даться в своей деятельности тремя основными принципами (законами):
• человеческими действиями правят честолюбие и мотив власти. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедняками — страсть приобрести то, чего их
лишили;
• умный правитель не должен выполнять все свои обещания.
..- -------- ->ЛЛ,,,г,т п п[.тгтттнр:нием СВОИХ обЯЗа-
дя к ней, не обязательно их выполняю, nnaiv i.v,..^»._______
симость от подчиненных. А где зависимость, там нерешитель ность, малодушие и легкомыслие;
• творить зло надо сразу, а добро — постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно производить сразу и в больших дозах. Единовременная жесткость переносится с меньшим раздражением и считается более справедливой, чем растянутая во времени (хвост собаке лучше отрубать
сразу, а не по частям).
В «Государе» Макиавелли нарисовал образ идеального правителя и политическую технологию удержания власти. Прообразом такого правителя для него был Цезарь Борджиа, чьи жестокость и коварство долгое время считались непревзойденными.
Следующий шаг в развитии социологии сделал английский философ Томас Гоббс (1588—1679). Он разработал теорию общественного договора, послужившую основой учения о гражданском обществе. У животных нет борьбы за почести и звания, поэтому у них нет ненависти и зависти — причины мятежей и войн. У людей все это есть. Неверно думать, будто люди от рождения склонны к сотрудничеству. Если бы человек любил другого по естественному побуждению, то он искал бы общения со всеми в равной мере. Но каждый из нас предпочитает общество тех, кто ему полезнее. Именно человеческая природа толкает искать не друзей, а почета и выгод.
Людей побуждает создавать общество Т. Гоббс
страх. Взаимный страх удерживает людей
от безудержной погони за господством. Он объединяет людей в группы, помогая выжить в конкуренции. Но объединившись, люди преследуют вовсе не общественное благо, а стремятся даже
из этого извлечь себе выгоду либо достичь уважения и почестей. Общество стабильно, если слава и почет возданы всем. Но так не бывает. Обойденным оказывается всегда большинство, почет достается немногим, следовательно, общество со временем обязательно распадется. Страх смерти, инстинкт самосохранения не разъединяют, а объединяют людей, вынуждают заботиться о взаимной безопасности. Государство — наилучший способ удовлетворить такую потребность. Поэтому причина возникновения стабильного, длительно существующего общества — взаимный страх, а не любовь и расположение.
Все люди рождаются равными и каждый имеет одинаковое с другими «право на все». Но человек — существо эгоистичное и окружают его такие же эгоисты, завистники, враги. Отсюда неизбежность в обществе войны всех против всех: человек человеку волк. Такая война всех против всех, или социальная борьба за выживание, является естественным состоянием рода человеческого. Она характеризует повседневную жизнь людей в дограж-данском обществе.
Иное дело гражданское общество — высший этап развития. Оно покоится на общественном договоре и юридических законах. У него три формы правления: демократия, аристократия, монархия. Только с появлением государства возникают собственность в истинном смысле слова и соответствующие учреждения (суд, правительство, армия, полиция), защищающие ее. В результате общественного договора прекращается война всех против всех. Граждане добровольно ограничивают свою свободу, получая взамен защиту от государства.
Взгляды Т. Гоббса легли в основу представлений об общественном устройстве деятелей Просвещения XVIII в. — Руссо, Вольтера, Дидро, Монтескье.
В трудах просветителей Ш.Л. Монтескье «О духе законов» (1748 г.) и Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях» (1764 г.) изложены фундаментальные идеи, которые впоследствии во многом определили развитие криминологии — о факторах преступности, о примате предупреждения, о роли социальных институтов и т. д. Французский философ Шарль Луи Монтескье (1689—1755) писал, что мудрый законодатель заботится не столько о наказаниях за преступления, сколько о предупреждении преступлений. Основным средством предупреждения преступлений он считал воспитание, которое — пусть и самое трудное, но зато самое верное средство. Главными субъектами воспитания являются семья и государство.
Ш.Л. Монтескье
Кроме идеи предупреждения, Ш. Монтескье заложил основы «теории факторов». Он считал, что поведение людей, в том числе и преступное, определяется разного рода факторами. К таким факторам он относил образ правления, законодательство, климат, качество почвы, образ жизни, религию, численность населения, обычаи и т. д. Ликвидация нищеты и бесправия, повышение образовательного и культурного уровня населения, социальный мир — вот главные
средства снижения и ликвидации преступности. Теория факторов сыграла огромную роль в становлении криминологии как науки, она была господствующей методологией на ранних этапах развития криминологии, да и в настоящее время она имеет
своих сторонников.
Итальянский просветитель Чезаре Беккариа (1738—1794) является основателем классической школы уголовного права. Он сформулировал основные правовые принципы (часто в афористичной форме), которые не потеряли своего значения и по сей день:
Лучше предупреждать преступления, чем наказывать за них.
Должна быть соразмерность между преступлениями и наказаниями. Для достижения цели наказания достаточно, чтобы зло наказания превышало выгоду, достигаемую преступлением.
Уверенность в неизбежности хотя бы и умеренного наказания произведет всегда большее впечатление, чем страх перед другим, более жестоким, но сопровождаемый надеждой на безнаказанность.
Смертная казнь не может быть полезна, потому что она подает людям пример жестокости.
Ч. Беккариа
1.2. Возникновение социологии
Возникновение в XIX в. эмпирической науки об обществе является не случайным, а имеет определенные гносеологические и социально-экономические предпосылки.
Девятнадцатый век — это век естествознания, его идеалом является опытное, «позитивное» знание. Наука не знает границ, естественно-научному методу подвластно все, в том числе мораль, право, общественное устройство — все то, что раньше было предметом метафизики и спекулятивных домыслов.
Стилю научного мышления XIX в. были одинаково чужды как обскурантизм средневековья, так и морализаторство просветителей. Говоря современным языком, лидерами естествознания в XIX в. стали физика (механика И. Ньютона) и биология (эволюционная теория видов Ч. Дарвина). Именно эти науки определяли стиль научного мышления своей эпохи. Особенности этого стиля мышления наложили зримый отпечаток на сам процесс формирования социологии и криминологии. Общество (и преступность) стали рассматриваться как объективное явление, ничем в принципе не отличающееся от объектов познания физики и биологии. И достаточно долго опытная, позитивная наука об обществе называлась социальной физикой, а ее разделы по аналогии с механикой называ-I лись социальной статикой и социальной | динамикой.
Сообразуясь с научными идеалами своего времени, один из основателей социологического направления в криминологии бельгийский ученый Ламбер Адольф Жак Кетле (1796-1874) писал:
Цель моя — показать, что в мире, где многие упорно видят только беспорядочный хаос, существуют всесильные и неизменные законы.
Л.А.Ж. Кетле Законы, управляющие социальными
процессами, столь же' точны и неизменны, как законы механики, и аналогичны им (действие равно противодействию; общество, как любая система, стремится к равновесию и т. д.). Эти законы едины для всех эпох и народов. Поэтому не случайно и главный труд А. Кетле назывался «Человек и развитие его способностей, или Опыт социальной физики».
В XIX в. европейское общество окончательно и бесповоротно вступает на путь капиталистического развития. Два из рассматриваемых в этом параграфе мыслителей — О. Конт и К. Маркс — застали начальную стадию капитализма, а два других Э. Дюркгейм и М. Вебер — развитую. Между этими стадиями существует качественная разница. Естественно, что первые и вторые описывали совершенно разные общества, отсюда во многом проистекает и различие их взглядов.
Французский философ Огюст Конт (1798—1857), давший название науке социологии, научную деятельность начал раньше К.'Маркса. В своем творчестве он руководствовался идеалами прогресса, политической и экономической свободы, надеждой на то, что с помощью науки и просвещения можно решить все социальные проблемы. На вопрос о том, как вылечить больное общество, Конт отвечал просто: надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, каким является естествознание. Новую науку он назвал социологией. Открытые наукой законы общества надо преподавать в школах и университетах, дабы просветить людей, научить их тому, как следует правильно и разумно строить свои взаимоотношения. В этом его взгляды близки взглядам просветителей.
О. Конт во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину — выше математики, физики и
биологии, а преобразующую роль социологии в обществе (она должна произвести революцию в умах людей) считал столь же важной, как и роль религии. Социология призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы. Свои открытия она совершает при помощи четырех методов: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод. Причем применяться они должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. Такой подход с тех пор называют
позитивизмом.
Конт совершил поистине революционный переворот в науках об обществе, определил предмет и метод социологии. По его мнению, наука должна раз и навсегда отказаться от нерешаемых