базис демократии. Чем глубже разделение труда, тем больше появляется новых профессий.
Немецкий социолог, экономист и юрист Макс Вебер (1864— 1920) жил в одно время с Э. Дюркгеймом. Тем не менее взгляды их существенно различались. Дюркгейм и Маркс отдавали приоритет обществу. Маркс главным для прогресса считал экономические факторы, верил в историческую миссию пролетариата. Вебер превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию. Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием. Коллективное сознание — скорее метафора, нежели точное понятие. «Класс», «государство», «общество» — собирательные понятия. Мы говорим «о капиталисте», «предпринимателе», «рабочем» или «короле» как о сред-нетипичном представителе данного слоя. Но предпринимателя или рабочего «вообще» не существует. Это абстракция,
придуманная учеными для того, чтобы одним именем обозначать целые совокупности фактов, людей, явлений. Иначе их можно назвать «идеальными типами».
Говоря о методах исследования, Вебер подчеркивал, что уповать только на социальную статистику неправильно. Это первый и далеко не последний шаг ученого. Второй и более главный шаг — поиск мотивов, которые могут раскрыть содержательную связь явлений. Статистика и изучение мотивов, которое игнорировали Конт, Маркс и Дюркгейм, — взаимодополнительные части социологического исследования. Таково ядро научного метода.
Но как выяснить мотивы? Ведь мы их не видим. Ученому надо мысленно поставить себя на место того, кого он изучает, и разобраться, почему он поступил так, а не иначе, что им руководило, какие цели он преследовал. Наблюдая цепочку реальных действий, например забастовку, социолог должен сконструировать правдоподобное объяснение на основе внутренних мотивов ее участников. Мотивы других людей раскрываются благодаря знанию того, что в схожих ситуациях большинство людей поступают одинаково. Так Вебер подошел к теории со-
циального действия, выделив четыре его типа: целерациональ-ное; ценностно-рациональное; традиционное; аффективное. Два последних не входят в предмет социологии, так как человек выполняет их либо автоматически, сообразуясь с традициями, либо бессознательно, подчиняясь чувствам (аффектам). Только два первых он относил к социологии и называл их рациональными (осознанными).
Занимался М. Вебер и проблемами социологии права, стре мясь выявить специфику правового по сравнению с моральным В работе «Хозяйство и общество» (1922) он сформулировал понятие «правовой персонал». Это специальные представители общества (руководитель, полицейский, судья), которые уполномочены им следить за соблюдением норм и применять санкции к их нарушителям. Уже само наличие правового персонала придает юридический характер нормам, соблюдение которых он призван обеспечивать. И если в патриархальных обществах правовой персонал выполнял множество функций (вождь, ша ман), то в современном обществе он узкоспециализирован. По Веберу, развитие права идет в направлении его рационализации, которая включает возрастающую специализацию и бюрократизацию персонала.
Творческое наследие Вебера обширно. Он внес вклад в теорию и методологию, заложил основы отраслевых направлений социологии: бюрократии, религии, города и труда. А гипотеза Вебера о происхождении капитализма из протестантской этики (кальвинизма) до сих пор является предметом научных дискуссий.
М. Вебер и Э. Дюркгейм не только создали самую развитую теорию общества в тот исторический период, но и заложили методологический фундамент современной социологии, что было сделать еще труднее.
Итак, мы совершили небольшое путешествие в историю социологии и остановились у самого порога ее современного этапа.
Основные имена: