич­ностью. Таким народом (и обществом) легко манипулировать, как ребенком.

Иногда культурная традиция прерывается не только насиль­ственно, но и искусственно. Некоторые силы в самонадеянном нетерпении пытаются «загнать клячу истории», совершив «большой скачок». Основным способом этого является разрыв связи поколений, натравливание «прогрессивных» детей на «отсталых» отцов: соколы Троцкого в России, гитлерюгенд в Германии, хунвейбины в Китае. Печальные последствия этого общеизвестны. Вообще стремление отречься от старого мира, разрушить все до основания — это проявления крайнего бес­культурья, социологической безграмотности и национального беспамятства.

Ключевые слова:

Культурный элемент Культурный комплекс Культурный институт Базисный элемент культуры Этноцентризм Культурная норма

Ценность

Обычай

Традиции

Нравы

Табу

4.3. Формы и виды культуры

Говоря о культуре, мы имеем в виду культуру всего общества. Конечно, «культура вообще», как и «общество вообще», — опре­деленная абстракция. В реальности общество сложно структури­ровано, состоит из различных групп, чьи культурные запросы и проявления различны.

В зависимости от того, кто производит культурные образцы, каков уровень элементов культуры и какая группа является ее Носителем, различают три формы культуры — элитарную,

народную и массовую, и две разновидности — суб­культуру и контркультуру.

«Элитарная культура создается привилегированной частью I общества либо по ее заказу профессиональными творцами.

Она включает изящное искусство, так называемую серьез­ную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Элитарная, или высокая, культура, например, живопись Пикассо или му­зыка Шёнберга, трудна для понимания неподготовленного че­ловека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребите­лей — высокообразованная часть общества. Когда уровень культуры населения растет, круг потребителей высокой культу­ры расширяется.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

Народную культуру называют любительской (не по уровню, а по происхождению) и коллективной. Она включает мифы, ле-генды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (из­ложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор — еще одно на­звание народного творчества. Фольклор локализован, т. е. тесно связан с традициями данной местности, и демократичен, по­скольку в его создании участвуют все желающие. Анекдоты, тос­ты — виды фольклора.

«Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью средств массовой информации.

Она не выражает изысканных вкусов аристократии и духов­ных запросов народа. Время ее появления — середина XX в , когда средства массовой информации (радио, печать, телевиде­ние, грамзапись) сделали доступными массовые образцы для всех социальных слоев общества. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка, цирк — примеры массовой культуры. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художе­ственной ценностью, чем элитарная или народная. Но она ав-

торская и у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое собы­тие. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С Произведениями элитарной и народной культуры подобного не Происходит. Поп-культура — сленговое название массовой куль­туры, а китч — ее разновидность.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, назы­вается доминирующейкультурой.

Поскольку общество распадается на множество социальных групп — национальных, демографических, социальных, профес­сиональных, — постепенно у каждой из них формируется собст­венная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

I Субкультурачасть общей культуры, система ценностей, | традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.

При всех культурных различиях базовые ценности субкуль­туры и общей культуры остаются едиными.

I Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональ­ной субкультуре. Субкультура может отличаться от доминирую­щей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведе­ния, стилем одежды, обычаями и т.д. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются поведением от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая ме просто отличается от доминирующей культуры, но и противо­стоит ей, находится в конфликте с господствующими ценно­стями.

Молодежное движение хиппи (детей-цветов) в США в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности: усерд­ный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексу­альную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

Субкультура преступников также является по своему содер­жанию контркультурой. В литературе обычно употребляется термин не преступная контркультура, а делинквентная, или асо­циальная субкультура.

Ключевые слова: