Малые группы Формальная группа Неформальная группа Первичная группа Вторичная группа

9.2. Этнические общности

Термин «социальная общность» употребляется в литературе в двух значениях. В широком смысле он выступает синонимом социальной группы вообще, в узком смысле социальными общ­ностями называют только территориальные группы. Социологи определяют территориальную группу как совокупность людей, У которых есть общее и достаточно постоянное место жительства, которые взаимодействуют, зависят друг от друга и совместной деятельностью удовлетворяют общие потребности.

Этнические общности называют также кровнородственными. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, юоды. Они объединяются на основе генетических связей и со-втавляют эволюционную цепочку, началом которой выступает вемья.

Семья — наименьшая кровнородственная группа людей, свя-Ьанных общностью происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы.

Клан — группа кровных родственников, носящих имя пред­полагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на 1емлю, кровную месть, круговую поруку. Как пережитки перво-Вытного времени они остались в некоторых районах Шотлан-иии, у индейцев Америки, в Японии и Китае. Несколько кла-•иов, объединившись, составляют племя.

Племя — более высокая форма организации, охватывающая юольшое число родов и кланов, обладающих собственным язы­ком или диалектом, территорией, формальной организацией |вождь, племенной совет),, общими церемониями. Их числен­ность доходила иногда до десятков тысяч человек.

В ходе дальнейшего культурного и экономического развития шлемена преобразовывались в народности, а те — на высших ртадиях развития — в нации.

Народность — этническая общность, занимающая на лестни­це общественного развития место между племенем и нацией. ^Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют «обой языковую, территориальную, экономическую и культур-мую общность. По численности народность превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность. I. Нация — автономная, не ограниченная территориальными фамками общность, члены которой привержены общим ценно-•|ргям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения, но объединяющая их Национальность сформировалась благодаря общей истории, язы­ку и культуре.

Нация возникает в период преодоления феодальной разоб­щенности и зарождения капитализма. В этот период складыва­ется достигшие высокой степени интеграции внутренний рынок ■ единый хозяйственный уклад, собственная литература, искус­ство. Нации более многочисленны, чем народности, и насчиты­вают миллионы людей. На почве единых территории, языка и

 

экономики формируются единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство солидар­ности со своей нацией. Национально-патриотические и нацио­нально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.

Как писал советский историк и психолог Б.Ф. Поршнев (1905—1972), в основе объединения людей в общность лежит универсальный социально-психологический механизм: отличе­ние от других общностей и групп людей вовне («Они») и одно­временно уподобление в чем-либо людей друг другу внутри общности («Мы»). Выражение «Мы студенты» предполагает, что все студенты в чем-то схожи и в то же время чем-то отличаются от других, не студентов. «Они» — это не «Мы», и наоборот, «Мы» — это не «Они». Только само представление (или ощуще­ние) о том, что есть «Они», рождает желание самоопределиться, обособиться от «них» в качестве «Мы».

Если межкультурное сравнение, как выше уже сказано, по­рождает этноцентризм, то межгрупповое сравнение и диффе­ренциация порождают групповой фаворитизм: «наши» люди всегда в чем-то отличаются в лучшую сторону от «ненаших». Ес­ли различия между людьми разных групп реально существуют, то они преувеличиваются (если не существуют, то просто выду­мываются). В то же время реальные различия людей внутри группы преуменьшаются (или отрицаются вовсе). На этой осно­ве формируются социальные стереотипы и национальные пред­рассудки.

Ключевые слова: