О. Конт К. Маркс Э. Дюркгейм М. Вебер

Глава 2 Социология как наука

Под объектом исследования какой-либо науки понимаются яв­ления и процессы, на которые направлено познание и которые су ществуют до и независимо от познания. Предмет науки — некото рые стороны, свойства и отношения объекта, которые выявлены в нем в процессе его исследования посредством метода и зафикси­рованы в определенной знаковой форме. Предмет есть совокуп ность понятий, с помощью которых наука описывает свой объею исследования.

Предмет науки исторически изменчив. Появляются новые ме­тоды исследования, изобретаются новые инструменты и приборы совершенствуются средства познания. Объект же познания изме­няется не в результате познания, а независимо от него.

Если науки различаются объектами, то ясно, что это разные науки. Но разные науки могут иметь один общий объект, различаясь в то же время своими предметами. Поэтому главным для науки, оп­ределяющим ее содержание и направленность исследований, бу­дет не объект, а предмет.

2.1. Объект и предмет социологии

В широком смысле объектом социологии являются общество в целом, входящие в него социальные группы и люди. Это же яв ляется объектом и для многих других социальных наук — эко номики, социальной психологии, психологии и т. д. Социологии рассматривает объект под своим углом зрения, она изучает об щество как социальную систему, состоящую из определенных элементов и имеющую свою структуру, рассматривает его как в статике, так и в динамике. Социологию интересует не случай­ное и уникальное, а закономерное и типичное. Совокупность теоретических понятий, с помощью которых социология опи сывает эту социальную систему, т.е. предмет социологии, мы и рассмотрим.

24 k

Среди основных понятий выделим два главных, которые назо­вем первокирпичиками — это статус и роль. Первое дает ста­тическое изображение предмета социологии, а второе — динамическое. Статусом называется позиция (положе­ние) человека в группе или обществе.

Быть лидером или аутсайдером в малой группе, например в компании друзей, означает иметь неформальный, или личный статус. Быть инженером, мужчиной, мужем, русским, право­славным, республиканцем, бизнесменом — значит иметь фор­мальный, или социальный, статус, занимать определенное место в системе общественного разделения труда. У одного человека может быть множество статусов. А ролей?

Любой статус состоит из ролей, а они — из совокупности прав и обязанностей, которые по традиции общество закрепляет за данным статусом. Учитель обязан передавать знания учени­кам, оценивать их успехи, следить за дисциплиной, т. е. выпол­нять различные роли. Права и обязанности определены соци­альными нормами. Другой пример: статус «отец» включает в се­бя несколько ролей: воспитатель детей, обеспечивающий материальное благополучие семьи, партнер по играм и некото­рые другие. У каждой роли — свой круг прав и обязанностей, которые определены либо законом, либо обычаем. Роль «воспи­тателя» из статуса «отец» предполагает, что мужчина имеет пра­во наказывать своих детей и несет обязанность перед обществом за то, что воспитает их в духе законопослушания, уважения к традициям и обычаям своего народа.

У каждой роли — свой круг прав и обязанностей, которые определены соответствующими нормами поведения. И так буквально с каждым социальным статусом. Нормы могут оп­ределять каждую роль по отдельности либо их совокупность в целом.

1 Статус указывает на место в социальной структуре, а роль на способ поведения.

Модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом соответствующими социаль­ными нормами, называется ролью. Это динамическая характери­стика статуса.

Представим себе абстрактную ситуацию: все существующие в обществе статусы (а их десятки тысяч) пусты наподобие не­заполненных медом ячеек улья. Людей нет, есть только пус-

тые статусы: одно название — один статус. Совокупность пус­тых, т.е. незаполненных людьми статусов, образует социальную структуру общества. Если заполним каждую ячейку людьми. то получим большие социальные группы людей, совокупность которых дает социальный состав населения. Его изучает стати­стика.

В примитивном обществе мало статусов: вождь, шаман, мужчина, женщина, муж, жена, сын, дочь, охотник, собира­тель, ребенок, взрослый, старик, в принципе их можно пере­считать по пальцам. А в современном обществе одних только профессиональных статусов около 40 000, семейно-брачно-родственных отношений более 200 (деверь, сноха, кузина и т. д.), многие сотни политических, религиозных, экономиче­ских. На нашей планете 3000 языков, за каждым из них стоит этническая группа — нация, народ, народность, племя. Это то­же статусы. Они входят в демографическую систему наряду с половозрастными статусами.

Итак, первокирпичики предмета социологии — статусы и роли. Первые дают статическую, а вторые динамическую карти­ну общества. Совокупность незаполненных статусов дает нам социальную структуру общества.

Социальные ячейки (статусы) скреплены особо прочным фундаментом — социальными функциями.

В чем, например, состоит функция учителя? Передавать свои знания, оценивать успехи, следить за дисциплиной. Это знако­мые нам права и обязанности. Они относительны. Статус учите­ля относителен статуса ученика, но не офицера, русского и т. д. Относительность означает функциональную взаимосвязь стату­сов. Вот почему социальная структура не просто совокупность, а функциональная взаимосвязь статусов. Выполняя свои обязанно­сти, учитель вступает в определенные отношения с учеником, а тот — с учителем, родителями, полицейским, ровесниками, про­давцом, таксистом и т. д.

Социальные статусы связаны социальными отношениями, личные статусы — межличностными отношениями. Общество окутано огромной сетью социальных отношений, под ней, эта жом ниже, расположена сеть межличностных отношений.

Для социологии важно не то, в какие личные отношения вступают люди, а то, как сквозь них проглядывает нечто бо­лее фундаментальное — социальные отношения. Начальник цеха может относиться к рабочему с большой симпатией. Личные

отношения у них замечательные. Но если рабочий плохо справляется со своей профессиональной ролью, не соответст­вует статусу, его уволят. Начальник и подчиненный — соци­альные роли.

Таким образом, статусы связаны между собой социальными функциями, которые проявляются через социальные отношения. функции и отношения наподобие цемента и песка создают прочный раствор, скрепляющий социальную структуру.

Индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между собой в социальные взаимодействия. Это регулярный, повторяю­щийся процесс. Только регулярно повторяющиеся социальные взаимодействия кристаллизуются в социальные отношения.

Анализировать социальную роль, не рассматривая, что та­кое человеческая личность, — трудное занятие. Всю жизнь мы учимся правильно исполнять социальные роли, следовать предписанным нормам и обязанностям. Этот продолжающийся всю жизнь процесс обучения называют социализацией. Ее ре­зультат — социально зрелая личность. А какая же личность без культуры?

Культура — совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра.

Преемственность культуры достигается через социализа­цию. А надзирает за тем, правильно или неправильно проходит социализация, особый механизм — социальный контроль. Он пронизывает все общество, принимает множество форм и об­личий (общественное мнение, цензура, сыск и т. п.) и состоит из двух элементов — социальных норм (предписаний, что долж­но делать) и институтов (контролирующих соблюдение этих предписаний).

Социальный контроль — механизм регуляции поведения индиви­дов и групп.

Когда в обществе нет законов и норм, устанавливается бес­порядок, или аномия. А когда отдельный человек отклоняется от норм либо их нарушает, его поведение называют девиантным.

У каждого человека есть потребности, которые он стремится Удовлетворить: физиологические, социальные, духовные. Важней­шие, или фундаментальные, потребности у всех одинаковы, а вто­ростепенные рахчичны. Первые универсальны, т.е. присущи всему Населению, стало быть, характеризуют общество в целом.

Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества, называются социальными институ­тами.

Семья, производство, религия, образование, государство — фундаментальные институты человеческого общества, возник­шие в глубокой древности и существующие по сию пору. В сво­ей зачаточной форме семья, по свидетельству антропологов, появилась 500 тыс. лет назад. С тех пор она постоянно эволю­ционировала, принимая множество форм и разновидностей: по­лигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная се­мья, расширенная семья, неполная семья и т. д.

Социальный институт — реально существующее явление. Конечно, соединить в единое целое всех людей, все учреждения и организации, которые на протяжении веков связаны с одной функцией — семьей, религией или образованием — и предста­вить их как один из институтов непросто. И все же социальный институт реален.

Во-первых, в каждый данный момент времени один институт представлен совокупностью людей и социальных организаций. Совокупность школ, техникумов, вузов, различных курсов и т. п. плюс министерство образования и весь его аппарат, научно-исследовательские институты, редакции журналов и газет, ти­пографии и многое другое, что связано с педагогикой, состав­ляют социальный институт образования. Во-вторых, основные, или общие, институты в свою очередь состоят из множества не­основных, или частных, институтов. Их называют социальными практиками. К примеру, в институт государства входят институт президентства, институт парламентаризма, армия, суд, полиция, прокуратура и т. д. Так же обстоит дело с религией (институты монашества, крещения, исповеди и т. д.), производством, семь­ей, образованием.

Таким образом, статусы, роли, социальный контроль сущест­вуют не сами по себе. Они формируются в процессе удовлетво­рения фундаментальных потребностей общества. Механизмами такого удовлетворения выступают социальные институты, под­разделяющиеся на основные (их всего пять: семья, производст­во, государство, образование и религия) и неосновные (их го­раздо больше).

Вот мы и получили целостную картину общества, описан­ную при помощи социологических понятий. У этой картины

две стороны — статическая, описываемая структурой, и дина* мическая, описываемая социальными изменениями. А исход­ные кирпичики здания — статус и роль. Они тоже двойствен­ны. Для завершения картины не хватает, пожалуй, еще двух важных понятий — социальной стратификации и социальной мобильности.

Социальная стратификация — совокупность больших соци­альных групп, расположенных иерархически по определенному критерию и называемых стратами. Это иная версия социальной структуры. Статусы расположены не горизонтально, а верти­кально. Только на вертикальной оси они могут соединяться в новые группы — страты, слои, классы, сословия, которые отли­чаются друг от друга по признаку неравенства. Бедные, зажи­точные, богатые — общая модель стратификации.

Переход из одной страты в другую, неравную (скажем, из бедных в богатые), либо в равную (скажем, из водителей в трактористы) описывается понятием социальной мобильности, которая бывает вертикальной и горизонтальной, восходящей и нисходящей.

Ключевые слова

Статус

Роль

Социальная структура

Культура

Социальная функция

Социальная стратификация

Социальный институт Социальный контроль Социализация Социальная мобильность Социальные отношения

2.2. Методы социологии

Социология не может существовать, не добывая эмпириче­скую информацию самого разного плана — о мнении избира­телей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости и т. д. В первую очередь исследователь использует официальную стати­стику, публикуемую в журналах, бюллетенях, докладах. Недос­тающую информацию он собирает в социологическом опросе, гДе выясняются субъективные мнения людей (в анкетировании

их называют респондентами). Ответы математически усредня­ются, обобщенные данные представляются в виде статистиче­ских таблиц, затем выводятся и объясняются закономерности. Конечный итог — построение научной теории, которая позво­ляет предсказывать будущие явления и разрабатывать практи­ческие рекомендации.

При сборе первичных данных используют четыре основных метода:

опрос (анкетирование и интервьюирование)

анализ документов (качественный и количественный)

наблюдение (невключенное и включенное)

эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

Опрос

Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Вопросы задают не только социологи Первым задумался о научной постановке вопросов дрегзнегрече ский философ Сократ, который разгуливал по улицам Афин и ставил прохожих в тупик хитроумными парадоксами. Сегодня опросным методом пользуются, кроме социологов, также жур налисты, врачи, следователи, учителя.

Что же характерно для социологического опроса?

Первое отличие — количество опрошенных. Назван­ные выше специалисты имеют дело, как правило, с немногими людьми. Социолог же опрашивает сотни и тысячи людей и лини затем, обобщив полученную информацию, делает выводы. По чему он так поступает? Когда опрашивают одного человека, тс получают личное мнение. Для журналиста, интервьюирующей эстрадную звезду, врача, составляющего диагноз на основаниг слов пациента, следователя, доискивающегося до причин гибелг человека, большего и не надо. Ему необходимо именно личное мнение опрашиваемого.

Напротив, социолог, опрашивающий множество людей, ин тересуется общественным мнением. Индивидуальные отклоне ния, субъективные предубеждения, предрассудки, ошибочньн суждения, намеренные искажения, если их обработать статиста чески, — взаимопогашаются. В результате социолог получает ус редненную картину реальности. Он опросил 100 инженеров, ж выявил среднетипичного представителя данной профессии. Во почему всоциологической анкете не требуют указывать свок

фамилию, имя и отчество, адрес. Она анонимная. Итак, социо­лог, получая статистическую информацию, выявляет социальные типы личности.

Второе отличие — достоверность и объективность. Они тесно связаны с первой чертой: опрашивая сотни и тысячи людей, социолог получает возможность обрабатывать данные математически. Он усредняет разнообразные мнения и в резуль­тате получает гораздо более достоверную информацию, нежели журналист. Ее можно назвать даже объективной, если строго со­блюдены все научно-методические требования, хотя получена она на основе субъективных мнений.

Третье отличие — цель опроса. Врач, журналист или следователь вовсе не стремятся к обобщенной информации, они выясняют то, что отличает одного человека от другого. Конечно, все они стремятся к правде, добиваясь правды от опрашиваемо­го: следователь — в большей степени, журналист, которому за­казали сенсационный материал, —- в меньшей. Но ни один из них не нацелен на расширение научного знания.

Полученные социологами данные о закономерностях связи труда инженеров с отношением к работе и формой досуга осво­бодят его коллег от необходимости еще раз проводить обследо­вание. Если подтвердилось, что разнообразный труд (инженерный) влечет разнообразный досуг, а однообразный труд (рабочий на конвейере) связан с однообразным, бессодержательным время­препровождением (выпивка, сон, просмотр телепередач), и та­кая связь теоретически доказана, то получен научный факт. Он универсален и всеобщ.

Хотя журналиста иливрача подобная универсальность мало удовлетворит. Им нужно раскрыть индивидуальные особенности и отклонения.

Анкетирование.Это самый распространенный в социологии метод. Анкета — размноженный на машинке, компьютере илитипографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству рес­пондентов. Они рассматриваются в качестве объекта исследо­вания.

Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Так, во­просы журналиста не считаются анкетой, хотя в них налицо своя логика и последовательность. Анкетой называется лишь то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стан­дартным образом. Именно потому к ним применимаппарат ста-

 

тистики. Кроме того, опрашиваемый обязан заполнить анкету по правилам, изложенным в инструкции к ней.

Логика построения вопросов в анкете соответствует целям исследования и служит получению только такой информации которая проверяет гипотезы.

Журналист, врач или следователь тоже придерживаются оп­ределенной программы и целей, но научных гипотез они не вы двигают, хотя следователь проверяет определенную версию, журналист заранее строит план интервью.

Вопросы в анкете формулируются максимально конкретно и точно. Нельзя допускать неясностей и двусмысленности.

Все вопросы делятся на два основных типа — открытые и за­крытые. В открытых вопросах после текста вопроса социоло! оставляет место и просит респондента самого сформулировать свое мнение. Например:

Каков доход на одного человека в вашей семье? ,___________

В закрытых вопросах после текста социолог предлагает набор ответов или альтернатив. Пример:

Каков доход на одного члена в вашей семье?

1. До 100 руб.

2. От 101 до 500 руб.

3. От 501 до 1 000 руб.

4. Свыше 1 000 руб.

Один и тот же вопрос можно сделать открытым и закрытым Закрытые легче обрабатывать на компьютере, но они требуют о социологов исчерпывающего знания предмета. Открытые ис пользуются там, где эти знания ограничены и исследовани проводится с разведывательной целью.

В социологии различают два типа анкетного опроса -сплошной и выборочный.

Разновидностью сплошного опроса выступает перепись, пр: которой опрашивается все население страны.

С начала XIX в. переписи населения проводятся в европеи ских странах, а сегодня они используются повсеместно. Они да ют бесценную информацию, но стоят дорого. Даже богаты страны могут позволить себе подобную роскошь раз в 10 леч Сплошной опрос по охвату исчерпывает всю совокупность рее пондентов, принадлежащих к какой-то общности или группе Население страны — самая крупная из таких общностей. 1

есть и более мелкие, например, персонал предприятия, все уча­стники афганской войны, все ветераны войны, все жители не­большого города. Если опрос проводится на таких объектах, он также называется сплошным. Эта разновидность используется на практике чаще переписей. Именно к ней обычно применяют наименование сплошного опроса, а перепись выделяют в само­стоятельный вид.

Выборочное обследование является более экономичным и не менее надежным методом, хотя требует более изощренной мето­дики и техники. Его основа — выборочная совокупность (вы­борка) — уменьшенная копия генеральной совокупности.

Генеральной совокупностью считают все население или ту его часть, которую социолог намерен изучить. Выборочной совокупно­стью называют множество людей, которых социолог опрашива­ет. В сплошном опросе они совпадают, в выборочном расходят­ся. Институт Гэллапа в США регулярно опрашивает 1,5—2 тыс. человек, а в результате получает достоверные сведения обо всем населении, ошибка не превышает нескольких процентов. Так же ведут себя отечественные социологи. Самые авторитетные со­циологические фирмы в России — ВЦИОМ и Vox Populi.

Кого относить к генеральной совокупности — определяют цели исследования, а кого включать в выборочную совокупность — решают математические методы.

Если социолог намеревается взглянуть на афганскую войну глазами ее участников, то в генеральную совокупность войдут все воины-афганцы, но опрашивать ему придется небольшую часть — выборочную совокупность. Для того чтобы выборка точно отражала генеральную совокупность, социолог придержи­вается правила: любой воин-афганец независимо от места жи­тельства, места работы, состояния здоровья и других обстоя­тельств, возможно, затрудняющих их поиск, должен иметь оди­наковую вероятность попасть в выборочную совокупность.

Социолог не имеет права опрашивать специально подобран­ных, первых встречных или наиболее доступных респондентов. Выборка имеет вероятностный механизм отбора, специальные математические процедуры, обеспечивающие наибольшую объ­ективность. Считается, что случайный метод — наилучший спо­соб отобрать типичных представителей генеральной совокуп­ности.

Свойство выборки отражать характеристики изучаемой (ге-ральной) совокупности называется репрезентативностью. Рас-