Конвенциональная толпа Активная толпа

9.4. Малые группы

Когда мы говорим о судьбах цивилизации, мировом сообще­стве или проводим сравнительный анализ обществ, мы характе­ризуем мегамир социологии. Описывая судьбу одной страны, разбирая ее социальную структуру или взаимодействие больших Социальных групп, мы вторгаемся в макромир социологии. Но существует еще один уровень, без познания которого социаль-иая картина общества останется неполной. Это микромир со-шиологии — малая группа и межличностные отношения, харак­теризующие ближайшее социальное окружение человека.

Малой группой называют небольшое число людей, которые шорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют между тобой.

Пример: спортивная команда, школьный класс, семья, про­изводственная бригада.

Часто малую группу называют первичной, контактной, не­формальной. Известны следующие определения малой группы:

Дж. Хоманс. малая группа представляет некоторое число яиц, взаимодействующих между собой в течение определенного •времени и достаточно малочисленных, чтобы иметь возможность контактировать друг с другом без посредников.

Р. Мертон: малой группой называется совокупность людей, ■Соторые определенным образом взаимодействуют друг с другом,

осознают свою принадлежность к ней и считаются членами дан­ной группы с точки зрения других.

Р. Бейлз: малая группа — это некоторое число людей, ак­тивно взаимодействующих между собой в течение более чем од ной встречи лицом к лицу, так что каждый получает определен­ное представление обо всех остальных, достаточное, чтобы раз­личать каждого персонально, реагировать на него либо во время встречи, либо позже, вспомнив его.

Определений малой группы в литературе не менее ста, как правило, в каждом из них соединяется несколько признакок изучаемого явления. Чаще всего ученые указывают на следую­щие признаки малой группы:

• Ограниченное число членов группы. Верхний предел со­ставляет 20 человек, нижний — 2. Если группа превышает «кри­тическую массу», то распадается на подгруппы и фракции. Со­гласно статистическим расчетам большинство малых групп включает 7 и менее человек.

• Стабильность состава. Малая группа в отличие от большой держится на индивидуальной неповторимости и незаменимости участников.

• Внутренняя структура, включающая систему неформаль­ных ролей и статусов, механизм социального контроля, санк­ции, нормы и правила поведения.

• Число связей растет гораздо быстрее, чем число членов. В группе из трех человек возможны всего четыре отношения, в группе из четырех — 11, а в группе из 7 — 120 связей.

• Чем меньше по размерам группа, тем интенсивнее в ней взаимодействие. Чем крупнее группа, тем чаще отношения те­ряют личностный характер, формализуются и перестают удовле­творять членов группы. В группе из 5 человек ее члены получа­ют большее личное удовлетворение, чем в группе из 7. Группа из 5—7 человек считается оптимальной.

• Принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных запросов. Малая группа в отличие от большой удовлетворяет наибольшее число жизненно важных потребностей человека. Если размер удовлетворения, получае­мый в группе, падает ниже определенного уровня, индивид по­кидает ее.

• Взаимодействие в группе лишь тогда устойчивое, когда со­провождается взаимным подкреплением участвующих в нем лю­дей. Чем значительнее индивидуальный вклад в успех группы.

рм сильнее стимулируются другие поступать так же. Если один перестает вносить необходимый вклад в удовлетворение потреб­ностей других, то он изгоняется из группы.

• Группа предоставляет каждому максимум доступных пре­имуществ, поскольку являет собой объединение равно полезных ■руг другу индивидов. Каждый из них находит от пребывания в данной группе больше пользы, чем в любой другой.

Малая группа принимает множество форм. Однако исходных Ьорм две — диада и триада. Их можно назвать простейшими молекулами малой группы, которые подобно генетическому коду задают другие свойства и признаки малой группы.

Диада состоит из двух человек, например, пара влюбленных. Они постоянно встречаются, проводят вместе досуг, обменива­ются знаками внимания и символами. У них формируются ус­тойчивые межличностные отношения, основанные прежде всего на чувствах — любви, доброжелательности, ревности, гордости. Вмоциональная привязанность влюбленных заставляет их бе-|ежно относиться друг к другу, т. е. строить обмен по принципу: ■елай другому то, что хотел бы, чтобы он тебе сделал. Даря свою ■юбовь, партнер надеется, что взамен получит не меньшее от-Ьтное чувство.

Таким образом, исходный закон межличностных отношений в Щиаде — эквивалентность обмена и взаимность. В больших соци-|пьных группах, скажем, в производственной организации или |анке подобный закон может и не соблюдаться: начальник тре-|ует и берет от подчиненного больше, чем дает взамен.

Диада — царство субъективных пристрастий, где социальное ■чало только еще зарождается. Иное дело триада.

Триада — активное взаимодействие трех человек. Когда в I онфликте двое выступают против одного, то последний сталки-11ется уже с мнением большинства. Он рассуждает так: один I ожет ошибиться в оценке моих поступков, но двое — вряд ли, I ни скорее выражают объективное мнение обо мне.

Так же и в обществе: когда на недостатки человека указы-I 1ет один, его мнение можно оценить как взгляд недоброжела-I !ля или завистника. Один способен ошибаться. Но когда то Ie самое говорят многие, их мнение граничит с объективной I стиной.

(Закон человеческих отношений гласит: мнение большинства с Згакашальной вероятностью воспринимается как достоверное.

Мнение одного или меньшинства в одинаковой мере может восприниматься и как истина, и как ложь. Вот почему с мнени­ем большинства так трудно бороться в одиночку.

Между диадой и триадой существует принципиальное разли­чие. В диаде мнение одного может считаться и ложным, и ис­тинным в равной мере. Только в триаде впервые появляется численное большинство. И хотя оно состоит всего из двух чело­век, важна не количественная, а качественная сторона.

В триаде зарождается феномен большинства, а вместе с ним по-настоящему рождается социальное отношение, социаль­ное начало.

Диада — крайне непрочное объединение. Сильные взаимные чувства и привязанность могут моментально перейти в свою противоположность.- Любовная пара распадается с уходом од­ного из партнеров или охлаждением чувств.

Триада более стабильна. В ней меньше интимности и эмо­ций, но лучше развито разделение труда. Более сложное разде­ление труда придает больше независимости индивидам. Двое объединяются против одного в решении одних вопросов и ме­няют состав коалиции в решении других. В триаде попеременно все меняются ролями и в результате никто не доминирует.

В местах лишения свободы в среде осужденных также су­ществуют малые группы. Основа для формирования малых не­формальных групп в местах лишения свободы и вне их одна -потребность в общении — естественная и важнейшая потреб­ность человека как общественного существа. Только в условиях исправительных учреждений формирование таких групп проис­ходит более интенсивно и чаще всего по признаку землячества. Разрыв существовавших социально-полезных связей и межлич­ностных отношений, замкнутость социальной среды обуслов­ливают дефицит общения и, как следствие, повышенную кон­тактность.

Существование неформальных групп в колониях обусловлено общими социально-психологическими закономерностями и его не следует рассматривать как сугубо отрицательный фактор, противостоящий воспитательным воздействиям. Хотя, конечно, неформальные группы в местах лишения свободы имеют и оп­ределенную специфику: они не только удовлетворяют потреб­ность осужденных в общении, компенсируют эмоциональную неудовлетворенность в официальной сфере, создают чувство

[сихологической защищенности, но и несут некоторые несвой­ственные им функции, например, хозяйственную (материальная Ьоддержка членов), что отражается в самом названии таких групп («семья»). Но эта особенность, носящая ярко выраженный приспособительный характер к условиям лишения свободы, не ^еняет их характера и сущности.

Ключевые слова: