Виды стратификации

11.2. Исторические типы стратификации

Рабство, касты, сословия характеризуют закрытые общества, классы— открытые.

Закрытым является общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. В открытом обществе перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены.

Рабство — экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и край­ней степенью неравенства.

Исторически рабство эволюционировало. Различают две его формы:

• при патриархальном рабстве (примитивная форма) раб об­ладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, всту­пал в брак со свободными. Его запрещалось убивать,

• при классическом рабстве (зрелая форма) раба оконча­тельно закабалили: он жил в отдельном помещении, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его раз­решалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина («говорящим орудием»).

Античное рабство в Древней Греции и плантационное раб­ство в США до 1865 г. ближе ко второй форме, а холопство на Руси X—XII вв. — к первой. Различаются источники рабства: античное пополнялось преимущественно за счет завоеваний, а холопство было долговым, кабальным рабством. Третий источ-

ник — преступники. В средневековом Китае и в советском ГУЛАГе (внеюридическое рабство) на положении рабов оказы­вались преступники.

На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Когда говорят о рабстве как историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию. Рабовладение — единствен­ная в истории ферма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого и когда низший слой лишен всяких прав и свобод. Такого нет в кастах и сословиях, не говоря I уже о классах.

Кастовый строй не такой древний, как рабовладельческий, и ; менее распространенный. Если через рабство в разной степени прошли практически все страны, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия — классический пример кас­тового общества, возникшего на развалинах рабовладельческого I в первые века новой эры.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в [ которой человек обязан исключительно своим рождением. Он 1не может перейти из своей касты в другую при жизни, для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение закреплено ин-[ дусской религией. Согласно ее канонам, люди проживают боль-( ше, чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствую-I щую касту в зависимости от того, каким было его поведение в'

■ предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного ро-

■ ждения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.

В Индии четыре основные касты: брахманы (священники), I кшатрии (воины), вайшеи (купцы), шудры (рабочие и крестья-|не) и около 5 тыс. неосновных каст и подкаст. Особо стоят па-|рии (неприкасаемые) — они не входят ни в какую касту и зани-Ёмают самую низшую позицию. В ходе индустриализации касто-

■ вые различия размываются и постепенно заменяются классами. ■Индийский город все больше становится классовым, а деревня, I в которой проживают 7/10 населения, остается кастовой.

Сословия предшествуют классам и характеризуют феодаль-I ные общества, которые существовали в Европе с IV по XV вв.

Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными I обычаем или юридическим законом и передаваемыми по на-I следству правами и обязанностями.

Для сословной системы, включающей несколько страт, ха-I рактерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и

■ привилегий. Классическим образцом сословной организации яв-

лялась Европа, где на рубеже XIV—XV вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегиро­ванное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В X—XIII вв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII в. утверди­лось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности.

Права и обязанности каждого сословия устанавливались юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий.

Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уров­ней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли за­ниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским со­словием (рыцарство).

Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. Межсословные браки допускались, иногда допускалась и индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение. В качестве пережитка подобная практика сохранилась в совре­менной Англии.

Класс понимают в двух смыслах — широком и узком.

В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не вла­деющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характери­зующуюся специфическим способом получения дохода.

Поскольку частная собственность возникает в период зарож­дения государства, считается, что уже на Древнем Востоке и в античной Греции существовали два противоположных класса — рабов и рабовладельцев. Феодализм и капитализм не являются исключением — и здесь существовали антагонистические клас­сы: эксплуататоров и эксплуатируемых. Такова точка зрения К. Маркса, которой придерживаются и сегодня не только отече­ственные, но и многие зарубежные социологи.

В узком значении класс — любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, об­разованием, властью и престижем. Такая точка зрения преобла-

 

дает в зарубежной социологии, а ныне упрочивается и в отече­ственной.

Опираясь на описанные критерии, в современном обществе выделяют не два противоположных, а несколько переходящих ;руг в друга страт, называемых классами. Одни социологи на­читывают шесть классов, другие — пять и т. д. Согласно узкой ж1актовке, классов не было ни при рабовладении, ни при фео­дализме. Они появляются только при капитализме и знаменуют собой переход от закрытого к открытому обществу.

Хотя собственность на средства производства играет в совре­менном обществе важную роль, ее значение постепенно снижа­ется. Эра индивидуального и семейного капитализма уходит в прошлое. В XX в. доминирует коллективный капитал. Акциями од­ного предприятия могут владеть сотни и тысячи людей. В США, например, насчитывают более 50 млн. акционеров.

Поскольку собственность распылена между огромным чис­лом владельцев, принимать ключевые решения способны только те, кто держит контрольный пакет акций. Часто ими оказывают­ся высшие менеджеры — президенты и директора компаний, председатели советов.

Страта менеджеров постепенно выходит на первый план, от­тесняя традиционный класс собственников. Понятие «менед­жерская революция», предложенное американским социологом Дж. Бернхаймом в середине XX в., отражает новую реальность — «расщепление атома собственности», исчезновение классов в старом понимании, выход на историческую арену несобственни­ков (менеджеры — лица наемного труда) в качестве ведущего класса или страты современного общества.

Понятие «класс» появилось в конце XVIII в., когда во весь голос заявила о себе новая историческая сила — буржуазия, ре­шительно оттеснявшая на второй план дворянское сословие. Это понятие отражало наступление новой исторической эпохи.

Промышленная революция XVIII—XIX вв. разрушила фео­дальную систему и вызвала к жизни социальные силы, которые привели к формированию классового строя. В то время как численность духовенства, дворянства и крестьянства либо не увеличивалась, либо сокращалась, численность третьего сосло­вия резко возрастала. Развитие торговли и промышленности вызвало к жизни новые профессии: предпринимателей, ком­мерсантов, банкиров, купцов. Появилась многочисленная мел­кая буржуазия. Разорение крестьян и уход их в город вели к

сокращению их численности и возникновению новой страты, которой не знало феодальное общество, — наемных индустри­альных рабочих.

Постепенно формировался новый тип экономики — капи­талистической, которой соответствует новый тип социальной стратификации — классовая система. Рост городов, промыш­ленности и сферы услуг, падение власти и престижа земельной аристократии и укрепление статуса и богатства буржуазии кар­динально изменили облик европейского общества. Новые про­фессиональные группы, вышедшие на историческую арену (ра­бочие, банкиры, предприниматели и т. д.) укрепляли свои пози­ции, требовали привилегий и признания своего статуса. Вскоре по своему значению они сравнялись с прежними сословиями, но стать новыми сословиями не могли.

Термин «сословие» отражал исторически уходящую реаль­ность. Новую реальность лучше всего отражал термин «класс». Он выражал экономическое положение людей, обладающих вер­тикальной социальной мобильностью.

Переход от закрытого общества к открытому демонстрировал возросшие возможности человека самостоятельно сделать свою судьбу. Сословные ограничения рушились, каждый мог поднять­ся до высот общественного признания, перейти из одного класса в другой, приложив усилия, талант и трудолюбие. И хотя удается это единицам, даже в современной Америке, здесь устойчиво держится выражение «человек, сделавший себя сам».

Роль детонатора сыграли деньги и товарно-денежные отно­шения. Они не считались с сословными барьерами, аристокра­тическими привилегиями, наследуемыми титулами. Деньги всех уравнивали, они универсальны и доступны всем, даже тем, кто не унаследовал состояния и титулы.

Общество, в котором доминировали приписываемые статусы, уступало место обществу, где главную роль стали играть дости­гаемые статусы. Это и есть открытое общество. Основным про­явлением открытого общества является средний класс.

Средний класс — уникальное явление в мировой истории. Можно сказать, его не было на протяжении всей истории чело­вечества, он появился лишь в XX в.

В обществе средний класс выполняет специфическую функ­цию, он стабилизатор общества. Чем он многочисленнее, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать рево­люции, межнациональные конфликты, социальные катаклизмы.

Средний класс состоит из тех, кто сделал судьбу собствен­ными руками и, следовательно, кто заинтересован в сохранении строя, предоставившего подобные возможности. Средний класс разводит два противоположных полюса — бедных и богатых — и не дает им столкнуться. Чем тоньше средний класс, тем ближе друг к другу полярные точки стратификации, тем вероятнее их столкновение, и наоборот. В индустриально развитых странах он 1 составляет большинство населения — от 60 до 80%.

Современный средний класс является историческим преем­ником «третьего сословия», которое на заре промышленной ре-, волюции взорвало сословную систему. Само понятие «средний ! класс» возникло в XVII в. в Англии. Оно обозначало особую i группу предпринимателей, противостоявших, с одной стороны, верхушке крупных землевладельцев, с другой — «пролетарской голытьбе». Постепенно к нему стали причислять мелких и сред-|них буржуа, лиц свободных профессий.

Ключевые слова: