Ролевой набор Ролевая идентификация Дистанцирование от роли Межстатусная дистанция

8.3. Ролевое поведение

Поведение человека в соответствии с социальной ролью де­лает его поступки предсказуемыми, что упорядочивает общест венные отношения. Наиболее предсказуемо поведение в случае статусной и ролевой идентификации, т.е. когда имеет место чис­то (или преимущественно) ролевое поведение.

Чисто ролевое поведение — модель поведения, основываю­щегося только на статусных и ролевых предписаниях, на кото­рую не влияют личностные особенности субъекта или особенно­сти ситуации.

Конечно, реальное поведение людей чаще всего не сводите* к чисто ролевому, оно значительно богаче. Во-первых, человек одновременно исполняет несколько ролей. Вступая в самые раз­личные взаимоотношения (дополнения, отрицания и т. д.) меж­ду собой, они порождают многоцветиость, мозаичность поведе­ния. Во-вторых, характер исполнения роли зависит от группо­вых и личностных особенностей. Один преподаватель делае' поблажки студентам на экзамене, другой — нет, старый препо даватель ведет себя иначе, чем молодой. Все они исполняю* одну роль, но по-разному. В-третьих, исполнение роли завией от обстоятельств, времени и места. Начальник ведет себя по

дному в рабочее и внерабочее время, на юбилее сотрудника, : переставая быть начальником. Поэтому чисто ролевое пове-иие со стороны нередко выглядит явно неадекватным (выше

примеры поведения чиновника и учительницы). Но все же чисто ролевое поведение людей имеет место. Оно быть как добровольным (осознанным), так и вынужден-,ш (навязанным). Человек может сознательно надеть маску алагура, неподкупного чиновника, неприступной красавицы), какие-то свои цели. Эта маска в необходимых случаях жет сбрасываться, а может со временем произойти полная щентификация с ней.

Чаще всего идентификация с ролью происходит неосознан-о, исподволь. В наибольшей мере это характерно для профес-иональных ролей. Длительное и добросовестное исполнение [рофессиональной роли не только вырабатывает стойкий сте-отип поведения, но и может влиять на свойства личности, ее мировосприятие и образ жизни. В этом случае говорят о профес­сиональной деформации личности.

Такая деформация может проявляться в разных формах. На­пример, многие сотрудники исправительных учреждений усваи­вают манеру поведения, жаргон и фольклор осужденных, т.е. rex, кого они призваны исправлять и перевоспитывать; при этом >ни достаточно легко вступают в недозволенные контакты с :ужденными, что ведет к должностным проступкам. Другие отрудники, напротив, не вступают ни в какие контакты с пре-тупниками, относятся к ним как к отбросам общества, недо-1еловекам. Они проявляют чрезмерную жестокость, считают опустимым рукоприкладство, т.е. опять же допускают должно­стные нарушения.

Поэтому для органов внутренних дел актуальна проблема со-иальной и психологической реабилитации самих сотрудников, этих целях во многих подразделениях вводятся штатные йлжности психологов, разрабатываются специальные програм­мы реабилитации.

Чисто ролевое добровольное поведение, о котором сказано ыще, не навязано личности извне и во многом является резуль-ее свободного выбора. Такое поведение при всех издерж-и деформациях обычно не приводит к нарушению нравст-Венных основ личности.

Но бывают случаи, когда чисто ролевое поведение навязыва-личности извне в результате давления группы или социаль-

ных обстоятельств. Например, в местах лишения свободы, в та-кой социальной группе, как сообщество осужденных, варианты поведения ее членов практически полностью заданы сущест-вующими групповыми нормами. Положение личности в такой группе, отношение к ней и ее оценка определяются главным об­разом не личностными качествами, а групповым статусом. И ее-ли еще представители «элиты» воспринимаются «массами» как личности, то индивиды, входящие в нижние слои, воспринима­ются безличностно, их характеристика полностью исчерпывается приписываемым статусом. Здесь происходит как бы «овеществ­ление» личности, ее деперсонификация, человек воспринимает­ся как объект. Тем самым личность исключается из сферы дей­ствия механизмов, блокирующих внутригрупповую агрессию. Например, доносительство является одним из самых грубых на­рушений норм сообщества. Но в отношении низкостатусных осужденных этот запрет не действует: «опущенного» не зазорно «подставить» администрации, свалить на него вину за какое-либо нарушение. И социальное клеймение (присвоение обидных кличек) имеет целью затруднить восприятие «клейменого» как человека.

Известный советский психолог А.Н. Леонтьев (1903—1979) идею прямого сведения личности к совокупности исполняемых ею ролей называл одной из самых чудовищных. Но чудовищ­ность положения в том и состоит, что изучение межличностных отношений в сообществе осужденных подтверждает факт их ро­левого поведения.

Чисто ролевое вынужденное поведение возможно не только у осужденных и не только в местах лишения свободы. Это пока­зали эксперименты американского психолога Ф. Зимбардо.

Для эксперимента были отобраны студенты-добровольцы с хорошим здоровьем, высокими интеллектуальными и нравст­венными качествами, которые по жребию разделились на «тю­ремщиков» и «заключенных». Тюремщики не получали подроб­ных инструкций, им просто сказали, что к поддержанию поряд­ка среди заключенных надо подходить серьезно. Заключенным надели наручники, подвергли унизительному досмотру и помес­тили в камеры.

В первый день атмосфера была сравнительно дружеской. № второй день «зеки» предприняли попытку бунта: забаррикадиро­вали дверь, оскорбляли охрану и т. п. Тюремщики жестоко ус­мирили бунт, что их сплотило, а заключенных разобщило. Игра

ршла всерьез. Заключенные себя чувствовали униженными, а ремщики наслаждались властью: беспричинно надевали на-чники, швыряли пищу в лицо и т. д. На шестой день экспе-мент пришлось прекратить. Участники были в шоке, никто не нимал, как это могло произойти с ними, порядочными и не-«ссивными людьми.

Ф. Зимбардо сделал вывод, что индивидуальное поведение раздо более зависит от внешних социальных сил и условий, м от таких расплывчатых понятий, как черты личности, харак-:р или сила воли, существование которых, как он говорит, психологически не доказано». Фактически большинство людей Ьжно заставить делать все, что угодно, если только их подверг­ать социальному или психологическому давлению (власти, ав-^ритета, социальной роли и т. д.). Социальное давление имеет кдетвием деиндивидуализацию личности.

Сходные результаты были получены и в экспериментах аме-Йканского исследователя С. Милгрэма. Два человека приходят лабораторию якобы для исследования памяти и внимания. Од-рму дается роль «учителя», другому — «ученика» (на самом де-ученик» является подставным лицом, актером, но «учитель» гот не знает). Ученика привязывают к креслу и проводами одсоединяют» к макету генератора со шкалой до 450 вольт. За ,ую ошибку ученик должен получать разряд нарастающей лы. При 120 В ученик начинал жаловаться, при 150 требовал екратить эксперимент, после 280 он отчаянно кричал. Однако спериментатор настаивал на продолжении. Учитель, чтобы от-заться от навязанной роли, должен ослушаться эксперимента-ра, выйти из-под его власти.

Суть эксперимента состояла в том, чтобы выяснить, до каких еделов может дойти испытуемый — учитель, причиняя боль рртве — ученику, откажется ли он (и на каком рубеже) подчи-;ться власти экспериментатора.

Перед началом эксперимента почти все испытуемые сказали, они не смогут причинить боль ученику. Лишь немногие по­тали, что смогут выйти за пределы 180 В. Таким они предска-ЗЫвали и поведение остальных испытуемых: они также откажут­ся подчиняться экспериментатору.

I На самом деле две трети испытуемых—«учителей» экспери-жнтатора не ослушались и продолжали опыт, несмотря на фтрадания» ученика. Этот эксперимент проводился во многих (ранах. Например, в Мюнхене среди испытуемых таких по-

слушных учителей оказалось почти 85%. Но когда испытуемые должны были сами выбирать силу разряда, почти все ограничи­вались минимальным уровнем. В то же время в одном из опы­тов, когда кнопку нажимал другой, а испытуемый—учитель только диктовал условия, около 90% продолжали опыт до самого максимального значения.

В этих опытах человек, по словам С. Милгрэма, «низведен до уровня агента»: считая себя простым исполнителем, он не чувствует моральной ответственности за последствия своих дей­ствий. Поэтому самые бесчеловечные деяния, совершенные по приказу, с точки -зрения субъекта могут выглядеть совершенно невинными.

Поведение нарушителей, приближающееся к чисто ролево­му, характерно для преступлений, совершаемых в группе. На­рушитель в группе (шайке) свои действия подчиняет тому, чтобы оправдать социальные ожидания (экспектации) подель­ников и даже превзойти их: герой играет свою роль в присут­ствии заинтересованных зрителей. Члены хулиганствующих групп подростков, совершающих акты вандализма в транспор­те, • ведут себя в том же транспорте совершенно по-другому, когда они одни.

Следствие деиндивидуализации личности в группе деинди-видуализация ответственности (подобно действию, совершенно­му по приказу).

Поэтому часто групповые насильственные преступления яв­ляются более жестокими, чем совершенные в одиночку.

Ключевые слова: