О. Конт

вопросов. К ним Конт относил те, которые нельзя ни подтвер­дить, ни опровергнуть, опираясь на факты. Прежде всего к ним относятся философские суждения, оторванные от жизни.

Конт преклонялся не только перед социологией, но и перед человеческим обществом, которое она призвана описывать. Для него отдельный индивид — почти ничто. Общество состоит не из отдельных индивидов, а из социальных систем. Под общест­вом подразумевалось все человечество или какая-то его часть, связанная консенсусом (всеобщим согласием). Посредствующим звеном между индивидом и обществом выступает семья, и се­мейная связь совсем иной природы, нежели социальная. Учение Конта состояло из двух частей: социальной статики, описываю­щей законы существования, и социальной динамики, описы­вающей законы и этапы изменения общества.

О. Конт сформулировал основной закон общественного прогресса, или закон трех стадий, по которому стадии развития общества соответствуют стадиям развития человеческого ума.

Первую, теологическую, или фиктивную, стадию, охватываю­щую Древность и раннее Средневековье (до 1300 г.), Конт делил на три периода: фетишизм, политеизм и монотеизм. При фетишизме люди приписывали жизнь окружающим предметам и видели в них богов. При политеизме (Древняя Греция и Рим) обожествлялись природные явления. Эпоха монотеизма — эпоха христианства.

Метафизическую стадию (с 1300 по 1800 гг.) Конт рассматри­вал как переходную, для которой характерно разрушение старых верований — фундамента общественного порядка. Важнейшие события этой эпохи — Реформация, Французская революция. Им сопутствовало распространение критической философии, приведшей к упадку авторитетов. Общество, погруженное в анархию, нуждается в новой идеологии, выполняющей интегри­рующую роль. Такова, по Конту, философия позитивизма, зна­менующая наступление третьей стадии — позитивной.

Свидетельством вступления в последнюю, позитивную, эру является распространение наук, рост их общественного значе­ния, развитие промышленности, гармоничное развитие всех элементов социальной жизни.

От Конта идет идея солидаризма (развитая позднее Э. Дюркгеймом и Л. Дюги) и представление об особой роли права в сдерживании и предупреждении социальных конфликтов.

Карл Маркс (1818—1883) куда более пессимистично смотрел на возможности современного ему общества, нежели Конт. Он