Важным обстоятельствам

Контрольные вопросы:

1. Каково социологическое содержание понятия «личность»?

2. Что входит в структуру личности?

3. Каково соотношение понятий «человек» и «личность»?

4. Каковы основные свойства и функции ценностей?

5. Какова связь ценностей и оценок?

6. Какова структура социальной оценки?

7. Каковы свойства самооценки?

8. Каково соотношение понятий «активность», «деятельность» «поведение», «действие»?

Глава 6

Социализация

У человека и высших животных очень много сходных черт в поведении. В сообществе животных есть своя стратификация: вожак и рЯдовые члены. Животные обучают своих детенышей

«правилам поведения», например, кошка учит котят ловить мышей. 9. Дайте характеристику классификации социальных действий Жив0ТНые могут проявлять альтруизм и самопожертвование -

М. Вебера.

10. Какие существуют формы социального поведения?

11. Какова структура индивидуального поведения?

12. Чем ограничивается свобода выбора личности?

13. Какие существуют формы массового поведения?

14. Что такое потребности и какие имеются их классификации?

15. Каков криминологический смысл понятия «извращенная» (ант социальная)потребность?

16. Что такое мотив, мотивация, мотивировка?

17. Что такое «психологическая защита» и в каких формах она осуществляется?

18. Из каких особенностей нормативной системы исходит «теория нейтрализации»?

19. Дайте характеристику приемов нейтрализации.

самка жертвует жизнью, спасая детеныша. Все подобные прояв­ления так называемого «социального поведения животных» изу­чает наука этология.

В сообществах животных нет социализации. Она возможна только в человеческом обществе. Социализация — это процесс превращения человека из индивида в личность.

 

6.1. Социализация: универсальное и специфическое

В зачаточной форме обучение «правилам жизни» существует у животных. Но у них нет передачи ценностей, смысла и значе­ния поступков.

1Пироко известны случаи, когда человеческих детенышей воспитывали звери. Один из таких описан Р. Киплингом в «Ма-угли». Когда «детей джунглей» обнаружили, выяснилось, что они не умеют мыслить, говорить и участвовать в социальном взаи­модействии. Возвратившись в общество7~они смогли усвоить "ишь самые элементарные навыки, овладеть устной речью, со­стоящей из 30 слов. Но и этого не произошло бы, если бы не генное наследство, биологическая предрасположенность челове­ческого рода к обучению. «Изолянты» так и не научились дру-*йть, улыбаться, абстрактно мыслить, вести беседу. В человече­ском обществе они прожили не более 10 лет. Таких людей назы­вают феральными людьми. Они — продукт социальной изоляции.

Социальная среда, играющая решающую роль в превращении биологического существа в общественное, выпала из процесса социализации чна самом раннем этапе. Феральные люди не смогли стать полноценными членами общества потому, что со­циализация началась у них слишком поздно.

Процесс обучения — рудиментарная форма социализации -носит универсальный эволюционный характер. Но у человека в от­личие от животных обучение имеет свою специфику, которая выражается в содержании усваиваемого материала. Слон, волк, собака, кошка остаются представителями своего вида независи­мо от того, где они воспитывались, — настолько сильно у них генетическое наследство вида.

Человек становится человеком не потому, что произошел от человеческого существа, но лишь потому, что обучался и взаи­модействовал с себе подобными. «Фералы» не взаимодействова­ли с себе подобными и остались животными. У «своих» человек учится языку, правилам поведения, манерам, обычаям, профес­сиональным навыкам и многому другому. Это все и составляет материал социализации, как раз то, чего нет у животных. Общее название такому материалу — человеческая культура.

Итак, запомним три важных положения:

культура — это то, что осваивается человеком в процесса социализации,

социализация это процесс усвоения человеком культуры,

социализация — одновременно и процесс, и механизм, и ре- зультат.

Мы выяснили, что социализация — специфическая черта че­ловеческого общества. У животных есть лишь ее простейшая (рудиментарная) форма — обучение.

Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда один человек или социальная группа обучает «правилам жизни», называется становлением социального «Я».

Человеческое существо уникально. Человеческий детеныш рождается на менее зрелой стадии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире — в социально сконструИ" рованной реальности. Это исключительная ситуация: природ' не позаботилась о подходящем для него «жилище». Поэтому всю свою жизнь человек ищет себе социальное пристаниШ^ Но это не физическая крыша над головой, а социальное место в мире.

Социализация превращается в растянутый на всю жизнь ^процесс обучения своему социальному месту (или статусу).

У большинства взрослых есть свой «социальный дом» — ус­тойчивое место в общественной системе разделения труда. Его можно называть статусом, должностью, профессией и т.д. Но важно то, что это место кормит, поит, дает независимость и уве­ренность в завтрашнем дне. А у ребенка нет своего социального места в жизни, более 15 лет он существует в полной зависимо­сти от родителей.

Обретение вначале политической (получение паспорта и права голосовать, а также быть избранным), затем экономиче­ской (устройство на работу, которая может вполне прокормить человека) и социальной (женитьба и создание собственной се­мьи, отделение от родителей и вступление в статус родителя) самостоятельности означает качественную границу между двумя этапами социализации — начальной (ранней) и продолженной (поздней).

; Однако социализация — не только обретение социальной и экономической самостоятельности, но также и формирование личности. Индивид — начальная точка этого процесса, зрелая личность — завершающая.

Г У новорожденного нет личности. Ребенок не способен раз­личать собственное «Я» и окружающий мир хотя бы потому, что у него нет своего «Я». Он не знает границ между собой и не-собой, между «Я» и «не-Я». Овладение прямохождением и ре­чью, развитие мышления и сознания в раннем детстве (от 2 до 5 лет), затем овладение навыками сложной деятельности (рисо­вания, познания, труда), наконец, обучение в школе в среднем и позднем детстве — все это стадии одного процесса — осознания своего «Я».

Проявляя ослушание, ребенок нащупывает рамки дозволен­ного. Это не только границы социально приемлемого поведе­ния, но и рамки социальной ценности своего «Я» для других: какую ценность я представляю для своих родителей? Для друзей и учителей? Во что они должны и во что не могут вмешиваться? Имею ли я право, на собственное мнение? Насколько с ним счи­таются другие? За какие качества они больше всего меня ценят? Как сильно они меня любят? При каких обстоятельствах они го­товы мной пожертвовать? Что такое родительская любовь? Что такое дружба и предательство ровесников? Бессмертен ли я и в Чем смысл жизни?

Когда подросток задает подобные вопросы, это верный при-Шде. Наше «Я» обитает одновременно в нашем теле и вне его. знак завершающего этапа становления социального «Я»: сквозь|Лкое возможно потому, что «Я» не сводится к сумме психиче-индивидуальность уже «проклевывается» личность. Дальнейший^огх процессов (они-то как раз ограничены телом). Носителем процесс развития собственно личности может продолжаться как или субстанцией «Я» выступают социальные отношения, средой угодно долго. Наука не установила никаких количественных обитания которых является общество, границ, их попросту нет. Итак, становление социального «Я» возможно только как

Итак, можно сделать выводы: содержание процесса становле- процесс усвоения мнения значимых других обо мне, которые ния социального «Я» — взаимодействие с себе подобными; пред- служат зеркальным «Я». Другими словами, на социально-назначеше этого процесса — поиск своего социального места, психологическом уровне становление социального «Я» происхо-

результат процесса — зрелая личность. Главными временными точками формирования личности являются: а) осознание своего «Я», б) осмысление своего «Я». На этом завершается начальная социализация и открывается продолженная. Ее исходный мо­мент — обретение самостоятельнести.

Осознание и осмысление своего «Я» два разных момента. Второй совпадает с постановкой названных выше «философских^^ вопросов. Осознание своего «Я» происходит гораздо раньше ос­мысления.

Известно, что ребенок в раннем возрасте называет себя соб ственным именем («Коля хочет пить») и с трудом переходит личному местоимению «Я хочу пить». Через понимание други ребенок приходит к формированию своего социального «Я> Впервые этот процесс описал американский социолог Ч. Кул1 (1864—1929) в теории «зеркального Я».

Ее суть в том, что другие (родители, ровесники, посторон ние) являются своеобразным зеркалом для нас. В обычное зер кало мы смотримся для того, чтобы поправить свой внешни!1 вид. В других мы «смотримся» для того, чтобы откорректироваг свое поведение, поправить что-либо в своем внутреннем мире То, что мы видим в этом зеркале, суть реакции окружающих н наше поведение. Мы постоянно держим в уме, что о нас думаю: другие, какими мы выглядим со стороны, как другие будут реа­гировать на тот или иной наш поступок. Соответственно вно сятся поправки в собственные действия. И это происходит по­стоянно, всю жизнь.

Наше «Я» — не жестко фиксированное состояние, даже не структура, а процесс.

Но это специфический процесс, он происходит в особо!' пространстве — в пространстве межличностного взаимодейсг

через интернализацию культурных норм и социальных цен-стей. Интернализация — превращение внешних норм во внут-;нние правила поведения.

Ключевые слова:

Интернализация Осознание «Я» Зеркальное «Я» Становление социального «Я»