Социальная селекция Экспертные оценки

Контрольные вопросы:

1. Почему «феральные люди» не могут стать личностями?

2. Что такое социализация? Каковы ее основные этапы.

3. Каково соотношение понятий «обучение», «адаптация», социа­лизация?

4. Что такое «зеркальное Я»? »

5. В чем состоит различие агентов первичной и вторичной социа­лизации?

6. В чем заключается различие понятий жизненного цикла, ресо-циализации и десоциализации?

7. Каковы отрицательные последствия вынужденной десоциали­зации?

8. Какие условия создают объективную возможность десоциали­зации осужденных?

9. Почему возникает задача ресоциализации преступников и како­вы ее основные направления?

10. Какую функцию имеют оценки в процессе социализации?

11. На чем основывается теория стигматизации?

12. Как соотносятся понятия социализации и социального контроля?

Глава 7

Социальный контроль

Как мы уже знаем, социализация — это процесс усвоения цен­ностей и норм культуры и освоения социальных ролей. Он протека­ет в обществе, его субъектами и проводниками являются агенты и институты социализации. Они не только обучают и воспитывают детей, но и контролируют правильность усвоенных образцов соци-|шьного поведения, и, следовательно, выступают агентами и инсти­тутами социального контроля.

Этот контроль может осуществляется как отдельным человеком, так и целым коллективом (семьей, группой друзей, учреждением или институтом), и называется социальным контролем. Он выступает од­ним из главных средств социальной регуляции поведения людей.

7.1. Понятие социального контроля

Когда мы говорили о социальном прогрессе, то концентри­ровали внимание на изменениях, инновациях, привнесении но­вого. Однако прогресс общества невозможен без сохранения старого, если оно, конечно же, заслуживает быть сохраненным Для потомства. Своим потомкам живущее поколение передает не только памятники архитектуры. Это как раз не самое важное.

Гораздо важнее сохранить нравственные нормы, правила по­ведения, обычаи, накопленные знания, которые составляют со­держание культуры и без которых невозможна практика соци­альных отношений, жизнедеятельность общества.

Переселяясь на новое место, народ переносил с собой не памятники материальной культуры, а знания, обычаи, нормы и традиции. Памятники он создавал, и не хуже, на новом месте.

Сохранить живую ткань социальных отношений помогает со­циальный контроль особый механизм социальной регуляции пове­дения людей и поддержания общественного порядка.

Любая социальная группа, имеющая свои интересы и ценно-сти, вырабатывает и свои особые нормы, направленные на за. щиту этих интересов и ценностей. Поэтому социальный кон. троль — необходимый компонент жизнедеятельности любой ре­альной социальной группы.

Основными видами социального контроля (и шире — соци­альной регуляции), которые выработаны человечеством, являют­ся обычаи и традиции, мораль, религия, право. В них можно выделить две стороны: нормативную и институциональную.

С нормативной стороны социальный контроль воплощается в системе норм, в которых отражаются требования субъектов контроля к поведению личности. Норма — это образец, стан­дарт, модель требуемого (желаемого, должного) поведения, т.е. правило поведения. Нормативная сторона очерчивает границы социального контроля, внутри которых действуют субъекты кон­троля.

С институциональной стороны социальный контроль во­площается в системе субъектов (агентов и институтов) контро­ля, которые его осуществляют путем применения санкций. Санкция — это средство (поощрение или наказание) стимулирова­ния людей к должному поведению, определяемому нормой. Субъек­ты контроля делятся на формальные, или официальные (мили­ция, школа), и неформальные (семья, компания). Соответственно и применяемые санкции бывают формальные, предусмотренные какими-то нормативными актами (выговор, штраф), и нефор­мальные (бойкот).

Исторически первой формой социального контроля в обще­стве был обычай. Затем, по мере развития общества, главенст­вующую роль стала играть религия. В настоящее время в сфере социального контроля особое место занимает право как наибо­лее оперативное и эффективное средство, и соответственно сре­ди субъектов контроля — государственно-правовые институты. Именно с помощью них в обществе устанавливается единый нормативный режим — правопорядок. Но формы социального контроля не оторваны друг от друга, а взаимосвязаны, во многих случаях «перекрещиваются», одна поддерживает и укрепляет действие других. Это создает значительный запас прочности нормативной системе общества в целом.

Данное обстоятельство достаточно наглядно иллюстрируется соотношением таких нормативных систем, как мораль и право. Ни в одном обществе социально-правовой контроль не обеспе-

цивается только принуждением, т.е. применением санкций. Со-адюдение правовых норм большинством населения обусловли­вается тем, что уголовно-правовые запреты совпадают с мораль­ными — это придает уголовному запрету нравственную силу. Эффективность уголовно-правовых норм как регуляторов пове­дения напрямую зависит от их соответствия нравственным пред­ставлениям.

! Например, правовая норма об ответственности за недоноси­тельство никогда не была эффективной. Как ни пропагандиро­вали положительный опыт Павлика Морозова, в народной мо­рали доносительство всегда осуждалось («доносчику — первый кнут»). Правовая норма становится абсолютно неэффективной, если она не только идет вразрез с общественной моралью, но и игнорирует наличные социальные условия. Примером этого мо­жет служить антиалкогольная кампания в 80-х годах. После того как была ужесточена ответственность за самогоноварение, на­рушения данного запрета стали повсеместными.

I Общепревентивное воздействие закона (угроза наказания) оказывается весьма незначительным в отношении законопос­лушных граждан. Это было показано еще в исследовании М.М. Исаева, проведенном в 1925 г. в Ленинграде. Были выяв­лены мотивы несовершения преступлений в тех случаях, когда это было возможно и даже практически выгодно. Ответы (%), распределились следующим образом:

Мотив законопослушного поведения

Совесть не позволила Отвращение к поступку Стыдно перед людьми Принципиальные соображения Страх перед наказанием По нерешительности

Таким образом, для поведения, согласующегося с уголовно-правовым запретом, само существование такого запрета не явля­ется ни достаточным, ни даже необходимым условием. 1 Социальный контроль выполняет три важнейшие социаль­ные функции:

регулятивную — контроль является одним из главных эле­ментов социальной регуляции поведения людей; К • охранительную — контроль способствует сохранению об­щезначимых ценностей. Наиболее важные из них (жизнь,

Мужчины Женщины
24,3 36,0
30,8 28,0
3,8 4,0
19,6 20,0
19,6 12,0
1,9

здоровье, собственность и т.д.) являются объектах ловно-правовой охраны. Фактически именно ценн" ставляют предмет посягательства и в этом качестве

'СТЦ

в состав преступления;

стабилизирующую — обеспечивается единообразное дение людей в сходных ситуациях, контроль способ ПС предсказуемости поведения и социальному порядку '

В триединстве этих функций социальный контроль высп ет в качестве механизма социального наследования, пом осуществлять без существенных отклонений трансляцию с°' ального опыта от поколения к поколению, т.е. служит для or ства тем же, чем генетический аппарат для живого органи Таким образом, в развитии общества социальный контроль рает консервативную (это не означает отрицательную) рол( способствует сохранению старого, устоявшегося, привычного

Цель социального контроля — обеспечить конформное, нормативное, поведение индивидов, т.е. поведение в соотве вии с установленной нормой. Конформизм определяется приспособленчество, принятие существующего порядка вей господствующих мнений. Конформизм бывает истинным (в? ренним) и целесообразным (внешним).

Критерием отличия видов конформизма может служить ведение индивида (следование норме) при групповом дашга и при его отсутствии: если поведение не изменяется — кон^ мизм истинный; если изменяется — целесообразный, явл щийся одним из механизмов адаптации к новому социальн окружению. В эксперименте американского психолога С. / была установлена связь конформного поведения с половозр; ными характеристиками: женщины более конформны, чем м чины; с возрастом конформность личности уменьшается.

Для социального контроля мотивы следования норме в оба то безразличны. Но не для процесса социализации. Для социал! ции не может быть целью формирование конформной лично такая личность легко усваивает нормы любой среды, в том чис преступной. Успешно социализированная личность может Крит' ски оценивать нормы, вырабатывать к ним свое отношение и I ствовать, исходя не из внешнего социального давления, а из св< внутреннего регулятора, воплощенного в совести.

Все виды социального контроля (традиции, религия, ПР' обладают определенной спецификой и имеют некоторые о черты. Специфика заключается главным образом в хара

социального контроля (общественное мнение, свя-тИтУ1" £ИН0Д и т.д.) и санкций (формальные и неформаль-•iHblli йщНость определяется особенностями нормативной '.h a аК таковой. Во-первых, все социальные нормы харак-теМЫ я общими свойствами (см. §7.2); во-вторых, многие ll3^l° язных форм социального контроля совпадают по содер->vfbl /иМеют сходные диспозиции).

г ажем, такая очень специфичная социальная группа, как - ство' осужденных, также вырабатывает свою нормативную 'оШ Жизнь и нравы этого сообщества представляются весь-Те!обычными, например, там возможны даже случаи канни-н при побегах из дальних северных лагерей осужденные "яа брали с собой «корову», т.е. осужденного, которого мож-будет съесть во время долгих скитаний по тайге. Нормативная система сообщества осужденных поражает ско-. своей обычностью, а не экзотичностью. Она содержит самые 5шные нормы: не лги, не воруй, уважай старших. Только эта рмативная система носит ярко выраженный корпоративный иктер: не лги своим, не кради у своих и т.д. Да и с правона-штелями в сообществе осужденных поступают самым обыч-14 образом: их подвергают социальной изоляции (перевод в :гу «опущенных») и социальному клеймению (дают оскорби-ьные клички, ставят особые метки на одежду, посуду, делают наковые» татуировки).

Особые социальные условия существенно меняют и иерархи-скую ценность норм, и характер санкций. Например, привыч-чистить зубы в обычных условиях имеет малую социальную ачимость. Но в условиях совместного проживания большого чичества людей на ограниченной площади (тюремная камера), нитарно-гигиенические нормы приобретают особое значение они становятся условием физического выживания группы. И !и «на воле» неряшливый и неопрятный человек в худшем иае ощущает легкое презрение окружающих, то в сообществе Ценных он подвергается унизительной (и часто мучитель-щ) процедуре «опускания» и оказывается социальным изгоем.

Ключевые слова: