Социальное движение Структура поведения Свобода выбора Массовое поведение Массовая истерия

5.4. Поведение и потребности

Детерминистическое (причинно обусловленное) понимание поведения, в том числе преступного, исходит из того, что ис­точником активности человека являются его потребности.

Потребность обычно определяется как нуждаемость в чем-либо, состояние определенной нехватки, которую организм стремится восполнить.

"Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, психоло­гическую неудовлетворенность, которая заставляет человека что-то предпринимать, чтобы снять напряжение. Удовлетворение (насыщение) потребности — процесс снятия напряжения, воз­вращения организма в состояние равновесия.

Потребности возникают в процессе взаимодействия с окру­жающей средой. Но потребности не только отражают зависи­мость человека от внешней среды, они являются и источником его активности, сами формируясь и развиваясь в процессе ос­воения и преобразования этой среды.

В криминологии и уголовном праве интерес к проблеме по­требностей обусловлен тем, что потребности входят в качестве элемента в механизм преступного поведения. Достаточно распро­странена точка зрения, что причиной преступного поведения являются так называемые антисоциальные, или преступные, по­требности: эгоцентризм, приобретение авторитета, потребность в насилии над людьми, сексуальная потребность, потребность играть в карты, хулиганить, воровать и т. д.

Логика рассуждений здесь проста. Все потребности делят на два класса: низшие (физиологические, примитивные, эгоистиче­ские, извращенные) и высшие (духовные, интеллектуальные, творческие, моральные). В первых видят источник преступного поведения, во вторых — правомерного.

Оценочный подход к потребностям идет, видимо, от иерархи­ческой теории потребностей американского психолога А. Маслоу (1908—1970). В своей классификации потребностей он действи­тельно употребляет термины «высшие» и «низшие», но они свя­заны не с социальной оценкой потребностей, а с их местом на пирамиде потребностей: эти термины означают не оценку, а «порядковый номер». Потребности каждого нового уровня ак­туализируются (становятся насущными) лишь после того, как удовлетворены потребности предыдущего. Мотивирующей силой обладают только неудовлетворенные потребности. Голод опреде­ляет действия человека до тех пор, пока он не утолен.

Сила воздействия (потенциал) потребности есть функция от степени ее удовлетворения. Сила воздействия потребности зави­сит от ее места на пирамиде потребностей. Лежащие в ее осно­вании «низшие», физиологические потребности обладают наи­большей силой воздействия. Для голодного человека неактуаль­ны размышления о смысле жизни.

Низшие потребности у всех одинаковы, высшие же потреб­ности — разные, с них, собственно, и начинается личность. Это. положение А. Маслоу иногда трактуется так, что понятие «лич­ность» правомерно использовать только в отношении высоко­нравственных и духовно богатых индивидов. С этой точки зре­ния не только преступников, но и большинство исторических личностей, оставивших яркий след в истории человечества, нельзя считать личностями.

Побудительная сила человеческой активности заключена в потребностях, которые являются источниками любой мотивации (хотя мотивы не всегда могут осознаваться личностью). Но если

потребности являются основой человеческой активности, источ­ником любой мотивации, не следует ли из этого логически и признание антисоциальных потребностей?

Нет, не следует. Во-первых, связь между потребностью и мо­тивом не прямая, не жестко однозначная. Мотивы — не копии потребностей, и связь между ними опосредуется многими фак­торами. Один мотив может быть порожден разными потребно­стями, а одна потребность может вызвать разные мотивы и про­тивоположные по своей социальной характеристике действия. Во-вторых, в основе оценочной классификации потребностей (на нормальные, деформированные и извращенные) лежит не­доказанное предположение, что именно извращенные потребно­сти являются причиной преступления.

В психологии обычно выделяют три основные группы по­требностей, соответствующие основным видам деятельности: • витальные, или органические потребности, обеспечиваю­щие сохранность человека как живого организма — в пище, одежде, сексуальная потребность, потребность в безопас­ности и т. д. (конечно, даже потребности этой группы у человека не являются чисто биологическими, они в боль­шей или меньшей степени социализированы), социальные, определяемые социальной природой человека, — потребность в общении, самоутверждении и т. д., духовные, или идеальные, — потребность в труде, творче­ские, познавательные, моральные потребности. В этой классификации нет места так называемым «извра­щенным» потребностям, таких потребностей не существует во­обще. А то, что нередко называют в качестве таковых, или вовсе не является потребностью (эгоизм, потребность хулиганить), или не является в принципе социально порицаемой (честолю­бие, потребность в самоутверждении).

Сексуальные извращения (садизм, мазохизм, некрофилия) также не являются потребностями, а выступают в качестве сред­ства удовлетворения сексуальной потребности. Известный пси­холог и социолог Э. Фромм (1900—1980) считал, что эти анома­лии не ограничиваются сексуальной сферой, что садомазохист­ские проявления намного более обширны, что их источником является не биологическая природа человека, а культура дест­руктивного социума. Эти извращения, по Э.-Фромму, являются одним из средств удовлетворения так называемых «экзистенци­альных» потребностей, потребности в душевном спокойствии и

безопасности (преодоление страха смерти, чувства беспомощно­сти, одиночества и т. д.).

Часто называемые в качестве антисоциальных потребностей алкоголь, наркотики не являются собственно потребностями. Их лучше называть квазипотребностями: они не являются ни орга­ническими (их нет у животных, они не нужны для поддержания жизнедеятельности организма), ни социальными, ни духовными. Они вторичны по отношению к потребностям и проявляются как результат неудовлетворенности этих потребностей — и социальных (отчуждение, непонимание и т. д.), и даже духовных (творческая несостоятельность, разочарованность в жизни и т. д.). Они же могут выступать в качестве средства удовлетворения других по­требностей. Например, курение и алкоголь для многих подрост­ков — не потребность сама по себе, а средство удовлетворения других потребностей: в общении, в самоутверждении, в призна­нии со стороны неформальной группы.

И причины антиобщественного поведения несовершенно­летних надо искать не в алкоголе как таковом, а в том, почему потребность подростка в общении удовлетворяют не законо­послушные сверстники, не родители, а так называемые делин­квенты.

Конечно, во многих случаях тяга к алкоголю и наркотикам действительно начинает детерминировать поведение индивида, тогда квазипотребности переходят на уровень биологических. Но тогда меняется и природа явления, проявляется болезнь, патоло­гия, требующие применения мер медицинского характера.

Таким образом, нет оснований утверждать о существовании качественно различных, социальных и антисоциальных потреб­ностей.

Потребности, как объективно необходимые условия сущест- II вования и развития человека, не могут быть антисоциальными, поскольку человек по своей природе — существо социальное.

«Антисоциальны, преступны не сами потребности, а средства II их удовлетворения.

И то, какое средство изберет в данный момент субъект, за­висит не от потребности как таковой, а от особенностей его личности и характера ситуации, которая содержит определен­ный набор реальных возможностей удовлетворения этой по­требности.

Ключевые слова: