Контркультура

4.4. Делинквентная субкультура

Наибольший вклад в изучение делинквентных, или асоци­альных, субкультур внесли американские социологи А. Коэн и В. Миллер. Теория субкультур говорит, что у преступников складывается своя особая асоциальная субкультура, т.е. своя мо­раль, своя система ценностей и норм, противостоящая ценно стям общества, в которой само преступление является мораль но оправданным. В ней возможно, например, такое противоре­чивое понятие, как «честный вор». Личность развивается и действует в соответствии с ценностями и нормами своего кри­минального окружения, не воспринимая ценностей культуры общества в целом.

В. Миллер считал, что асоциальная субкультура чаще разви­вается в низших слоях общества. Ее ценности и установки воз­никают в результате иммиграции из других стран, внутренней миграции из сельской местности в город, перемещения из одной социальной группы в другую, когда мигрант не может (или не хочет) быстро освоить ценности новой среды. Субкультура раз­вивается постольку, поскольку существует проблема адаптации (приспособления) к другой культуре, но это приспособление но­сит конфликтный характер. Другими словами, возникновение субкультуры обусловливается потребностью в адаптации к непри­вычной среде, а ее носителями являются маргиналы — лица, уте­рявшие старую культуру (или сознательно отказавшиеся от нее), но не сумевшие (или не желающие) усвоить новую.

Теория субкультур широко применяется при изучении реци­дивной и профессиональной преступности и особенно в пени­тенциарной криминологии — при изучении преступности в мес­тах лишения свободы. Считается, что основным фактором, про дуцирующим преступность в исправительных учреждениях,

является именно асоциальная субкультура осужденных: боль­шинство преступлений связано или с нарушением норм сообще­ства осужденных, или со стремлением отстоять или повысить свой статус в сообществе.

' В отечественной и зарубежной социологии и криминологии выдвигались различные гипотезы по объяснению причин воз­никновения асоциальной субкультуры осужденных. Одни уче­ные видят причины этого явления в остаточном действии во­ровских традиций. Конечно, социальное наследование играет свою роль, однако сам факт существования традиций не объ­ясняет причин ни их возникновения, ни заложенного в них со­держания.

Представители другой точки зрения (например, польский социолог Я. Курчевский) объясняют возникновение субкульту­ры воздействием сексуальной изоляции, которая делит людей на активных и пассивных гомосексуалистов, позволяя первым морально оправдывать сексуальную эксплуатацию вторых. Из этой гипотезы следует, что сексуальная изоляция должна вы­зывать проявления асоциальной субкультуры везде, где свобода разнополых сексуальных контактов ограничена.

Другие исследователи (польские криминологи А. Подгурец-кий, Б. Холыст) подвергают критике эту гипотезу как весьма ог­раниченную. Действительно, условия сексуальной изоляции не всегда ведут к возникновению субкультуры (например, полярни­ки на зимовке). С другой стороны, она проявляется в закрытых учреждениях для подростков 11 —12 лет, у которых сексуальные устремления еще не сориентированы. Поэтому представляется более естественным, что истоки возникновения субкультуры осужденных связаны с изменением характера жизнедеятельности личности в условиях лишения свободы. Т.е. и субкультура осуж­денных также является по своей социальной сущности адаптив­ным, приспособительным механизмом.

Для мест лишения свободы асоциальная субкультура — явле­ние закономерное и объективное. Ее не следует считать продуктом «злой воли» преступников, объяснять социально-нравственной запущенностью осужденных. Специфичность субкультуры опре­деляется уникальностью взаимосвязанных факторов, присущих в полной мере только наказанию в виде лишения свободы, а именно: принудительной изоляцией индивидов от общества; включением индивидов в однополые группы на уравнительных началах; жесткой регламентацией поведения во всех сферах жизнедеятельности.

Действие этих факторов постоянно и принципиально неу ранимо, поскольку они являются необходимыми элемента лишения свободы. Все это нарушает привычные способы жиз> деятельности, лишает или резко ограничивает человека в уде летворении целого ряда элементарных потребностей, сниж^ возможность получения новых впечатлений, делает жизнь MOh тонной. Осужденные пытаются найти новые способы выполне­ния ведущих социальных функций или же найти такие замени­тели, которые давали бы возможность реализоваться потребно­стям в общении, самоутверждении, самоуважении и т. д.

Таким образом, источником возникновения асоциальной суп культуры является существенное отличие условий жизни на сво( де от условий исправительного учреждения и стремление ос> денных приспособиться к этим новым условиям, восстанови насколько возможно, привычные формы жизнедеятельное (хотя это приспособление может осуществляться в необычнь на наш взгляд, формах). Указанные выше социальные факто) являются объективными, внешними по отношению к социал ной среде мест лишения свободы.

Но существуют и внутренние социально-психологическ факторы. Общество осудило и изолировало осужденных и i

регулирующие отношен^жркдщць1х^с_ддтшжг^щией ко-лонш^-" «не оказывай помощи администрации»,~нё"всту-п^й в актив самодеятельных организаций»,

регулирующие отношения^ между всеми осужденными — «не воруй у своих», «не обманывай "св61х1>7~"<<вовремя плати карточные долги», ' *

закрепляющие деление осужденных на «касты» и регулирую­щие отношения между членами каст: для привилегирован­ных — «следи за соблюдением норм», «не оказывай по­мощи нижестоящим.», «не работай на ремонте охранных сооружений»; для непривилегированных — «выполняй за всех грязную работу», «не садись за один стол с другими осужденными». ~

В субкультуре есть свои традиции с разнообразными обря-и ритуалами. Например, традиция «прописки» — приема -ювйчков в группу и приписывания им группового статуса. Или традиция «ломать корянку»: от порции хлеба отщипыва-отся маленькие кусочки. Вместе ломавшие корянку становятся <кентами», названными братьями, и могут объединиться в одну руппу — «семью».

Традиционным для субкультуры является обычай принесения

самым противопоставило их основной массе законопослушны™ „ ^ _

F~,- у Г клятвы. Этот обычаи играет важную роль в сплочении сообще-

граждан. Общность социального положения, наличие общих г v

„ , с . ' ;тва и проверке его членов на преданность. Клятвопреступник

ценностей (свобода, справедливость) способствуют тому, hioj м v

К. * г шускается на низшие ступени групповой иерархии. Клятвы

осужденные начинают себя осознавать членами единого сообщ« - ' - J. а

, ., л с иогут давать новички, обязуясь следовать всем нормам суб-

ства («Мы»), имеющего общие интересы и противопоставлен- v к

г , r к с <ультуры. Клятва может даваться в ответ на предъявленное об-

ного людям, живущим на свободе («Они»). А сообщество. ' JV г

е- v I мнение в каком-либо нарушении. Она может даваться и по

имеющее особые интересы и ценности, вырабатывает и специ-^И , г

г некоторому конкретному поводу (обещание заплатить карточ-

альные нормы, направленные на защиту этих интересов ице„^-г у 3 J *

ностей и сплочение самого сообщества. п

Примеры некоторых клятв.

Ключевые слова:

Делинквентная субкультура

Маргиналы

Тория субкультуры

Сообщество осужденных Субкультура осужденных

4.5. Структура и содержание субкультуры

В нормативной системе сообщества осужденных, регули­рующей поведение его членов, можно выделить три основные группы норм:

• «Клянусь зоной» — клятвопреступник обязан совершить побег.

• «Кем мне быть» — клятвопреступник обязан выполнить любое требование членов группы («американка»).

• «Век свободы не видать» — клятвопреступник обязан совершить преступление, чтобы получить новый срок.

• «Забожусь на себя» (на побег, на палец и т. д.) — с клятвопре­ступником совершат акт мужеложства (он обязан совершить по­бег, отрубить себе палец и т. д.)

В субкультуре наряду с клятвами существует и ритуал на-0:Жения проклятия. Проклятие направлено на причинение мо-эльно-психологического ущерба проклинаемому и считается, т° оно обладает магической силой. Содержание проклятия

|1И 1ЛЯЮПИС1ОК

может быть самым разнообразным: потеря жизни, здоровь?додежный сленг, профессиональные языки), они выполняют социального благополучия, проклинаемым или его родствен! ;сигнально-обособительную функцию: свидетельствуют о при-ками. А форма, как правило, однообразная — ненорматив1анадлежности к определенной социальной группе. Уголовному лексика. жаргону присуща и конспиративная функция: он служит средст-

Основной способ снять проклятие или уничтожить его силу .goM засекречивания информации от «непосвященных», высказать встречное, более сильное проклятие. Поэтому начц Жаргон паразитирует на родном языке, используя его син-нается обмен проклятиями, носящий форму состязания. Обмедаксические, грамматические и фонетические законы, пополняя проклятиями — это не нецензурная перебранка, а со'стязани свой словарный запас в основном путем изменения значения уровне интеллекта, быстроте реакции, остроумии, знании тюремобычных слов (петух — педераст, козел — доносчик, кум — опе-ных законов. Существуют правила состязания в проклятиях: ративник). Жаргону свойственны образность, парадоксальность,

1) отвечать на проклятия может только равный по занимаемодИроничность (например, изнасилование - это «лохматая кра-статусу, %%?), что делает его привлекательным для подростков. Но уго-

2) осужденный более низкого статуса не может проклинать высо ловный жаргон привлекает не только детей, но и вполне взрос-статусного, лых людей, он активно проникает в обычный разговорный язык.

3) победу одерживает тот, кто быстрее, остроумнее и «забористее М£Г уже не удивляемся, когда с самых высоких трибун говорится — ответит сопернику, «беспредел», «заложить», «замочить» и т. д.

4) проигравшему снижается социальный статус. ■ "Воровской жаргон возник достаточно давно, на Руси он берет За состязанием наблюдают другие осужденные, есть судьи и , Q QT офень _ щшковатъ]Х торговцев-коробейников. И

лельщики. Победителю оказываются почести, его проклятия берутся с л. / а

вооружение, ему подражают. Это говорит о том, что в среде осужден выражение «ботать по фене» (употреблять жаргон) есть иска-ных ценится не только грубая физическая сила. женное воспроизведение выражения «болтать по-офенски».

Татуировки («наколки») в сообществе осужденных, как и в

В субкультуре осужденных, как и в архаичных культур первобытных племенах, выполняют различные социальные широко распространены табу (на жаргоне это называется «'-^функции1

падло»).

Например, табуирован красный цвет: предметами данного цвел нельзя пользоваться. Нельзя ни перед кем становиться на колени (осо бо рьяные последователи тюремных традиций выкалывают на коленя1 пятиконечные звезды). Если осужденный путем насилия или обман, («Посмотри, не твои ли сигареты лежат под кроватью?») встал на коле! ни, его статус понижается: вставший на колени не может командоват| другими. Для лидеров есть свои табу. Например, авторитет не може участвовать в художественной самодеятельности: его дело руководит! людьми, а не паясничать на сцене.

• обособительную — являются знаком принадлежности к определенной общности,

• стратификационную — являются знаком принадлежности к определенной касте. Позорящие татуировки низших каст могут наноситься насильно,

• декоративную — удовлетворяют эстетические потребности. Обобщенная классификация татуировок по социальным

Функциям:

Назначение

Используемая символика

К другим основным проявлениям субкультуры относятсИ Сигнально-обособительные

жаргон, татуировки и клички. Показывают принадлежность к Чаще всего перстни со знаками раз-

Вхождение в сообщество обязательно связано с усвоениеЛЯЬгугшому миру • личия на пальцах рук

жаргона. Служат средством обособления Обозначение учреждения, где отбы-

Уголовный (воровской) жаргон не является самостоятельна;'01"законопослушных граждан вал срок (М. Т. — Матросская ти-языком, он возникает и функционирует на базе общенащо шина)

нального языка. С обычным языком его объединяет коммун и ка°^егчают установление контак- Количество судимостей (количество тивная функция. Жаргон - разновидность условного языка, ijTob со «своими» лучей у солнца), срок (число глав у

арго. Такие языки существуют у многих социальных групп' (мД церкви или колоколов).

Стратификационно-информативные явление не только для субкультуры, но и для всей народной

Фиксируют особый социальный О принадлежности к элите сви культуры. «Жалостливый» нерв блатной песни, ее сентимен-статус в сообществе тельствует изображение определг,таЛ'ьность> выраженная в ней тоска по свободе и «воле», жажда

ного животного справедливости — все это созвучно глубинным струнам рус-

Информируют членов сообщест- Кинжал, пистолет, карты, решетк й душИ; как и фаталистическое мироощущение: «От тюрь-ва о степени «бывалости» осуж- надгробье с аббревиатурой: УТРО от не зарекайся>>. Высокий художественный уровень

денного Ушел Тропой Родного Отца . « =■ г-

_ ^ г, многих блатных песен объясняется тем, что их авторами были

Предопределяют права, обязан- Аббревиатура: BJ).P. - Вафлер, ^ фессиональные поэты КОМПОЗИТОры, которые во множе-ности и уровень притязании крои Рот nv ^ „ _, ,„' _ _Г

личности стве населяли сталинский архипелаг ГУЛАГ. «Блатные», «дво-

п оовые» песни были одним из истоков уникального творчества

Личностно-установочные V ^ ^

Фиксируют установки, которым Аббревиатуры: ЗЛО — За все Лец л ' ,-

личность следует в своем пове- вым Отомщу; СЛОН - Стукач ., Фактически во многих своих чертах субкультура стала у нас

дении------- бит Острый Нож; БАРС - Бей Akd1»"*™0 наР°ДН°и культуры. В России, как ни в одной стране

вистов, Режь Стукачей мира, огромная масса населения прошла через горнило тюрем и

Показывают отношение к труду, Изречения: «Ни шагу в лес, ни к ^лагерей - десятки и десятки миллионов людей (и столько же их

коллективу и т. д. дров» охраняло). Эта массированная и регулярная трансляция субкуль-

Декоративно-художественные туры в толщу народной жизни не могла не сказаться на соци-

Показывают самобытность Сюжеты сказок («Соловей-разбойш; альном укладе и духовном складе нации.

Раскрывают гюнятия о красоте Репродукции картин («Три богатыря»)

; Таким образом, мы видим, что субкультура, вырабатываемая

Ключевые слова:

сужденными, имеет такие же элементы и структуру, как и лю-В среде осужденных татуировки - дело не личное, а общее- «* культура. По своим основным чертам субкультура очень

венное: человек не волен накалывать, что угодно. Одна из н °Дна с архаичными, дописьменными культурами - широкое

субкультуры гласит: «Отвечай за наколку». Наколоть мо; спользование табу, проклятий, татуировок, кличек. При всей

только то, что соответствует статусу, а поведение осуждена i mконсервативности и обособленности субкультура изменя-

должно соответствовать содержанию наколки. Кстати, просИ I

сия татуировщика — одна из самых престижных и доходных

их среде.

Клинки — непременный атрибут асоциальных групп. Он

выполняют функцию социального клеймения, показывают poj

и место индивида в группе: у авторитетов клички благозвучны!

у аутсайдеров — оскорбительные.

В кличках могут отражаться: физические недостатки (Губошле Косой); негативные качества личности и поведения (Хорек, Чума ироническое подчеркивание индивидуальных качеств (глупый — Hi теллигент, верзила — Крошка); характер преступной деятельности (вор Ключник, фарцовщик — Швед, Фред); статус в групповой иерарх! (Король, Таракан).

Эстетическую сторону субкультуры выражает блатной фолы лор. У преступников есть свои обряды, игры, стихи, пословиц* и поговорки («Раньше сядешь — раньше выйдешь»), пе 2.Что Блатные, «каторжные» песни представляют собой уникальн'