10.5. Социальные институты
Термин «институт» (от лат. institutum — установление, устройство) имеет множество значений, хотя со временем утвердилось в основном два — узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое правовое (совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений, например, институт наследования, институт наказания).
Социологи, позаимствовавшие это понятие у правоведов, наделили его новым содержанием. К стержню — совокупности норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, добавились новые, сугубо социологические детали. Они углубили понимание социальных институтов как столпов, на которых покоится общество.
Социальный институт — это устойчивая форма социальной практики, включающая совокупность ценностей, норм, статусов, социальных связей, организаций, с помощью которых организуется общественная жизнь и обеспечивается стабильность общества.
Любой институт характеризуется как внешней (учреждения, организации, должностные лица), так и внутренней (ценности, нормы, стандарты поведения) стороной.
Известно, что животное приспосабливается к среде посредством инстинктов — мощных инструментов выживания, выкованных миллионнолетней эволюцией. Они помогают ему бороться за существование и удовлетворять важнейшие жизненные потребности. А как быть человеку? Ведь он растерял почти все свои инстинкты, а оставшиеся не очень-то помогают выжить в опасном и постоянно меняющемся социальном окружении.
Роль инстинктов в человеческом обществе как бы выполняют социальные институты — мощные инструменты, выкованные тысячелетней культурной эволюцией. Они тоже помогают бо-. роться за существование и успешно выживать. Но не отдельному
ндивиду, а всему обществу. Их предназначение — удовлетво-рть важнейшие жизненные потребности коллектива.
Итак, социальная функцияинститута — удовлетворять II потребности общества.
У каждого человека — индивидуальная комбинация по-юебностей. Фундаментальных, одинаково важных для всех, сего пять, как и пять основных социальных институтов. Это |этребности
I • в воспроизводстве рода {институт семьи и брака); I • в безопасности и социальном порядке {политические институты, государство);
I • в добывании средств существования {экономические институты, производство);
- • в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров {институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру); 1 • в решении духовных проблем, смысла жизни {институт
религии).
Г Каждый социальный институт характеризуется определенной фикцией, целью деятельности, специфическими средствами, абором статусов и присущих ему ролей.
Одним из первых дал развернутое представление о социаль-:ых институтах американский социолог и экономист Торстейн Ылен (1857—1929). Многие положения его книги «Теория [раздного класса» (1899 г.) не устарели до сих пор. Эволюция €щества — это процесс естественного отбора социальных ин-титутов. По своей природе они представляют привычные спо-обы реагирования на стимулы, которые создаются внешними вменениями.
Так, на заре истории в человеческом стаде господствовал 'ромискуитет — беспорядочные половые отношения. Он грозил йловеческому роду генетическим вырождением. Постепенно их тали ограничивать запретами. Первый запрет — запрет крово-мешения. Он запрещал половые отношения между кровными ОДственниками. По существу таков первый и важнейший в ис-°рии вид социальных норм. Позднее появились и другие нор-Ц- Человечество училось выживать и приспосабливаться к ;Изни, организуя отношения при помощи норм. Так у людей '^Родился, может быть, самый ранний социальный институт — 'Нститут семьи и брака.
"°Ципло| ия для юрист ой
Таким образом, социальный институт — приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое .сводом социальных норм.
Передаваясь из поколения в поколение, нормы семейного и брачного поведения становились коллективной привычкой, обычаем, традицией. Они направляли образ жизни и образ мышления людей в определенное русло. Т. Веблен определял социальный институт как совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек поведения, образ мысли и образ жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним.
Отсюда и термин «институционализация», обозначающий закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка.
Так, институционализация какой-либо науки, скажем социологии, предполагает издание государственных стандартов и постановлений, создание исследовательских институтов, служб и лабораторий, открытие при университетах, колледжах и школах соответствующих факультетов, отделений, кафедр, издание журналов, монографий и учебников и т. д.
Основные институты есть в каждом обществе — от примитивного до современного, иначе это не общество. Мы можем убедиться, что понятие «социальный институт» — не абстракция. Оно обозначает реальную совокупность людей, которые трудятся в данной сфере, а также систему конкретных законов, управленческих решений и практических мероприятий.
Социальный институт, кроме всего прочего, еще и гигантская социальная система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агентств, колхозов и т. п.), которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры, или практики.
Институты — постоянно развивающиеся системы. Институт семьи прошел такие этапы, как групповой брак, полигамия и моногамия. На смену расширенной семье пришла нуклеарная, в которой всего два поколения: родители и дети. Исторически изменялись роли мужа и жены, обряд бракосочетания, методы воспитания детей и многое другое.
Колоссальную эволюцию претерпела сфера производства, охота и собирательство, огородничество, пастушество, земледе*
ие, ремесленные мастерские, мануфактура, машинное произ-Ьдство, безлюдные цехи. То же самое можно сказать о полити-|ских институтах, религии, образовании.
Таковы фундаментальные институты. Внутри них скрываются рлее мелкие образования. Их тоже называют институтами, но |лько неглавными, неосновными. Что они собой представляют?
У каждого главного института свои системы наработанных йрактик, методов, приемов, процедур. Так, экономические ин-мтуты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как ашита частной собственности, профессиональный подбор, ренка труда работников, маркетинг и т. д.
Социологи говорят об институтах целибата (безбрачия) в ка-|пичестве, крещения, исповеди, монашества, епископата и
и относящихся к основному институту религии.
Среди неглавных политических институтов мы обнаруживаем институты адвокатуры, присяжных, судебного контроля за аре-рми, президентства и т. д.
Внутри института семьи и брака, а сюда же входит и система Ьства, находятся институты отцовства и материнства, родовой яести, побратимства, имянаречения и т. д.
Итак, в рамках главных институтов находятся неглавные, неосновные институты — частные социальные практики либо обычаи. Например, целибат и кровную месть с равным правом ршо называть либо традицией, либо устоявшейся практикой, то Ьругое верно, так как определяя основной институт, мы уже фпочали в него и социальные практики, и обычаи. JB отличие от основного института неосновной выполняет •циализированную задачу (например, институт представители Президента России или институт наставничества в СССР), ■гуживает конкретный обычай или удовлетворяет нефундаме-■>ную потребность. Важнейший институт — собственность — ^Веблен возводил к потребности или склонности человека к ;оперничеству.
ТЬбщая черта основных и неосновных институтов — выпол-■мые функции (см. табл.). Функцией социального института ■ем называть ту пользу, которую он приносит обществу. Стало функционирование означает очень простую вещь — приносить обществу пользу.
ТФункции бывают явные, если они официально заявлены, осознаются и очевидны, и латентные, если они скрыты ■лаз, не заявляются.
Таблица 10.1. Функции и структурные элементы основных институтов общества
Функции | Институты | Основные роли | Физические черты | Символические черты |
Рождение и | Семейно- | Отец | Дом | Кольца |
воспитание | брачные | Мать | Обстановка | Обручение |
детей | Ребенок | Контракт | ||
Добывание | Экономические | Работодатель | Фабрика | Деньги |
пищи, одеж- | Наемный | Офис | Торговля | |
ды, жилья | работник | Магазин | Марка | |
Покупатель | Реклама | |||
Продавец | ||||
Поддержание | Политические | Законодатель | Общественные | Флаг |
законов, | Субъект права | здания и места | Кодекс | |
правил и | Хартия | |||
стандартов | ||||
Содействие | Религиозные | Прихожанин | Собор | Крест |
соборным | Священник | Церковь | Алтарь | |
отношениям, | Библия | |||
углубление | Коран | |||
веры | ||||
Социализа- | Образование | Учитель | Школа | Диплом |
ция людей, | Ученик | Колледж . | Ученая сте- | |
приобщение | Студент | Учебник | пень | |
к базисным | ||||
ценностям | ||||
культуры |
К явным функциям школы относятся приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества. Но у нее есть также скрытые функции: приобретение определенного социального статуса, который позволит взобраться на ступеньку выше неграмотного, завязывание прочных дружеских связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда.
Функция может быть явной для одних членов общества и латентной для других. Например, одним важно приобрести в университете фундаментальные знания, а другим — завязать знакомства или уклониться от службы в армии.
Наличие латентных функций показывает, что пользу от любого института можно извлечь гораздо большую (и прежде всего для себя лично), нежели об этом официально заявляется.
Ключевые слова: