Жаргон Клички Проклятия

Контрольные вопросы:

(.Каковы основные значения понятия «культура»?

такое культурный элемент, культурный комплекс, культурный институт?

Глава 5 Личность и поведение

З.Каковы базисные элементы духовной культуры? _______

4.В чем положительные и отрицательные стороны этноцентризма"?-------

5.Как классифицируются ценности?

6.Какова связь ценностей и норм?

7.В чем сходство и различие понятий обычая, традиции, нравов 4

табу?

8.В чем заключается социальная функция традиций?

9.Какие существуют формы и разновидности культуры?

Ю.Что такое делинквентная субкультура?

11.Каковы причины возникновения делинквентной субкультуры? объектом социологии является общество, состоящее из соци-

12.Какова социальная функция делинквентной субкультуры? аЛЬНЫХ институтов, организаций, групп. Объектом социологического

13.Каковы основные проявления субкультуры осужденных? иССЛедования выступают также и люди. Социологов интересуют

14.В чем выражается сходство субкультуры осужденных с арха*мненИя, мотивы поступков, жизненные планы, ценностные ориен-

ными культурами? тации, цели деятельности и многое другое, что выражает личность

современного человека.

2500 лет назад знаменитый Диоген расхаживал с фонарем по улицам Афин, возглашая: «Ищу человека!» Странно, ведь улицы столицы были, как и сегодня, наводнены людьми. Но Диоген искал то, что скрыто по ту сторону одежды, половозрастных особенно­стей, статусных и профессиональных различий. Он искал челове­ческую личность.

5.1. Человек и личность

Личность — столь же широкое понятие, как и общество, и как общество она является объектом изучения многих наук. Но в отличие, например, от психологии социологию интересует в личности не особенное, а общее, типичное, она изучает лич- V ность как социальный тип, а формирование личности рассмат­ривает в неразрывной связи с функционированием социальных * общностей. Каждое общество и определенная культура форми­руют и развивают вполне определенный тип личности. Социо- V логия изучает как идеальные типы личности, соответствующие общественному идеалу, так и реально распространенные, кото-РьЯГмогут не только не соответствовать, но и существенно отли­чаться от идеального типа.

Человек — высшая ступень в развитии живых организмов на Земле, результат сложной и длительной биологической эволю-Чии, предпосылка и субъект эволюции культурной. Биологиче­ская эволюция длилась неизмеримо дольше культурной — 2,5 млн. лет. Развитие человека как биологического вида пре-

кратилось 40 тыс. лет назад. К этому времени сформировали^ те фундаментальные признаки, которые и сегодня отличают ещ от других животных: прямохождение, крупный мозг, наличи второй сигнальной системы, мышление, язык, владение орудия ми труда и огнем и т. д.

Эти признаки послужили условием перехода от биологиче­ской эволюции к культурной. Все, что человек приобрел в по следние 40 тыс. лет, связано не с биологией, а с культурой | обществом, т.е. не с естественной, а с искусственной средой Врожденная гениальность автоматически не гарантирует тоги что из человека получится великая личность. Точно так же ро| довая травма, недуг или иное неблагоприятное стечение биоло] гических факторов автоматически не исключают возможное ц для человека стать полноценным членом общества. Решающу роль играют социальная среда и атмосфера, в которую попада человек после рождения.

Человек рождается как организм, а формируется как лич нощь. Признаки биологической конституции не относятся личности. А если включить в понятие личности все проявлени жизни индивида, мы придем к отрицанию ее социального каче ства, общественной детерминированности личности. При это понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность станут тождественными.

Личность это мера социального в человеке, мера его вклю- [ ценности в общественную практику.

.

Психология отдельной личности социально детерминирована. и Психическое развитие отдельной личности выступает как , процесс овладения культурными ценностями. В процессе усвое ния ценностей и норм социальной среды происходит социализа­ция индивида, т.е. его вхождение в эту среду. Но это не пассив ный односторонний процесс. Формирование человека как лич ности — это одновременно и индивидуализация социального опыта, и социализация индивида.

Личность — явление чисто социальное, она детерминирована социально, а не психически или биологически. Поэтому гово­рить о каком-то соотношении социального и биологического н личности, в том числе в личности преступника, бессмысленно Это, естественно, не означает, что отрицается влияние биологи­ческих свойств человека на формирование его поведения. Опре­деленная биологическая организация служит первой предпосы.-

^ой существования личности, но и только, как предпосылкой всякой человеческой истории является существование живых человеческих индивидов.

Понятие личности есть определенное упрощение, огрубление реальности. Личность — не материальное образование. Реально действует человек, а он — явление биосоциальное. Вопрос о со­отношении социальных и биологических начал в человеке и его поведении, в том числе преступном, вполне правомерен и дол­жен являться предметом социологического и криминологиче­ского исследования.

Личность — это не пабор отдельных, изолированных качеств, а система взаимосвязанных свойств, имеющая определенную структуру. Структура личности есть соотношение определенных

!р (подструктур) личности, формирующихся в деятельности и й же и проявляющихся:

потребностно-мотивационной (мотивы, потребности),

ценностно-нормативной (ценности, нормы),

статусно-ролевой (социальные статусы, роли).

Иными словами, структура показывает срез личности в трех [ектах: психологическом, социально-психологическом и со-ологическом.

"Личность преступника, которая изучается криминологией, [еет такую же структуру. Отсюда следует, что понятия «лич­ность преступника» и «субъект преступления» не совпа­дают. Субъект преступления характеризуется всего двумя при­знаками — определенным возрастом и определенным состоянием (вменяемостью). «Субъект преступления» — понятие уголовного за, оно используется для определения оснований уголовной от-венности. «Личность преступника» — криминологическое по-■ие, оно используется для изучения причин преступления. По­му в понятие личности преступника включаются не свойства кта преступления (определенный возраст и вменяемость), а •иминологически значимые свойства, т.е. такие особенности лич-:и, которые (в совокупности с иными обстоятельствами) обу-Гвили совершение преступления. Изучение личности преступ-—.ка позволяет выявить свойства личности, которые должны бьггь объектом профилактического воздействия, а также соци­альные условия, которые их сформировали.

Следует также различать структуру личности преступника и Криминологическую характеристику личности преступника (хотя эти понятия и взаимосвязаны).

Таким образом, именно усвоенные ценности выражают со­льную сущность личности, представляют ее ядро.

Ключевые слова: